Пастырско-инспекторско-политический
На модерации
Отложенный
В последние недели тропического июля главной политической темой украинских СМИ стал «пастырский визит» патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Начался он в Одессе, продолжился в Крыму и Днепропетровске, завершился в Киеве. Украинские журналисты и политологи этот визит иногда называли «инспекторским», чаще — с негодованием — политическим, вероятно, подразумевая под этим, что церковь вообще-то политикой не занимается, но в этом отдельно взятом случае мы имеем исключение из правил.
«Камнем преткновения» стал проговоренный патриархом в Одессе тезис о «русском міре» — украинские политики и примкнувший к ним Филарет увидели в нем призыв к «построению новой империи». Как это обычно бывает в подобного рода «полемиках», украинских коллег «поддержали» пропагандисты из Информационного отдела Русской православной церкви. Владимир Легойда немедленно заявил, что «украинские политики исказили цели визита», и никакого политического смысла в речах и делах патриарха нет. Кажется, все же настоящий смысл здесь не в «опровержении» очевидных вещей (куда естественнее было бы согласиться с тем, что всякая Церковь проводит свою политику), а в последовавшем за «опровержением» пространном сожалении о тех верующих, которые «оказались вне канонической Церкви». Ключевым словом в этом официальном заявлении стал «раскол», и, похоже, именно «филаретовцы» сделались главными героями июльских переговоров, а дальнейшая судьба Киевского патриархата, его паствы и — что немаловажно — собственности стала едва ли не главной темой «пастырско-инспекторско-политического» визита патриарха. Пока украинские политологи в привычном для себя конспирологическом ключе развлекали публику версиями кремлевских раскладов, теориями о «соперничестве» Сечина и Гундяева и вероятности «тройственного союза» (патриарх-премьер-президент), глава РПЦ и украинский президент решали в Крыму вопросы куда более конкретные и серьезные.
Едва ли не сразу после заявления председателя Информационного отдела РПЦ прозвучал призыв Одесской епархии Украинской православной церкви (УПЦ МП) «ликвидировать регистрацию Украинской православной церкви Киевского патриархата». Призыв был адресован непосредственно «мирским властям», а пресс-атташе епархии отец Сергий (Лебедев) недвусмысленно пояснил, что именно нужно делать: «Для того чтобы эти вопросы — о собственности, юрлице — решить (напомним, что церковь в Украине не имеет статуса юридического лица — ред.), ничего особо сложного не надо. Посмотрите, как быстро покончили с расколом в Болгарии: правительство приняло решение, и буквально в течение недели оно было воплощено в жизнь. Раскол исчез моментально, потому что это было искусственное образование. Так что если будет политическая воля, если политическая мудрость будет проявлена руководством страны, то раскол исчезнет как дым.
Может быть, не за неделю как в Болгарии, но в течение месяца о нем забудут как таковом».
Вряд ли Янукович склонен верить, что Киевский патриархат рассеется как дым «в течение месяца», но за первые полгода своего президентства он сделал достаточно такого рода «шагов навстречу Кремлю», и у киевских «раскольников» есть реальный повод для беспокойства. Глава Киевского патриархата Филарет немедленно выступил с заявлением, сознательно сделав своей главной темой имперские амбиции Кирилла и его стремление лишить украинскую церковь автономии, а Украину как государство — независимости. При этом, похоже, апеллирует он нынче не к реальной мирской украинской власти, как это было в начале 90-х, но к правым радикалам. Уже известно, что Киевский патриархат намерен провести 28 июля крестный ход и что поддерживающие его активисты «Свободы», Конгресса украинских националистов и УНА-УНСО собираются пикетировать Владимирскую улицу — от Софийского собора до памятника св. равноапостольному князю на Владимирской горе, где патриарх Кирилл будет служить молебен в канун дня св. Владимира.
Задержание участника акции протеста против приезда на Украину
патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которую провели
активисты объединения "Свобода" и УНА-УНСО у Софийского собора
Городские власти Киева запретили протестные акции обеим сторонам: как «филаретовцам», так и рьяным адептам Московского патриархата. В Киеве еще помнят уличные «церковные войны» начала 90-х, ареной которых стала Софийская площадь. Лавра и София похожи сегодня на осажденные крепости, все подъезды и проходы к ним перекрыты железными щитами и автобусами МВД, эсхатологические проповеди о «земных царях» и «князе тьмы» из «мятежного» Владимирского собора уже несколько дней в буквальном (техническом) смысле транслируются на близлежащие улицы. Но главные события произойдут 27 и 28 июля. Вчера в Киево-Печерской лавре началось заседание Священного синода РПЦ, и «филаретовцам» в очередной раз напомнили, что в покаянии «нет ничего унизительного» и что «жить в расколе греховно и пагубно для души». Сегодня Синод продолжится, а на 28-е намечены «протестные мероприятия» УПЦ Киевского патриархата. Вероятно, «градус протестности» напрямую будет зависеть от того, что накануне решат иерархи в Лавре.
Но, похоже, РПЦ отныне видит Киев долгосрочным партнером и намерена «возобновить» независимую украинскую столицу в ее прежнем значении «колыбели православия». По крайней мере, патриарх заявил, что отныне намерен всякий год проводить заседания Синода в Киеве.
Комментарии