Андрей Жук — генеральный директор ОАО «Дзержинская швейная фабрика „Элиз“» с июля 2013 года. По образованию юрист. До этого работал руководителем юридических компаний в составе международных аудиторских компаний KPMG и BDO, имел собственную лицензию и частную практику, был руководителем и соучредителем минской юридической фирмы. Фабрика «Элиз», история которой насчитывает более 86 лет, — крупнейший в Беларуси производитель мужских сорочек с собственной сетью фирменных магазинов мужской и женской одежды под брендом ELIZ.
Прежде всего, должен сказать, что я не собираюсь бежать вперед с алым знаменем и звать за собой всех белорусов «купляць беларускае». Я просто попытаюсь рассказать о своих впечатлениях от работы в этой отрасли и высказать мнение о некоторых устоявшихся стереотипах. Покупать или не покупать тот или иной продукт, решает каждый человек для себя сам. Так и только так должно быть, и по-другому быть не может.
Успех любого бизнеса основывается на трех составляющих: цене, качестве и сервисе. Главное — правильно выбрать баланс. Если вы продаете секонд-хенд, то сервис не обязателен, а вот цена имеет решающее значение. Чем выше качество продаваемого продукта, тем выше должен быть уровень предлагаемого клиенту сервиса, иначе цена в его глазах будет неоправданно высокой и вы просто не сможете покрыть затраты на изготовление продукта: ведь чем выше качество, тем больше затраты. Все очень просто, и не надо выдумывать ничего нового.
Само по себе качество пошива в Беларуси действительно высокое. По технической оснащенности большинство наших предприятий легкой промышленности идут в ногу со временем. Не секрет, что многие иностранные бренды шьют одежду в Беларуси. Основой такого выбора является именно высокое качество пошива. И это несмотря на существование таможенных процедур и таможенной пошлины при ввозе готовой продукции. Например, заказчик из ЕС заплатит у себя в стране дополнительно 12% таможенной пошлины к стоимости пошива в Беларуси, но он идет на это. Если иностранная компания размещает заказ в Беларуси, она приходит именно за качеством, так как затраты на пошив в странах Азии намного ниже из-за дешевой рабочей силы.
За последние три года, например, наша фабрика выполняла заказы в числе прочего и для американских, французских, британских, польских компаний, чья продукция продается в магазинах весьма дорого: от 100 до 150 евро. В этом случае для заказчика стоимость пошива отходит на второй план: 2 евро разницы не имеют критического значения.
Беда белорусских предприятий в том, что в погоне за качеством они забыли про сервис, а это в свою очередь отражается на цене. Для конечного покупателя само по себе качество пошива такой ценности, как для иностранного заказчика в описанной выше ситуации, уже не имеет. Покупатель оценивает продукт в целом, вместе с качеством используемого сырья, внешним видом изделия и тем, как его представили в магазине. И здесь начинаются проблемы.
Даже хорошие вещи и по дизайну, и по качеству используемого сырья просто теряются в плотно набитых рядах магазинов, и их ценность для покупателя стремительно падает. У многих продавцов существует мнение: чем больше товара вывесишь, тем больше продашь. Это заблуждение. Плотность вывешивания напрямую зависит от ценового сегмента предлагаемого продукта. Чем дороже, тем реже. По моему мнению, корень бед белорусского легпрома кроется в существовавшей модели торговли в советском прошлом.
Надо перестать позиционировать себя как производителя. Мы пытаемся действовать как в былые времена на закрытом рынке Советского Союза. Все было просто — емкость рынка ясна, конкуренция отсутствует. Производителю понятно, сколько надо изготовить и поставить магазинам. Магазины в любом случае продадут и заплатят деньги. Поэтому производитель не контролировал и фактически не имел отношения к продажам своего продукта. Такая обстановка расслабляет, поскольку у покупателя нет альтернативы.
Но схема перестала работать, как только альтернатива появилась. Сегодня это — многочисленные мировые бренды. И приходится конкурировать не с какой-то фабрикой из другой страны, а с компаниями, обладающими огромными финансовыми ресурсами, диктующими производителям свои условия.
Как правило, у таких розничных сетей собственные производства либо отсутствуют, либо занимают лишь небольшую долю от общего количества выпускаемых изделий. Сегодня для них нет смысла держать десятки и сотни цехов и нести ответственность за рабочих, за загрузку производства. Когда ты производитель, то в первую очередь вынужден думать, чтобы каждый день, час и минуту у сотрудников предприятия была работа.
Возникает парадоксальная ситуация: розничная сеть ввиду высокой конкуренции среди производителей получает более низкую цену на пошив и сырье, чем сам производитель! Часто производитель просто вынужден взять заказ в ноль, а иногда и в минус, ведь простой производства обойдется дороже. Сеть думает прежде всего о том, как продать продукт, и именно в этом она — мастер своего дела. А во всем остальном, что волнует белорусского производителя, сеть изначально получает преимущество — и в цене пошива, и в цене сырья, и в арендных ставках для своих магазинов.
Но давайте будем объективными, нельзя все копья кидать только в сторону белорусского легпрома. К сожалению, я пока ни в одной стране мира не встречал людей, которые бы с такой методичностью и упорством унижали собственного производителя. Признайте, что наш покупатель часто жесток и беспощаден по отношению к своим же соотечественникам. Когда я читаю, смотрю и слушаю СМИ в последние годы, напрашивается один вывод: мы ничего не умеем, белорусское — дешевое и некачественное и должно отдаваться бесплатно.
Я ни в коем случае не высказываю обвинений в адрес потребителя. Это просто констатация факта и в том числе логичный результат игнорирования запросов покупателя другой стороной. Отсутствие коммуникации — огромная проблема большинства белорусских предприятий. Можно сколько угодно модернизировать процесс производства, приобретать супердорогие ткани и нанимать модных дизайнеров, но надо обо всем рассказывать своему покупателю, терпеливо выслушивать его и делать все, чтобы он был доволен и счастлив. Обеим сторонам нужно сделать шаг навстречу друг другу, а для этого всем белорусам надо как минимум поверить в себя и свои силы и прекратить заниматься самоуничижением.
Но у меня возникает ощущение, что у белорусов какой-то комплекс неполноценности, и не только в легпроме, какую тему ни возьми — сплошной пессимизм. Один мой друг недавно рассказал мне о мини-опыте, который провел бизнес-тренер на семинаре. Он задал присутствующим вопрос:«Какое максимальное количество раз вы сможете подпрыгнуть на одной ноге?» Основная масса ответов была — в районе пятидесяти раз. На самом деле попробуйте, и вы легко осилите двести, и это без тренировки.
Комментарии
Мы когда приехали в Брест с Приморья, то я был в школе( 9 класс) в таких шмотках( всё из Японии привозили мариманы), что даже дети военных приехавших из Германии слабо выглядели.
Вы сами то что в СССР видели? Чехословацкие туфли были за счастье, а уж если Югославские или Финские сапоги женские, то дамы падали в обморок от счастья. Что, не так было?
Я не шмоточник, но всегда с юных лет ходил в фирмЕ и в курсе разницы во всем: начиная от фасона и качества, заканчивая "неубиваемостью" и удобством!
Про мужское я тоже скажу - мужланско-совковое
Трудно производителю конкурировать с сетями не только в лёгкой промышленности, но и в других областях, они являются в большинстве своём диктаторами цен на продукцию, которые могут вовсе не отражать затраты на выпуск продукции. Ничего не поделаешь в этом смысле, хочешь продавай себе в убыток в сетях, хочешь конкурируй с ними в торговле. К тому же низкий спрос местного населения из за кризиса усугубляет эти проблемы. К тому же много зависит от не только рекламы, но и политиков в государстве . Если политики сами своими действиями игнорируют выпускающие у себя в стране товары, выбирая вместо своих товаров импортные, то это тоже показатель развития любой отрасли в стране.
Теперь "Белвест" -это дешёвая "китайчатина",предприятие стоящее не грани банкротства.
Так что сложный вопрос с нашим Легпромом.
К тому же практически все ткани и фурнитура идут из-за границы, и чтобы выдержать конкуренцию приходится экономить на всём остальном: зарплатах, отоплении цехов и в конечном счёте на качестве. Вот Вам и весь сказ!
А что скажете о банкротстве единственной у нас приличной фирмы мужского белья- "Серж"?И это не последняя разорившаяся в этом году. Такая же участь ждёт ещё несколько десятков тех, кого государство не станет накачивать деньгами, чтобы хоть как то удержать на плаву.
С минским "Камволем" как обосрались?Ввалили почти 1 млрд.$, а продукция никому не нужна...Типичный пример нашего "хозяйствования"..Усех у камеру... бля!
У нормального человека всё на первом месте! Вы что, оденете костюм из Английского первоклассного шевиота, который на Вас будет сидеть мешком?
Это общая беда. Свежий пример: Загремевшего в тюрьму Прокурора "высочайшей милостью" выпускают и направляют работать председателем колхоза... Это как? Он что, имеет какое то образование в этом деле, опыт, знания... если он всю жизнь "червём бумажным" над папками с делами сидел, как он будет урожай растить?
И так- во всём и везде. Если "внизу" работник или мелочь пузатая- частник ещё вынуждены быть спецами- иначе с голоду помрёшь, то те, кто чуть повыше, попавшие "в обойму", уже могут одинаково "успешно" руководить и филармонией и скотобойней!
Найдите и прочитайте следующий документ:
"Стенограмма совещания высшего руководства генерального округа Белоруссия" Минск 8-10 апреля 1943 г.
Если чего не было Вам известно, то теперь узнаете. Много очень интересного есть в этом документе...
Кстати, границы Генерального округа Белоруссия не совпадали с границами БССР,-его территория была значительно меньше.
А стенограмму почитайте- очень интересный документ!
-----------------
Не фантазируйте, Федор. Наши швеи всего лишь делали строчки из немецкого сырья, по немецким лекалам и немецким разработкам. Давальческая схема. Тупая и малооплачиваемая работа. Ее многие иностранные фирмы используют с македонскими, китайскими, сербскими, украинскими и т д фабриками. Это, конечно, показатель некоего уровня. Но не больше. И на этом стратегию не построишь.
Жук - директор Элиза - это новый человек. Современный. И была статья о нем, как умело он "работал" с покупателями в магазине http://finance.tut.by/news387216.html
И делает много классного. Возможно и приподнимет Элиз.
Года два я не видел рубашек Элиз. Но все до того - ерунда. Совковость.
Федор. Не в частностях дело, а в главном. Раз нет жестокой конкуренции, раз лукашенкизм создал своим производителям олигополию, то и толку не будет.
Собственно, об этом говорит и Жук.
Наши фабрики слишком большие и не могут в принципе выдержать конкуренцию турок, словенцев и пр., где фирмочки небольшие и быстро перестраиваются. Реструктуризацией этих в основном госфабрик и должна заниматься власть. Но она это в принципе не понимает. Там, в правительстве и легпроме, нет Жуков и Дичковских, а есть угрюмые совки.
У меня скопилась большая порция немецких рубашек, выписанных по ОТТО. Из-за размера. Нет у нас ворота 45/46. Но все равно - почему у них все практично, аккуратно, нестыдно, а белорусские рубашки (кроме двух последних лет) - из 1975 года.
Пример.
Мой приятель поставлял для спорта в Беларуси (разных команд, кроме сборных) спортивные вещи - одежду, покрытия для стадионов, лодки спортивные и тд. Так вот лодки - это российская сборка китайско-итальтянско-российских запчастей. И в спортивной обуви китайские только запчасти.
Думаю, что во многих отраслях похоже.