Куда поедет безответственный собственник?
На модерации
Отложенный
На повестке дня у законодателей вопрос – что же все-таки делать со злостными неплательщиками за жилищные и коммунальные услуги? Очередной шаг к тому, чтобы выселять многолетних должников, очевидно, будет сделан предстоящей осенью, когда Госдума вернется к работе.
Новый проект федерального закона «О совершенствовании регулирования жилищных отношений по управлению многоквартирными домами» уже успел напугать общественность. А поскольку жесткий законопроект внесен партией «Единая Россия», ее социально-ориентированные конкуренты из «Справедливой России» обещают представить свой вариант решения.
Суть дела, в общем, довольно проста. Как известно, в современной России две категории жильцов – собственники квартир и социальные наниматели. Разница между ними, на самом деле, не очень-то велика: просто кто-то воспользовался своим правом пойти в госучреждение и получить свидетельство о приватизации квартиры – а кто-то предпочел остаться в системе отношений, напоминающей старую советскую. Это вовсе не значит, что первый жилец – во фраке, а второй – в ватнике.
В обеих категориях жильцов есть энное количество злостных неплательщиков за услуги. Их немного. Авторы законопроекта – депутаты Владимир Пехтин, Андрей Чиркин и Константин Шипунов – специально отметили в пояснительной записке, что «в 16 регионах РФ сбор платежей ниже 90%». То есть, в подавляющем большинстве регионов недоимки не достигают и 10%. Однако, это и не мало – проценты считаются от всего жилого фонда страны, так что речь идет о колоссальных суммах.
Кто такие российские неплательщики? В РФ худо-бедно действует порядок предоставления беднякам жилищных субсидий, — иначе бы у нас уже добрая половина страны была выселена, и случились бы народные бунты, ибо процент одиноко проживающих стариков, инвалидов и безработных в современно российском населении достаточно велик. С субсидиями тоже не все гладко: москвичи, например, находятся в привилегированном положении. В Москве действует порядок, что жилищно-коммунальные расходы не должны превышать 10% доходов жильцов квартиры, а в провинции — федеральная «планка» в 22%. В некоторых регионах добрые власти пытались было приблизиться к столичному уровню, но кризис заставил их отступить.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Галина Хованская в беседе с корреспондентом «Росбалта» разделила граждан-неплательщиков (отметив, что есть и юридические лица – неплательщики, которых как раз много, но это отдельный вопрос) на две категории. Во-первых, это люди, попавшие в сложные жизненные ситуации. Например, домохозяйка, у которой убили горячо любимого мужа-бизнесмена. В одночасье рухнул жизненный уклад, и женщина даже не заметила, как у нее копятся долги за квартиру. Именно таких трогательных историй немного, но в целом – заболел, остался без работы и т.д. – увы, случается довольно часто.
И вторая категория неплательщиков – это «маргиналы»: тут вам и алкоголики со всеми повадками бомжей, что живут без мебели и чуть ли не без унитаза, создавая угрозу затоплений и пожаров. И просто патологические мелкие жулики и скопидомы. Против них, собственно, и направлен пафос законопроекта «О совершенствовании регулирования».
Дело вот в чем: неплательщиков-нанимателей уже сейчас по закону можно выселять после 6 месяцев неплатежей. Загвоздка лишь в одном: Жилищный кодекс не разрешает выселять просто так, на улицу. Нужен какой-то «маневренный фонд», грубо говоря, общежития для неплательщиков. А общежитий-то для них почти нигде нет!
Кое-где что-то изыскивают: своеобразным «пионером» в деле выселения выступил Юго-Восточный округ Москвы, где власти отвели под эти цели общежитие в Капотне. Район из самых окраинных, рядом с Московским нефтеперерабатывающим заводом, дают по одной комнате – так что, наказание вполне чувствительное. Некто Андрей Столяров в ноябре 2006 года удостоился сомнительного титула первого выселенца и переехал из Некрасовки в Капотню. Но это все – капля в море. В подавляющем большинстве регионов, да и тех же районов Москвы, никаких общежитий нет. Между тем, из провинции то и дело поступают страшные рассказы о выселении на улицу.
А вот собственников, даже за злостную неуплату, пока что выселять нельзя – если это единственное жилье у неплательщика, и если эта квартира не «ипотечная». Между тем, неплательщики и среди собственников есть, маргиналы среди них имеются, да еще какие. «Асимметричный вопрос» надо как-то решать.
Что предлагают депутаты Пехтин, Чиркин и Шипунов? Да очень просто: обращать судебное взыскание на квартиру неплательщика, в том числе и на единственную. И, если он не погасит долг, квартиру эту продавать с аукциона, а из вырученной суммы вычитать все долги и судебные издержки, и остальное возвращать неплательщику, дабы он себе купил какую-нибудь комнатку подешевле.
Сначала депутаты предложили внести соответствующие поправки в Жилищный кодекс.
Но при первом чтении законопроекта весной он натолкнулся на сопротивление, и поправки в ЖК авторы отозвали. Оставили же они вот что: поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ.
Решение, кстати, остроумное: ведь позволяет Гражданский кодекс «прекращать права собственности на бесхозяйственно содержимые помещения» типа подвалов и чердаков (ст. 293). Так давайте распространим действие статьи и на жилые помещения! Кто систематически не платит за услуги – он же бесхозяйственно относится к квартире. Значит, его право собственности можно и нужно прекратить – а дальше, как и предлагалось: суд, аукцион и все такое.
Авторы законопроекта уже выступали с разъяснениями, что они вовсе не такие жестокие, и что принятие закона отнюдь не означает, что всякого, кто полгода не платил, тут же возьмут и выселят. Как предположил депутат Андрей Чиркин, с учетом судебного процесса, срока на погашение задолженности и всех положенных процедур, «если в течение нескольких лет человек не гасит свою задолженность по суду, то принимается решение о его переселении — с учетом затрат на погашение его задолженности».
Тем не менее, законопроект вызывает массу вопросов. Авторы предлагают также следующую поправку в Гражданский процессуальный кодекс: «Дополнить абзац второй пункта 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации словами «или оно расположено в многоквартирном доме и на него в соответствии с жилищным законодательством может быть обращено взыскание за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги».
Вот этот-то параграф вызвал особые возражения у депутата Галины Хованской, которыми она поделилась с корреспондентом «Росбалта». Получается, только что основанием для выселения служили полновесные полгода неплатежей – а теперь уже «за несвоевременное или неполное»? Говорится: «в соответствии с жилищным законодательством», но жилищное законодательство не позволяет пока выселять собственников!
«Непонятно, как это будет работать, — отметила Хованская. – Приходится опасаться, что осенью, если этот закон благополучно пройдет первое чтение, во втором чтении в него уже все, что угодно, могут внести».
Кроме того: законопроект как бы молчаливо предполагает, что на деньги, вырученные от продажи квартиры, после вычетов долгов и издержек, бывший собственник себе купит новое жилье (хотя бы какое-нибудь – хотя бы комнату в коммуналке за МКАД). А если нет? А если у него только и было, что однокомнатная квартира на отшибе – а судебные издержки могут стоить гораздо дороже, чем долги? А общежитий для выселенцев, как мы уже знаем, нет – их не хватает даже для переселения нанимателей. Те случаи переселения, что иногда случаются, Галина Хованская именует «образцово-показательной поркой». А что будет, когда начнется массовое очищение от неплательщиков? Получается, что все-таки – на улицу? Депутат Хованская очень опасается именно такого исхода.
«Дайте мне в отпуске спокойно подумать, как эту норму переформулировать, — заметила Галина Петровна корреспонденту «Росбалта». — В такой редакции меня это категорически не устраивает».
Есть и еще один аспект проблемы: любой законопроект пишется в расчете на добросовестную работу государственных органов, коим предстоит его исполнять. А как в данном случае быть со страхами, что милиция, приставы и прочие должностные лица станут охотиться за квартирами?
Ресурс Утро.ру уже опубликовал такой сценарий. «Проходит полгода, и в милицию является очумевший гражданин, который заявляет, что в его квартиру вот прямо сейчас вселяется какой-то бандит, утверждая, что он ее купил. После недолгого разбирательства выясняется, что «бандитская рожа» права на 100%, ибо является покупателем данной квартиры у другого гражданина. Который, в свою очередь, купил ее у третьего. А вот тот третий – он ее приобрел на торгах. После чего гражданин, который бывший владелец, выясняет, что он был злостным должником по квартплате, и его полгода назад разыскивали с собаками.
В результате долгого разбирательства с обращениями к президенту и премьеру, «выселенец» добивается правды. Оказывается, задолженность фальшивая (в домоуправлении бьют себя пятками в грудь и утверждают, что виноваты во всем «компьютерный сбой» и дура-бухгалтер, которая давно уволена), повестки в суд не приходили (почта тоже бьет себя пяткой в грудь и уверяет, что та почтальонша давно уволена), судебный пристав тоже (и он, представьте себе, давно уволился!). Короче, явное мошенничество. О чем гражданина и уведомляет прокуратура с обещанием найти и покарать виновных.
Чего прокуратура не может, так это вернуть квартиру гражданину. И никто не может. Потому что даже в случае признания мошенничества вернуть квартиру нельзя: последний ее покупатель является добросовестным приобретателем».
Комментарии
Вот только поднять цены тем,у кого ДВОРЦЫ.За свои кровные соорудить их невозможно.Вот пусть и отдают наворованное.
Все коммуникации приходят в полную негодность.И не только они.Что дальше? Лозунгами не решить ведь проблему.
Вы правы,конечно.
Уважаемый Алексей! Все эти БЕЗОБРАЗИЯ на внуках ихних отразятся!
Гнилые!!!