Александр Морозов: "Любите, пока любится"

На модерации Отложенный

Сегодня день рождения композитора и певца Александра Сергеевича Морозова - ему исполняется 68 лет.

Родился он в поселке Окница на севере Молдавии.

В далеком 1968 году молодой, никому не известный композитор написал свою первую песню «Травы пахнут мятою», которая с необыкновенной скоростью завоевала популярность.

Имя Народного артиста России, Украины и Молдовы, композитора Александра Морозова известно всем. Он написал около тысячи песен. Их пели Пугачева, Пьеха, Хиль, Витас, Шуфутинский… 

За годы творчества композитор писал произведения в соавторстве со многими талантливыми поэтами, среди которых — Анатолий Поперечный, Михаил Андреев, Леонид Дербенев, Сергей Романов, Глеб Горбовский, Юрий Паркаев, Евгений Муравьев.

Наиболее известные песни: "Малиновый звон", "Домик окнами в сад", "Зорька алая", "В горнице", "Летела гагара", "Камушки", "Душа болит", "В краю магнолий", "Папа, подари мне куклу", "Ты себя побереги", "Фантазер", "Улетели листья".

В 1984 году вместе с аранжировщиком и бас гитаристом Александром Назаровым Морозов создал группу "Форум", являлся автором песен и художественным руководителем коллектива.

В 1987 году после распада группы уехал в Украину, активно сотрудничал с известными украинскими поэтами и исполнителями, за 5 лет написал более 100 песен.

В 1990-е годы, после распада СССР, уехал на Кипр, где прожил несколько лет.

C 2002 года Александр Морозов стал певцом и исполнителем своих песен.

В 2003 году после проведения первого фестиваля музыкального проекта "Самородки России" маэстро организовал Театр песни Александра Морозова "Самородок", из стен которого вышли Николай Басков, Пелагея, Марина Капура, многие солисты Большого и Мариинского театров, в том числе бас Андрей Валентий, тенор Андрей Савельев, баритон Алексей Сафиуллин.

В 2005 году Морозов создал цикл произведений на слова русского поэта Николая Рубцова "В горнице моей светло", за который был удостоен Государственной литературной премии имени Николая Рубцова "Звезда полей".

В 2006 году написал гимн города Сочи "Сочи – столица спорта!". Официальная презентация песни состоялась 25 сентября 2006 года.

В 2010 году совместно со своим продюсером Мариной Парусниковой Морозов организовал и провел международный фестиваль оперного искусства на Кипре   Music Open Pafos.

За годы сольной карьеры Александр Морозов провел более 500 сольных концертов в России и Украине, выпустил 15 авторских альбома, в том числе: "Душа болит", "Маленькая станция", "Земля Нижегородская", "Украина нэнька – матушка Россия" (2004), "Любите, пока любится", "Вальс моего отца" (2005), "Жизнь хороша моментами" (2007), "Малиновый звон" (2009).

За годы творческой деятельности композитор написал более 1000 песен. Неоднократно становился лауреатом телевизионных песенных фестивалей "Песня года" в России и "Шлягер року" в Украине.

В 1988 году Александру Морозову было присвоено почетное звание заслуженного артиста России.

В 2003 году он стал народным артистом Молдавии.

В 2004 году на авторском концерте "Украина – нэнька, матушка – Россия" в Государственном Кремлевском Дворце Александру Морозову были вручены сразу два почетных звания – народный артист России и народный артист Украины.

23 апреля 2004 года у Государственного центрального концертного зала "Россия" состоялось открытие именной Звезды народного артиста.

Александр Морозов – обладатель целого ряда почётных наград.

В 2001 году за активный вклад в российскую культуру композитор был награжден орденом Николая Чудотворца "За преумножение добра на Земле".

В 2004 и 2006 году дважды становился кавалером ордена "Петра Великого" за укрепление государства Российского.

В 2012 году получил почетный диплом Российского союза правообладателей "За вклад в отечественную культуру".

Композитор был женат четыре раза.

С 2002 года его супругой и продюсером является Марина Парусникова — организатор первого в истории СССР конкурса красоты "Московская красавица-88".

 


— Когда начали сочинять музыку?

— Я с детства играл на гармошке, подбирал песни, которые пела мне мама, по слуху. Гармошку подарили на день рожденья, когда мне исполнилось пять лет. Потом я развил в себе эти способности. Даже по заказу наигрывал мелодии, которые у меня просили, на спор. Но я не думал, что буду композитором, это было мое увлечение.

Прежде чем стать композитором, я закончил ПТУ, техникум физкультуры, поступил в пединститут и только потом, на первом курсе института, написал свою первую песню «Травы пахнут мятою». Это было в 1968 году.

В свое время после окончания ПТУ меня распределили в Молдавию, в Бельцы, в областной город, на радиозавод. Может, там и закончилась бы моя музыкальная история, я бы в самодеятельности участвовал, если бы не соревнования, на которые меня послали в Таллинн, и меня заметил тренер из техникума физкультуры питерского и пригласил учиться, прямо там я сдал экзамены, приехал к маме и сказал: «Мама, я уезжаю в Ленинград». Вот так, в 16 лет, я покинул Молдавию, приехал в Ленинград, в город, где столько было красоты, столько музыки, столько звезд!

В этой атмосфере я рос, меня захлестнула любовь к музыке, я не пропускал ни одного концерта, ходил и в филармонию, и на эстрадные концерты, все это неожиданно вылилось в то, что однажды я и написал свою первую песню. По счастливой случайности ей было суждено стать очень популярной.

Потом отдал свои песни Пьехе, Хилю, Сенчиной и так далее. И вот так незаметно, незаметно, за 40 лет творческой деятельности мною было написано более тысячи песен, которые были исполнены всеми ведущими звездами нашей страны. Не все песни прозвучали, но те, что прозвучали, нашли путь к сердцам.

— В разное время ваши песни пели Пугачева, Киркоров, Кобзон, Пьеха… А кто-нибудь из нового поколения артистов исполняет ваши песни?

— Я очень много пишу. Новый шлягер появился у Михаила Шуфутинского, все хит-парады радио «Шансон» возглавляет. Я нахожусь в нормальной форме и, может, даже как никогда много пишу. Мои коллеги, я не хочу сказать о них ничего плохого, они талантливые люди…

Но очень жалко, что, например, такие мелодисты, как Юра Антонов, последние 20 лет не радуют нас новыми песнями.

А я за последние двадцать лет написал свои самые значимые произведения, в том числе и на стихи Николая Рубцова, Леонида Дербенева, Анатолия Поперечного.

В этом году 20 лет исполняется песне «Душа болит». Мои песни поют и Алла Пугачева, и Филипп Киркоров, и Витас, и Бабкина, и Кадышева, и «Хор Турецкого». Я не хочу хвастаться, но это показатель того, что я остаюсь в строю. 

— Члены вашей семьи тоже имеют отношение к музыке?

— Саша, дочь моя, с детства занималась музыкой, сейчас она пишет замечательные песни. Иногда поет в моих авторских концертах, и всегда с неизменным успехом песню «Папа, подари мне куклу», которая была подарена когда-то ей.

Старший сын, Дмитрий, который живет в Ленинграде, пробует себя в продюсерстве. Пытается пойти по моим стопам — когда я создавал группу «Форум» в Ленинграде, она пользовалась огромной популярностью. Он тоже хочет попробовать сделать свой эстрадный коллектив.

Младший сын у меня юрист, решил отдохнуть от музыки, защитить наше авторское право.

У супруги Марины дочка Даша поет в нашем театре песни.

— Если бы вы не сочиняли музыку, не пели песни, чем бы еще могли заниматься в жизни? Вы же служили на флоте, с армией не собирались связать свою судьбу?

— Нет, я не армейский человек, не очень организованный, поэтому благодарен судьбе, что в моей жизни появилась Марина Парусникова, моя жена и мой продюсер, которая взвалила на себя весь этот груз организационной работы, мне стало гораздо легче. На всех концертах последние годы со мной Марина.

— У вас есть увлечения кроме творчества?

— Спортом мне заниматься серьезно уже нельзя, хотя я в прошлом спортсмен, но поддерживать форму, конечно, нужно. Поэтому я сделал себе дома маленький спорткомплекс — бассейн, тренажеры. С утра я пытаюсь час посвятить своему организму. И уже потом занимаюсь музыкой.

— Вы не думали переключиться на другой музыкальный жанр? С вашим опытом у вас мог бы получиться и современный поп, и, может быть, даже R’n’B…

— Я очень здраво отношусь и к своим возможностям, и к тому, что происходит сегодня на эстраде. Каждое поколение рождает своих композиторов, поэтов и исполнителей, которые наиболее точно отражают свой дух времени. В 80-е годы мне захотелось поймать современную волну и я даже создал группу «Форум» в Ленинграде, где солистом был Виктор Салтыков.

Это была первая группа в СССР, которая использовала компьютерную технику в своих аранжировках. Этим она и привлекла публику. Помню, что Дворцы спорта ломились. Но тогда я еще мог поймать ту волну. А сейчас мне кажется, что есть и без того огромное количество молодых композиторов, которые даже мыслят по-другому.

— Говорят, что вы сыграли свою роль в открытии молодого певца Николая Баскова…

— В середине 90-х я вдруг почувствовал себя не у дел. Мои песни «Зорька алая», «Малиновый звон» и другие были уже данью прошлому, и я при этом не мог изменить своим принципам написания музыки. А для того чтобы оказаться в новой обойме, нужно было идти на компромиссы, к которым я не был готов психологически.

Тогда я и подумал, что у нас совсем пропали классические голоса, которые в разные периоды взрывали эстраду. Вот и я озадачил себя поиском такого исполнителя и нашел Колю Баскова — молодого и тогда еще мало кому известного. Я его услышал в госпитале Бурденко на каком-то шефском концерте.

Потом я нашел Бориса Шпигеля, он поверил в мой проект и вложил достаточно много денег. И, таким образом, за довольно короткое время появилась песня «Памяти Карузо», которая контрастировала со всей музыкой, звучащей тогда в эфире.

Но в силу семейных обстоятельств я уехал на три года на Кипр, поэтому становление Коли Баскова проходило без меня. А когда я вернулся, он уже был в космосе. (Смеется.) Но я до сих пор себя считаю причастным к его рождению. Да и он этого не отрицает.

 — Вы сейчас с ним общаетесь?

— Да. Коля очень благодарный человек. Он всегда находит время для участия во всех моих концертах. Хотел бы пожелать ему, чтобы он уделял больше внимания своему главному дару — исполнению более серьезной музыки. Он тот человек, который бы мог нести эту культуру в массы.

Настоящая классическая музыка действует облагораживающе на человека. А Колю в силу его популярности стали эксплуатировать, и это его немножечко увело в сторону. У него был хороший период, когда он сотрудничал с Монтсеррат Кабалье.

Но Коля не такой уж простой парень — хотя на первый взгляд кажется, что он свой в доску. И наряду с исполнением любых песен на корпоративах он выступает и с классическим репертуаром.

— Вас часто видят на Кипре. У вас там есть домик?

— Раньше был, но тогда у меня была и другая семья. В итоге мы оттуда вернулись в Москву — моя предпоследняя жена захотела жить в столице в престижном доме. Мне пришлось продать дом на Кипре, вложить все деньги в квартиру. Я всегда любил Кипр и хотел там иметь свой домик. И в прошлом году моя мечта сбылась. Наш дом находится в Банановом хуторе — так это место называет Марина.

Вокруг только банановые рощи и совсем нет соседей. Правда, Марина сказала, что мы купили этот дом не только для того, чтобы отдыхать, но и работать. И вот в ноябре прошлого года мы провели международный фестиваль молодых оперных вокалистов «Music Open Pafos», где выступила целая плеяда молодых талантливых исполнителей оперной классики из России.

Фестиваль вызвал большой резонанс в Пафосе, причем у англичан, которых там много. Они за несколько дней скупили все билеты, у нас был аншлаг. Теперь этот музыкальный марафон станет традиционным. Но это не означает, что мы переезжаем на Кипр — будем продолжать работать и в России.


Источники:

http://www.tunnel.ru/view/post:75830

http://ria.ru/spravka/20130320/928018332.html

http://www.liveinternet.ru/users/ines_tomsk/post382907816/

http://www.pravda.ru/culture/music/modern/20-03-2008/260349-morozov-0/