"Народовласть" или россияне, как путинская мебель
На модерации
Отложенный
Современную российскую социально-экономическую систему, вероятно, можно охарактеризовать термином "народовласть". Разумеется, к "власти народа" - демократии, это не имеет никакого отношения.
Ее суть в том, что у населения постепенно отнимаются все атрибуты субъектности в пользу принцепса.
Например, право выборов губернаторов, депутатов (формально их выбирают, но, по факту, все знают, что их назначает Путин). Экономика огосударствляется и россияне перестают ее субъектами, прекращают генерировать собственные доходы (потому, что госпредприятия - это не экономика, а форма собеса). И так далее. Даже собственная квартира не принадлежит россиянину. Потому, что если Путин пожелает ее отнять, то так и случится.
Словом, большинство граждан в стране лишено субъектности, а по факту субъект один - Путин. Но такое мироустройство не может существовать стабильно. Ведь "путинское большинство" - люди, а не столы и стулья. Хотя Путин и обращается с ними, как с мебелью: переставляет, "ссылает" в кладовку, а то и выбрасывает в печь.
Но, тем не менее, эта "человеческая мебель" жаждет субъектности по понятным причинам: не обладающий свойствами активности предмет не может быть признан живым ни самим собой, ни окружающими. И эту субъектность несчастные "путинские дрова" могут получить только из одного источника - единственного человека у кого в стране она есть - у Путина. Но не посредством получения свободы, самостоятельности, экономических и политических прав,т.е,субъектности, а через психологическое отождествление себя с Путиным. Это и есть народовласть.
В этом, мне кажется, секрет "тефлонового рейтинга" Путина. Потому, что это не Путин бомбит Сирию, а в воспаленном мозгу ватника именно он, по большому счету нищий, скверно питающийся, не очень здоровый, тем не менее - сыпет бомбы на ИГИЛ и "карает хохлов"; увольняет с работы Якунина и покровительствует Кадырову; пренебрежительно опаздывает на встречу с Меркель и держит в наложницах олимпийскую чемпионку.
То есть, рядовой ватан ощущает себя, конечно, не Самим, но чем-то вроде большого пальца ноги нацлидера. Чем-то совершенно безвольным и, априори, как рука или нога, лишенным нравственности, но не менее славным, чем весь Хозяин в целом.
Поэтому достучаться до "путинского большинства" не смогут никакие факты, порочащие Путина, потому, что вата ощущает деяния диктатора, как свои собственные действия. Нападки же на принцепса - как нападение на самих себя. И вообще, еще никому не удавалось распропагандировать руку или ногу против их владельца.
Когда закончится эта соматическая верность "путинской мебели" своему владельцу? Когда Путин не сможет обеспечивать свою всероссийскую моносубъектность и объектность подавляющего большинства россиян. То есть, перестанет быть всенародной кормушкой, например и россиянам самим придется проявлять активность (субъектность) добывая жрачку. Или не сможет быть монопольным защитником, если преступность сильно подпрыгнет. Факты свидетельствуют: уже сегодня в стране есть еще один субъект - Кадыров. Это, вероятно, только начало процесса.
Существовал ли феномен народовласти прежде, например, при Сталине? По многим причинам - нет. Назову одну: Сталин не был моносубъектом в идеологии. При всем желании он не мог заявить: социализм - тупик, мы будем строить капитализм. То есть, гражданам оставалась сфера, - преданность коммунистической идеологии, где они были хоть в этом - независимы и активны в реализации себя (хотя в определенных рамках). Путин же может объявить строительство любого строя в любой момент, поддержку или осуждение обществом и государством любой этической нормы и получит те же 86 процентов поддержки. Как верно заметил Володин: Путин - это Россия, а Россия - это вата. Следовательно: Путин - это вата. Но одной из половинок умозаключения скоро придется исчезнуть. Потому, что копыто или рог не станут считать себя частью тела, которое не может (или не хочет) их кормить.
Павел Шибеко.
Комментарии