Жил был гений- Высоцкий..умер ..большинство его уже забыло...а люди его никогда не забудут !
На модерации
Отложенный
Убив того, который не стрелял
Он из дела ушел
Напёрсточники
Все ведущие утреннего эфира всех каналов излучают счастье — ура, им есть, где светиться. Все лица в рекламе, пьющие добрые напитки и чистящие зубы добрыми пастами, светятся добродушием. Вечерами радостные оскалы Андрея Малахова, Максима Галкина, Дмитрия Диброва — как неслышные гимны в честь собственной звёздности.
В годовщину смерти Высоцкого медийный символ современности на экране не появляется. Он словно уступает на краткое время место тому, чему на самом деле места нет на нашем ТВ и в нашем мире.
Только в виде тени прошлого, в виде любимого альбома, драгоценных записей, личного переживания — виртуальности.
В эпоху Урганта и обоих Малаховых остаётся делать эфир из попыток вспоминать и пытаться понять, как был возможен Владимир Высоцкий.
Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и "однодневки", случайные собутыльники, и те, что после его смерти стали сами себя называть "друзьями Володи".
В стихах Высоцкого — биография страны. Он затронул, по-моему, все важные, или точнее больные, моменты нашей истории. Он рассказывал о войне, о больших стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий, как истинный поэт, пропустил время через свое сердце.
Когда вместе с волной мути вдруг начали выплескивать на Высоцкого казенную позолоту, стараясь не то отмыться от грехов прежнего «непущания», не то под шумок приспособить его на роль штандарта шумных перемен. Росло неприятие происходящего, и принимать, пусть косвенно, участие в каких-либо мероприятиях было неуместно. А, между тем, раскрутка набирала обороты, каждый год, двадцать пятого июля повторялось практически одно и то же…
Уже не молодые «молодые люди» на кладбище с гитарами, старательно хрипящие «под»…
Обязательные прочувствованные слова в программе «Время»…
Премьера очередного фильма о…
Появился памятник, словно в насмешку слепленный по мотивам его может быть самой пророческой, и от того самой страшной своим попаданием песни:
А потом, по прошествии года,
-Как венец моего исправленья — Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,-
Под мое — с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась — Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,-
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Я немел, в покрывало упрятан,-
Все там будем! — Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдернули — как я обужен,-
Нате смерьте! — Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
От чуть ли не стопроцентных совпадений брала оторопь и расползались мурашки.
А с экрана год от года все откровеннее делились «всей правдой» друзья и близкие, а также друзья близких и близкие друзей…
Казалось, уже все сказано, срывать покровы уже не с чего: газеты и журналы отметились в расследованиях и разоблачениях не по разу и не по два, а экранное время фильмов и передач о Высоцком несколько превзошло по продолжительности фильмы с его участием…
Теплилась надежда что мутный поток иссяк и что четверть вековая годовщина за давностью лет оставит в стороне натуралистические подробности и будет просто еще один день, когда можно посмотреть любимые фильмы, записи старых концертов, спектаклей и – просто вспомнить.
Но все покатилось по наезженным рельсам: примерно за неделю ТВ анонсировало небольшой скандальчик вокруг нового «откровенного рассказа», удивившись нежеланию законных наследников разрешать создателям фильма использовать фонограммы песен. Получилось так, что главная тема ленты не поэт и его творчество, а наркоман и его недуг.
Вопрос, конечно, тоже актуальный, особенно в свете, как говорится, новых постановлений э-э-э … правительства по борьбе с наркоманией. Но, думается, что его актуальность — предмет не для печальной годовщины.
Почему-то представляется, что для адекватной части аудитории Высоцкий был и останется примером личности ярчайшей, а не наркотической зависимости. Нормальному человеку не очень важно знать, «был ли убийцею создатель Ватикана», потому что для него Микеланджело – гениальный художник, Чайковский – композитор, Блок – поэт, а Меркьюри – певец. Все остальное в их жизни – предмет исследований узких специалистов. Почему нужно непременно вытаскивать на свет божий порок и грязное белье – не слишком ли много этого добра разложено и развешано на доступном – руку протяни – расстоянии?
Сейчас на ТВ неделю подготавливается "наше" мнение о состряпанном фильме о В.С. Высоцком, к которому, к сожалению, приложил свою нечистоплотную ручонку его сын Никита.Это, что, тот самый эффект, которого добивается режиссер?
И еще одно – примечательно, что создатели фильма решительно отказали своему герою в том, что было и двадцать пять лет назад очевидно всем – человек надорвался и, отчего бы он не умер, смерть его следствие противоречий уровня «система-личность», так же как дуэли поэтов ХIХ века и самоубийства поэтов ХХ-го.
И еще. Один из рассказчиков в фильме пытается, видимо, оправдываясь за все выложенное на экран, донести до зрителя мысль: если уж такой сильный человек не смог противостоять недугу, то куда им, тем юнцам и юницам, что легкомысленно тянутся к наркотикам…
Хороший, конечно, посыл. Только вот воспринять его можно по-разному. Можно ведь повернуть и иначе и сказать: "А чо, вон, Высоцкий был наркоманом, а какой поэт! А что умер рано – ну, так от этого никто не застрахован". Не следует забывать, что логика может быть и такой.
И еще одно. Подобный перекос в рассказе о любом замечательном человеке, имевшем тот или иной порок – а не имеют их вовсе, к сожалению, только канонизированные святые, и то к моменту ухода из жизни, среди них тоже раскаявшиеся грешники не редкость — так вот, подобный перекос прежде всего дает возможность многим говорить с пренебрежением: «А-а-а, подумаешь, Чайковский – он же гомик был! А Булгаков – морфинист. А Высоцкий – пьянь и наркоман».
Алкоголизм привел к своего рода раздвоению личности. В нем одновременно жили два человека: один щедрый и разгульный, как все пьяницы. А второй — считающий каждую копейку. Он ведь в последние годы старался как можно больше концертов дать именно из-за денег. Причем многие из них были нелегальные. За это его администраторы даже получали сроки, но Высоцкий умудрялся выходить сухим из воды.В последние годы жизни его концерты стоили очень дорого, а деньги нужны были остро: постройка дачи, зарубежные поездки, наркотики, дорогие машины (оба своих "мерседеса" он бил нещадно — в основном будучи в абстинентном состоянии), женщины... Он смог научиться пользоваться своей популярностью так, как пользуются инструментом. Его администраторы также выжимали из славы В. С. максимум — и для себя, и для него. Например, из своей последней концертной поездки (неделя до смерти, Калининград, 3 дня) Высоцкий привез — ни много ни мало! — 6 тысяч рублей (однокомнатная квартира). На похоронах один из его концертных администраторов сказал: "Какие бабки уходят!".
Сам себе цену он прекрасно знал. Совершенно серьезно говорил, что знает о том, что гений. Его при жизни признавали таковым Бродский, Шемякин, Рождественский — и народ, что самое главное. Это было гораздо важнее всего прочего.Любимов, вроде грамотный человек, но когда начинает рассказывать как власти Высоцкого притесняли — аж плеваться тянет.
Он имел всё — без базару, заработал талантом и трудом, (а заслужил может еще больше) — к чему нести ахинею про "несчастного затюканого Высоцкого"? Поэт-диссидент? Тогда почему власти все-таки терпели его? «Его популярность не знала границ, – констатирует Владимир Фрумкин, – даже в правительстве и в КГБ находились люди, хранившие дома его записи... и ловившие от них кайф. Да и жена – Марина Влади – была, как считалось, близка к коммунистическим кругам. И если бы с Высоцким сделали что-то... чрезмерное, Марина подняла бы большой шум».Почитателей его таланта это, возможно, покоробит, но алкоголизм в тяжелой форме приводит к разрушению нравственных представлений о жизни. И тут ничего не поделаешь.
Сказал, что его все еще никак не могут вылечить, потому что никто не может избавить его от тех переживаний, которые и толкают его к бутылке. И заметил: “А может, если брошу пить, я стану бездарным...”
Что греха таить — найти изъян в великом для многих радость.Это роднит. Это оправдывает собственную никчемность. И самое печальное, что возражать этим людям порою трудно: в их словах есть доля правды, любезно выданная на потеху широкой аудитории.
Выпячивая то, что принято таить, то, с чем человек боролся, что он не афишировал, скрывал от людей посторонних, так называемые «близкие друзья» воздают дань неуважения памяти человека бывшего кумиром очень непростой и не очень счастливой страны.
Иногда даже кажется, что система продолжает мстить Высоцкому и «доедать» его потихоньку и по сей день: с одной стороны совершенно безликие официозные мероприятия, вызывающие зевоту и раздражение, особенно когда его песни начинает распевать попса (несмешно, когда очередная Попка Козюлькина пытается петь «Кони привередливые» или хрипят Лепс с Джигурдой, а с другой – исподволь, неявно так,система продолжает делать гадости, с видом честного исследователя извлекая на свет божий то, что может быть интересно только специалистам-наркологам.
Смеясь и плача вместе с ним, многие научились думать, ведь песни Высоцкого заполняли собой огромную лакуну духовной жизни – он гранил то, что нам пытались скормить грубо отесанном виде.
С его именем, на самом деле ассоциируется патриотизм живого мыслящего человека, понятия чести и достоинства.
Может, это стоит сделать предметом экранного исследования? Знаете, людям, которые помнят наизусть песни Высоцкого трудно понять тех, кому любопытно знать, чем он кололся. Может, довольно любопытствующих дилетантов, пляшущих ритуальный танец на костях?
Думается, и литературоведам, и социологам, и историкам искусства есть, что сказать о феномене Высоцкого. При условии, конечно, что им удастся пробиться сквозь ряды «друзей» и «наркологов».
Пусть наша желтенькая пресса оставит "извечные вопросы современности" типа как " с кем спал" и "чем кололся" своим современникам — тиматям, собчакам и пр. А Высоцкого — не троньте!
Какая к черту борьба с советской системой. У любого творческого человека борьба с самим собой, своим творческим даром. Кто знает что чувствовал Высоцкий перед смертью и считал ли что сделал все?
И все же, несмотря на то безумие, в которое благодаря водке и наркотикам он превратил несколько последних лет своей жизни, Высоцкий знал, что такое истинный свет. Об этом говорят его последние стихи:
Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Каждый из нас нормальный человек со своими пристрастиями, талантами и привычками. Представьте, что наше личное творчество стало публичным, вернее только та его часть, которую мы захотели сделать публичной. Ведь нам,совсем не хочется что бы стали известны какие-то конкретные факты из нашей личной жизни (будь то наркотики или пристрастие к женщинам, мужчинам и еще бог знает что...). Считаю, Высоцкого обычным нормальным человеком со своими талантами и недостатками. Фильм о его жизни и смерти — есть просто коммерческий проект, то есть способ зарабатывать деньги на его имени. Если человек не может сам творить и боится кого-нибудь ругать, то самое доступное для него — это выезжать на чьей-то славе. Считаю бессмысленно обсуждать и вообще строить какие-либо догадки о жизни Высоцком, тем более нелепо пытаться навесить какие-то ярлыки или заслуги.... Давайте, как люди уважающие и любящие, не будем опускаться до перемывания костей, Что он пожелал при жизни сделать публичным, то он сделал. Остальное — это его, никто не имеет права туда лезть, даже после его смерти . То что об этом начали говорить близкие ему люди в то время когда для них это стало безопасно, не делает им чести, а скорее наоборот. Лучше бы они об этом говорили в свое время, тогда, когда еще можно было помочь и что-то сделать. Сейчас это очень гнусно выглядит.
Правильно ведь как? Мнение должно быть ровно одно – такое, какое нравится советским интеллигентам. Поскольку у нас теперь свобода (которую, как известно, не генеральный секретарь КПСС объявил, а вырвали из кровавых лап Сталина советские интеллигенты), другие мнения недопустимы в принципе. Свобода – она ведь строго для избранных, а всякое мурло (см. Быдло, Народ) должно знать своё место, сидеть там и не вякать. Потому что ему же лучше когда всё определят за него.
Ну а народ – чего? Народу не нужны завывания Радзинского и стенания Сванидзе. Жизнь – она ровно одна, и живут её сейчас, а не в 1924 году. Потому народу сейчас нужны элементарный порядок и социальная справедливость. Не лагеря и массовые расстрелы, а порядок и справедливость. Не Сталин, а порядок и справедливость. Но это, конечно, выше понимания отечественных интеллектуалов.
Теперь каждый урод в телевизоре тупо лжёт о том, что его «запрещали». При этих страшных «запретах» плёнки с записями Высоцкого были у каждого владельца магнитофона, песни его было слышно из каждого второго раскрытого окна. Такие тиражи не снились никому из нынешних.
Работал "запрещённый" Высоцкий в самом престижном театре страны Советов – вот куда его загнала "кровавая гэбня". В этом самом театре исполнял самые престижные роли, в том числе – вожделенную для всех советских актёров роль Гамлета. Так сильно его притесняла советская власть.
В перерывах между спектаклями регулярно снимался в кино. Чаще – в каком-то отстое, типа «Интервенция», который проклятые большевики никому не показывали (за что им спасибо), реже – во всенародных хитах, типа «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя», где играл самого себя.
Что касательно денег и гастролей, то гастроли "запрещённый" Высоцкий проводил постоянно – это,конечно, несмотря на запреты из ЦК КПСС и массовые расстрелы, немедленно следовавшие за концертами. Концерты проводились в том числе в ВУЗах и ВТУЗах, и везде перед сценой стояли кучи магнитофонов и микрофонов. Владельцев, понятно, потом расстреливали, но после концертов записи расползались по всей стране.
Однажды произошел такой случай. Раздался телефонный звонок, Высоцкий взял трубку. «Вас беспокоят из КГБ,— произнес голос на том конце провода.— Не могли бы вы в ближайшее время дать у нас концерт?». «В ближайшие месяцы я временем не располагаю»,— ответил Высоцкий и закончил разговор.
Кроме того, концерты давались и на дому – для состоятельных советских граждан. За одно выступление на дому Владимир Семёнович брал 300 рублей. В то время месячная зарплата, зарплата квалифицированного токаря, составляла 230-250 рублей. Это в месяц. Во времена расцвета Владимир Семёнович брал за такой концерт уже 1000 рублей. Тысяча рублей при советской власти – сумма просто немыслимая.
Так он и жил: творил, как хотел, женился на Марине Влади, гонял в Париж и всегда возвращался обратно.Опасались бы его нелояльности — не выпустили бы заграницу несмотря на любые просьбы.
Высоцкий часто ездил "по Парижу". Но...
Вот одна из записей: «Ходил по Западному Берлину. Чистота невероятная – даже противно. Нет, что-то в этом есть отталкивающее… И вообще я подумал, что в Германию лучше приезжать солдатом оккупационной армии, чем туристом». «Можно ли, представить себе Окуджаву или Галича, говорящих что-нибудь подобное?»
Вскоре после высылки Солженицына Андропов получил указание об аресте В. Высоцкого. Он был крайне растерян, он хорошо помнил, какой отрицательный резонанс получило в 1965-1966 годах дело Синявского и Даниеля. Высоцкий был очень популярен во всех слоях населения страны и среди молодежи, песни его были просто критичными, но не антисоветскими, в них было много патриотизма. Андропову все же удалось переубедить Брежнего и Суслова.
Был любим народом и обласкан властью. И неважно, что лгут дешёвые клоуны теперь. Мы-то видели и помним.
Когда же он умер, хоронить его пришли все, кто считал нужным прийти. Конечно, кровавая гэбня никого не пускала, а кто лез без спросу – всех на месте расстреливали. Многие путают похороны Высоцкого с похоронами Ельцина, куда озверевший от ненависти народ не пускали. А Высоцкого народ любил. И на похороны его пришла вся Москва. И похоронили его на элитном кладбище – это был финал гонений и запретов.
Кем бы сейчас был Высоцкий?
По ходу перестройки очень часто задумывался: а что бы сказал Высоцкий вот об этом? И какую бы песню сочинил вот об этом? И с ужасом понимал, что и в одном, и в другом случае он мог бы продать и предать всё то, о чём с таким чувством пел раньше. Предать и продать как толпа его коллег (тот же Любимов), сжигавших партбилеты и валивших зловонные кучи на наше прошлое.
Ну вот из того что я привел можно предположить:
1) Продолжал бы писать стихи?
Думаю да, думаю что писал бы их на злобу дня и о том что переживал бы в тот момент вместе со всей страной. И вместе со всей страной совершал бы ошибки и т.д. потому что сказано было тут что он таки такой же человек как и другие и имеет право на ошибку.
2) Продолжал бы играть на сцене и сниматься в фильмах.
Думаю да и по поводу выбора репертуара тут было бы тоже самое...
в 90-х дабы выжить вёл бы себя наверное как и всё пытаясь выжить
3) Писал бы песни и пел бы их... как и старые.
Может быть был бы какой ни будь переломный момент с пересмотром взглядов и мнения уже в наше Путинское время
4) А взгляды думаю были бы так же как и у большинства.
Может быть и "ЕдРо" вступил бы но людей с большим пройденным путём я не люблю обвинять или судить.
Высоцкому бы сейчас было 72 года. Мне трудно представить, что сегодня он бы пел на злобу дня: про встречу Путина с Шевчуком, например, про марши несогласных... Не умри он в 1980 году, то в перестройку ему бы наверняка дали звание народного артиста СССР. Потом, при Ельцине, он мог рвануть в политику. А потом бы наверняка разочаровался во многом, эмигрировал бы в Израиль или во Францию. Он бы не пел сегодня: песни Высоцкого сейчас не востребованы, на мой взгляд.
Я не исключаю возможности, что Высоцкий, живи он в наше время, вообще бы перестал петь. Может быть, полностью посвятил бы себя театру. А может, уехал бы в какую-нибудь глушь, жил бы вдали от городской суеты, не давал бы никаких интервью... Человек с возрастом меняется. Как бы изменился такой могучий талант, как Высоцкий, просчитать трудно.
А может было бы как в этой гротескной новелле?
ЗОЛОТО ПАХНЕТ ДЕРЬМОМ СТАРИКА
Опрос для читающих этот пост:
«Кем (каким) бы был Высоцкий сегодня, в наше время?»
1.Депутатом ГД РФ, политиком
2.Успешным бизнесменом
3.Театральным деятелем, режиссером
4.Ведущим популярной телепередачи, светским персонажем
5.Отшельником
6.Он бы эмигрировал из страны
7.Продолжал бы писать песни, но гораздо хуже
8.Ничего бы не изменилось – он бы оставался прежним Высоцким
9.Другое
Вероятно, он бы приветствовал перестройку. Вряд ли бы одобрил ГКЧП. Я легко представляю Высоцкого, поющего на августовских баррикадах 91-го. Он бы искренне думал, что его песня рвется наперерез танкам. Наверняка он бы ощутил разочарование, раздерганность, опустошение и тоску от того, что принято называть «реформами» или «эпохой 90-х». Выступил бы он четко и внятно на одном из полюсов в те годы – бог весть. Думаю, он бы говорил и пел о бездомных, о стариках, торгующих орденами, об отравленных водкой, о молодых братках, стреляющих друг друга по России, о кичливых господах жизни. Очевидно, он бы остро воспринял войну в Чечне, возможно, бы поехал туда, к солдатам. На этом изломе Высоцкий мог бы поддержать кого угодно – крайних либералов или радикальных коммунистов… Он мог бы стать эстрадной звездой, а мог бы затеряться, уйти в нечто вроде шансона, связаться со странными криминальными ребятами и погибнуть тогда.
Природная честность могла убить его именно в это время слома, когда при всей своей социальной жертвенности он бы обжигался о бесконечные варианты выбора и невозможность принять ни один.
Возможно, Высоцкий изначально бы с благородной отчужденностью, с юморком отнесся к перестроечной суете и суматохе. Как внутренний эмигрант, независимая личность. «Пусть впереди – большие перемены. Я это никогда не полюблю!» И хотя фраза про перемены означает, по-моему, лишь то, что перечисленную сумму «нелюбимого» он будет не любить при любых обстоятельствах, он пел отчетливо: «В восторженность не верю…». Такая отстраненность была у внешних эмигрантов Максимова, Зиновьева, Синявского, которые в 80-е судили обо всем спокойно и одиноко на фоне горлопанящих о либеральном расцвете вчерашних верных коммунистов от искусства, а в ранние 90-е произносили диковинные тогда диагнозы, которые нынче сделались, прости, читатель, трендом.
Если бы он выжил в 90-е, он угодил бы в нулевые годы. Стал бы он судействовать в ТВ-шоу «Звезды на льду»? Встречался бы, как Б.Г., с Владиславом Сурковым? Принял бы орден «За заслуги перед Отечеством»? Сделался бы, как Розенбаум, депутатом фракции ЕР и снялся бы в фильме депутата фракции ЕР (сначала в КПРФ...метаморфозы...бля) Говорухина?
Думаю, тут бы было два сценария. Один – предельная пепельная усталость. Верность творчеству и способность махнуть рукой на любые власти, доживать свой век мирно и равнодушно к ходячим миражам «сильных мира сего» и хранить вежливый вид. А могло быть активное неприятие. «Я не люблю уверенности сытой. Уж лучше пусть откажут тормоза…» – это про наше время, про излишне уверенных и чрезмерно подлых, кого еще выплюнет история. Его бы звали к себе большие люди, чтоб он им пел «Охоту на волков». Но наверняка он спел бы и про новых волков.
А вот что сказал Говорухин на вопрос:Высоцкий бы прижился в 1990-е годы?
- Он либо спился бы, либо умер от огорчения. Трудно себе представить, чтобы он пел на корпоративах и лизал задницу начальству.
В конце концов неважно, чем бы был занят сейчас Высоцкий. Вне времени, вне истории, вне условностей и самоутешений есть его голос, и в голосе этом живет масштабный ответ на мучительный вопрос, как надо поступать. Ответ, смысл которого всегда так прост, когда времена упрощаются:
И рано нас равнять
с болотной слизью –
Мы гнезд себе на гнили
не совьем!
Мы не умрем мучительною
жизнью –
Мы лучше верной смертью
оживем!
А что ж до путей, которые он мог бы выбрать, то сложно гадать за человека. Каким бы выдающисмся он не был. Перенес ли бы ВС разрыв театра на Таганке на 2 половины и и грызню трупп? Развал СССР, как единого организма, болести которого он воспринимал как личные...
Да, в августе 91-го вполне б он мог бы строить баррикады или как Ростропович.. Но чеченские войны, Норд-Ост, "Курск", Беслан, Будденовск, бандисткие войны 90-х рвали б его сердце каждый раз..
Нет, 25 июля 1980 пути Владимира Семеновича и остального земного мира разошлись навеки и бесповоротно. Он должен далее был следовать с теми, кто ушел ранее по дороге гениев в Горние выси. Или как там они прозываются...
Что делал бы Высоцкий доживя до Ельцина?
(Окуджава, учитель Высоцкого, дожил до Ельцина... Лучше бы ему этого не делать, ИМХО...)
(Нехорошая мысль): хорошо, что он умер, не дожив до этого паскудства.
Хорошо, что он навсегда остался в нашей памяти таким, каким был.
Хорошо, что он никого и ничего не предал, что навсегда остался нашим.
И песни его – с нами навсегда(от Гоблина)
Мы все — здравомыслящие, уравновешенные люди. Мы умеем приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и не впадать в бунт против них. Но и в нас, где-то, копится недовольство давящими обстоятельствами. И недовольству нужно вырваться. Мы не можем себе позволить так орать, как Высоцкий. Потому Высоцкий, орущий до хрипа Высоцкий, нам необходим, как клапан выпуска пара. Мы смутно посопереживаем — и довольно. И готовы терпеть дальше все, что угнетает, и не понимать разумом, чем же нам потрафил Высоцкий.
Так нет же вам!
Высоцкий издевается над, простите за неосторожность, русским хамством, над вечной отсталостью от Запада? Или это он — над страшным понижением культуры общества (бал все-таки), когда главным в этом обществе стали забитые (после царизма — сталинизмом, о чем — после) миллионы темных рабочих и крестьян?
Итак, что: Высоцкий презирает народ?
Сравним с “Печальным детективом” Астафьева:
У Астафьева народ как бы сам по себе безобразно себя ведет, а у Высоцкого — его на это провоцируют: какой-то нелепый культорг, какие-то,- безразличные, видно, к культуре,- начальники, доверяющие этому культоргу, не видящие (поверим, давайте, песне), в упор не видящие, что произошло (премию дали!).
Астафьев, весь — негодование от "его" народа. А Высоцкий?
Не-ет. Над нашим человеком нельзя так шутить. Дай Бог многим такое чувство юмора. И это алкоголик таки смеется, смеется и над начальством, и над культоргом, и над женой, и над бригадой, и над нами всеми, живущими навыворот и якобы нормально. И Высоцкий смеется с ним. Смеется, а не ярится, как Астафьев.
Астафьев — против народа, а Высоцкий — за. Высоцкий — против тех, из-за кого народ — такой некультурный.
Лукоморья больше нет...
Разберемся. Против чего Высоцкий, и за что он?
Это нам-то, мол,- построить коммунизм, с нашей производительностью труда и качеством работы!.. Вот — аура тех лет. В те ли годы появилась (я ее застал в те годы) поговорка о “качестве”: “Дает стране угля, хоть мелкого, но до ...”.
Так и Высоцкий: он уверен, что не безнадежный человеческий материал собирается послушать его песни.Вот и Высоцкий будил в нас сознание. Он верил в наличие его у нас.
Высоцкий умер до перестройки. Он думал, что народ еще может воспрянуть мигом, как в войну после репрессий 37-го. Только постарайся, кто в это возрождение верит, крикни, не жалея голоса, не жалея себя. Высоцкий был поэтом того стиля, который соответствует тогдатошнему Позднему Возрождению, еще не разуверившемуся в идеалах Высокого и дерущегося за них тем яростней, чем больше вокруг разуверившихся.
Высоцкий — не разуверился в СССР до полусмерти. И Россию не покинул.
Интересный факт:
Существует так называемая “Анкета” от 28 июня 1970 года.
В ней Высоцкого спрашивают: “Любимая футбольная команда”. Он отвечает: “Нет”.
Это — вызов более, чем спортсменам — едва ли не всем. Например, даже моя жена, совершенно всю жизнь безразличная к спорту, во время футбольного чемпионата мира в Англии не осталась равнодушной перед телевизором. Любимая футбольная команда есть у слишком многих. Не случаен такой вопрос в анкете. Но, увы, слишком мало кто осознает, что в “болении” есть мотив изживания для неумёх достигнуть личного успеха. Лишь бы — первый. Хоть от второго отделяет лишь один гол, лишь одна доля секунды, сантиметра, килограмма. Лишь бы — первый, лишь бы — победа над себе подобным... А Эйнштейн даже в шахматы не любил играть, чтобы не побеждать никого.
Сладкая жизнь избранных на фоне несладкой — у массы — вот секрет стремления в спорт, когда в других сферах уравнительной жизни официально блистать мало где было возможно. Это стезя — как и в звезды эстрады — была не для Высоцкого.
И о жизни простого народа он прекрасно знал:
Кому — хороша, а кому — ни шиша!
Необходимо уточнить "золотухинские" места в анкете.
На вопрос "кто твой друг" Высоцкий написал Золотухина без колебаний. А вот в ответе на вопрос "самый дорогой для тебя человек" было сначала написано "Золотухин", затем "Золотухин" зачеркнут и написано "Сейчас не знаю".
Кто читал “Анкету”, может возразить: “А чем она, “Анкета”, кончается?” — Да. Кончается она так:
- Хочешь ли ты быть великим и почему?
— Хочу и буду...
Высоцкий всегда хотел первенствовать.
Но это — величие и первенство духовное. А спорт в произведениях Высоцкого почти всегда — воплощение чего-то противоположного духовному.
На вопрос «Ваша любимая песня?» Высоцкий ответил: «Вставай, страна огромная!»
Вспоминается выступление Фиделя Кастро, где он сказал, что социализм от капитализма отличается тем, что дает неограниченные возможности духовному развитию. Думаю, что спортсмены еще и такой удаленностью от социализма (не физкультурники, а спортсмены) раз за разом вызывали у Высоцкого негативное глобальное обобщение, когда он сочинял песни про них. Вернее, наоборот: когда ему хотелось сказать “фэ” о ширящемся заболевании индивидуализмом, высмеять это — он обращался к спортсменам в первую очередь.
Воры и грабители — тоже индивидуалисты. Но они — не в ладах с законом, с властью. А власть (в доперестроечный период) лишь формально, а не в жизни, была неиндивидуалистической. Борьба же — закаляет характер, что так необходимо для борьбы Высоцкого чуть ли не против всех (за нас же, но и против нас). Неравенство сил роднило его с уголовниками. Поэтому так часто те оказывались у него, так сказать, положительными героями его песен. А процветающие в свинском государстве спортсмены — отрицательными.
Не избивай Сталин интеллигенцию, цвет народа, его ясновидцев, не зажимай Хрущев и Брежнев ей рот, может, и не докатились бы и мы до “стагнации” (по Горбачеву), до того, что слово “коммунизм” стало стыдно вспоминать вслух.
И если в нашей перестройке когда-нибудь выделят этап, характеризуемый как реакция на коллективистский период, то Высоцкого, разобравшись, не причислят к ранним застрельщикам этой перестройки-реакции. Лупцевать по коллективизму, как по чужому зловредному телу,- как это стало модно,- Высоцкий бы не смог:
Протопи ты мне баньку по-белому — Я от белого света отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
Но полоке, у самого краешка
Я сомненья в себе истреблю.
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный — и все позади,
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.
Сколько веры и леса повалено,
Сколь изведано горя и трасс!..
А на левой груди профиль Сталина,
А на правой — Маринка анфас.
Эх! За веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
Больно бить по своей груди, где сердце, по груди, с которой не вытравишь...наколки — вот что по Высоцкому.
Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»
Попробуем, ладно, увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
Тут кто как сумеет, мне важно увидеть восход.
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем.
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, —
Не скажу про живых, а покойников мы бережём.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок —
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах украду бледно-розовых яблок...
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Итак, фольклор советской эпохи? Неумирающий и мимикрирующий в поисках новых слушателей? Сегодня Высоцкого слушают в первую очередь люди моложе тридцати четырех. И еще одна любопытная деталь: у каждого десятого, указывает социолог, имя Высоцкого ассоциируется с борьбой за справедливость.
Целый зал, битком набитый (приехали со всего города — фильм-премьера шел пока лишь в одном кинотеатре, и боялись, что широко его так и не пустят), целый зал сидел, слушал и, я видел, я уверен, не понимал Высоцкого. Как такое происходит? Мода? Ради моды пришли? Неужели только мода? Наверно нет. Наверно еще — полуосознаваемые чувства.
Вадим Туманов,ближайший друг Высоцкого:
Бизнесменом Володя вряд ли бы стал. Но из театра ушел бы — он не хотел уже там работать. Еще немного — и точно бы ушел. Он бы стал — вот как есть театр одного актера.
— Может, в режиссеры бы пошел?
— Может быть… Вот прошло уже 30 лет, а не было дня, чтоб я не услышал что-нибудь о Высоцком.
— Вы часто слушаете его песни?
— Часто. Иногда даже просто едешь в машине, включишь приемник — и там он поет: «Эх, ребята, всё не так, всё не так, ребята...»
На 65-ти летии театра на Таганке Вадим Туманов, , спросил у приехавшего туда Путина,чтоб сильней его усовестить:
«Если Володя, как многие думают, смотрит на нас сверху… Он был бы рад, если бы эту страну вытащили к счастью».
Путин...промолчал.
Что касается Путина...сдаётся мне , что он представляется, что ВСВ он таки слушал... Но — не слышал...
А как умер соловей с криком:"Падлы, вы." Так слетелись воробьи — гарь лампадная. Порасселся на шестках гость непрошеный, на поминках поклевать хлеба-крошева.
По мне — лучше забыть про его хрипатый голос и гитару и просто читать его СТИХИ.
Хорошая фотография Высоцкого (никогда ранее не публиковалась) . (Как раз я его увидел в первый раз и общался с ним-от provincial)
Вот что говорит о своём авторском стиле сам Высоцкий.
Примерно,то же самое, он говорил отвечая на наши вопросы в общежитии МВТУ в 1979 году.
Любимое его изречение:
“Разберемся”.
ЗЫ: Дай Бог Вам разобраться!
« Чист перед Богом и тверез,
Вдруг взял да умер он всерьез»
как трудно ...БЫТЬ ВЫСОЦКИМ.
Светлая ему память.
от provibcial:Не надо бы преуменьшать в нем человека, он не всегда справлялся с ответственностью за себя... живущим бок о бок было мучительно... — ХОРОШО БЫ НЕ ЗАБЫВАТЬ ОСТАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ТОЖЕ, творя из Высоцкого всеобщего кумира.
Нормально — отдать должное и просто любить его творчество, если нравится слушать ЕГО ПЕСНИ. (мне нравится). А то читаю охи и ахи в инете — и жуть берет. "Не сотвори себе кумира" — - вот не забывать бы про это тоже, как и об остальных людях.
А в остальном — никто не мешал крутить магнитофон и гасить в себе или наращивать — любовь к Родине с помощью удивительного человека, его было и есть таки за что любить.
Привычная жизнь советского талантливого человека, наполовину разбавленного водкой...
Высоцкий хорош сам по себе. Большинство, судя по результату, все же гасило себя на кухнях соцвостребованностью любимого менестреля, а то тоже были бы, состоялись бы в гражданском смысле — проявили бы свою социальную активность. Ан нет. Родина отдельно, песни Высоцкого отдельно, мухи отдельно, котлеты тоже отдельно. Я тоже из того времени в этом оказался и помню, как это БЫЛО и что из этого теперь некоторые умельцы делают, выворачивая смыслы.
Комментарии