Мир как PR - проект

На модерации Отложенный

(Из путешествия по записным книжкам политтехнолога)

 ИНОГДА ОТЧАЯННО ХОЧЕТСЯ БЕЖАТЬ из этого пронизанного пиаром мира. Мира, превратившегося в набор образов, намеков, жестов. Общества спектакля, ставшего функцией тотальной пропаганды. Но бежать некуда. Потому что не свободен от «конструкторов общества» даже первобытный человек, примитивный в своих желаниях. Его тоже со всех сторон окружают табу, придуманные жрецами и шаманами. Пиару столько же лет, сколько и опыту совместного проживания двух и более человек. Он как воздух, который надувает резиновую игрушку.

 ПОЖАЛУЙ, САМЫЙ ДОЛГОИГРАЮЩИЙ И УДАЧНЫЙ ПИАР-ПРОЕКТ – Иисус Христос. Ему уже две тысячи лет. А апостолы - политтехнологи, и церковь как поле не прекращающейся борьбы за души людей. В начале новой эры Ближний Восток кишел проповедниками, и все стремились захватить внимание современников ,- чуть не написал, избирателей. Исторически выжил Христос. Почему? Потому что он умер. В этом сила Христа. В этом его парадокс. Чтобы стать бессмертным, ему потребовалось умереть. Он стал бессмертным в мнении, в глазах других, в памяти. «Смертию смерть поправ». Но для этого потребовалось вытеснить себя из реальной жизни. Пресуществиться в мировом духе можно только лишившись земной материальной оболочки.

ВЕЛИКИЙ НКВИЗИТОР ДОСТОЕВСКОГО - это манипулятор и политтехнолог в чистом виде. Понятие народ изобретено – это площадка для пиара, теологии.

Главное в пиарпроекте – создать событие.

Распятие Христа – главное событие в христианском проекте.

Манипуляторы: епископы, попы. Святые – это события. Реликвии как артефакты событий. Информация о событиях: крестовые походы, закладка храмов, мощи, чудеса. Все это концентрация информация, расположение в пространстве.

В идеологизированном обществе эту функцию выполняют секретари парткомов, поэты, философы, писатели.

 СОЦИАЛИЗМ БЫЛ ПИАР-ПРОЕКТОМ, в котором события конструировались под заданный образ.

Война, Александр Невский, БАМ, Целина, Павка Корчагин, Молодая Гвардия, Анатолий Мерзлов, Америка, Шпионы, Хоккеисты, Космонавты.

Карты, бильярд не котировались для основы сплочения: они слишком индивидуальны, в них велик элемент непросчитанности. Особенно в картах.

Вовсе не случайно двадцать лет гнобили церковь и все русское, а когда приспичило, поползли к мощам святого Александра Невского.

 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – это и есть тот самый виртуальный постмодернистский мир, который в конце шестидесятых теоретически обосновали Фуко, Бодрийяр, Барт, Делез и другие философы. В этом мире жили десятки миллионов советских людей. Хотя работать в виртуальном пространстве начали еще большевики. В 22 году Политбюро РКП (б) отпечатало в единственном экземпляре газету «Правда» для Ленина, - в номере была его статья. Начало управляемой демократии. 

 Если вы хотите научиться целенаправленному воздействию на массовую аудиторию, изучайте книги по социалистическому реализму. 

 

СССР – ЭТО ВЫДУМАННЫЙ МИР. Как ни странно, выступая против западного постмодернистского общества, наши антиатлантисты выступают против своего же прошлого. Только вместо культа гедонизма при социализме был культ служения, вместо наслаждения – отречение, вместо наживы – жестокий божок труда, вместо индивидуализма – идол коллективизма. Если западный человек доверяет себе, то советский человек вручал свою судьбу государству, партии, коллективу. Западный человек погружался в глубины своей личности, советский человек бежал от нее.Но формула социального устройства – та же самая.

 

СОЦИАЛИЗМ – ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ в коллективный сон. Коллектив в идеократическом обществе – это не союз личностей, а продукт жреческого обмана, манипуляций. Для обоснования существования довлеющего над человеком коллектива не хватает рационального объяснения, и в ход идут метафизические толкования, внушение, религиозное давление. Веры не может быть вне коллектива, вне массы. Вера ищет подтверждения не в эксперименте, а в сочувствии и одобрении массы. Вера – это распятие личности на кресте молвы.

 БОЛЬШЕВИКИ БЫЛИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПОЛИТТЕХНОЛОГАМИ, конструкторами. Как, впрочем, и гитлеровцы. Это были две самые мощные пиар-команды, которые когда-либо добирались до пульта конструирования реальности. Они действовали в согласии с одиннадцатым тезисом Маркса о Фейербахе: задача философов состоит в том, чтобы изменить мир. Нынешние постмодернисты изменяют мир в воображении наблюдателей. Пиаровскими технологиями. К. Маркс же предлагал реально изменить его, начав с материальной базы.

 

ВЛАСТЬ СТРЕМИТСЯ ВСЕ ОБРАТИТЬ В ПИАР.

Пиар - Победа 1945 года. 

Пиар - Великая русская литература Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин, о которых обыватель вспоминает, когда начинает рассуждать о превосходстве своей нации. Самое смешное, что никто из нас не имеет никакого отношения ни к Толстому, ни к Чехову, а многие и не читали их. Но гордость велика. И на этом строятся железные обручи стягивания народа. 

Пиар – БАМ, целина.

Любовь и все, что окутано тайной вокруг нее – самый мощный пиар в истории человечества нового времени. Причем, христианской цивилизации в большей степени, чем других.

 

ЕЛЬЦИН КАК PR-ПРОЕКТ. «Исповедь на заданную тему» – холодно просчитанное попадание в тему. Юмашев написал, а после этого они показали, как надо «бороться с привилегиями». Естественно, человек не может радикально измениться за два-три года. Вся эта борьба с привилегиями и призывы к скромному быту вождей были продуманной пиартехнологией. А народ купился. Победа оказалась пирровой.

 ЧЕЛОВЕК – ВОЛЮНТАРИСТ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ. Он хочет жить по своему усмотрению, в рукотворном мире, где все привычно, где никаких неожиданностей, никакого риска. Отличие подлинного мира от вымышленного – риск. Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском. Как минимум, риском выбора. А современный человек желает гарантий и скользит в мир искусственных переживаний, который ему преподносят масс-медиа и эстрада.А если шире – политиканы, властители. Он вытесняет риск в детективы и ужастики.

 ЛИТЕРАТУРА В СССР как мощное пропагандистское оружие. Сегодня ее роль ничтожна. Потому что жреческие функции захватили телевидение и попса.

 В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ человек, претендующей на власть, доказывают единство своего интереса с общественным. Выдает свой частный интерес за общественный. В монархическом строе – житель доказывает свою верность монарху. Так же как и в коммунистическом – верность партии, Ленину, Сталину, Идее. Пик этого - «Если погибну в бою, считайте меня коммунистом!». (Узнать бы имя гения, который придумал это!). Только эта верность легитимизировала его как гражданина. Он гражданин общества лишь в той степени, в какой разделяет стандартные ценности. В коммунистическом обществе вообще нет гражданина в обычном (западном) понимании слова. И это все достигается идеологией, пропагандой, пиаром – переводя на современный язык.

 ВО ВРЕМЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ кандидат как бы выходит за пределы своей личности и превращается, фигурально выражаясь, в монарха, строящего свое государство. Становится демиургом, отстраивающим отдельный мир. Он устанавливает в мнимой «песочнице» свои – в зависимости от личности, мировоззрения, воспитания, интеллекта и прочая - правила и порядки, и населяет его народом. Сколько за ним пойдут в этот мир? Зависит от ресурса и креатива: идеи, деньги, управление кампанией. Это модель строения вселенной (социокосмос) в чистом виде. Он - креатор. Созидатель. Он дает идеи, порядок, а жизнь уже определит: пригодна ли для обитания его планета.

Он – Автор. Он свободен, его руки развязаны. И стеснен лишь ресурсами.

 

ПОЧЕМУ ПРОЦВЕТАЮТ КАЗИНО, игровые клубы, лотереи, игровые шоу типа "Поле чудес", «Последний герой» и т.д.? Люди хотят влиять на свою судьбу. Хотят управлять ею. Вероятностность пробивается сквозь сито необходимости. Желанные красоты представляются геометрически совершенной и, главное, просчитанной вероятностью. Идеология (PR, пропаганда) подменяют риск выбора стабильно гарантированной пайкой. И материальной, и духовной. Человек перестал быть воином, исследователем, путешественником.

 ГРУБО ГОВОРЯ, ЛЮДИ ПОДОБНЫ ЖУКАМ в навозной куче. Они конкурируют за энергию, накопленную в навозе. Энергию солнца, энергию кислорода, энергию разложения биомассы.

Энергия солнца распределена по земному шару, она имеет превращенную форму. В итоге все сводится к обладанию энергией.

Энергия равняется информации.

Деньги как застывшая, «прирученная» форма энергии.

Отсюда культ и всевластие денег.

Одни это поняли давно и соответственно действуют. Другие до сих пор не поняли.

 ПИАРОВСКАЯ АТАКА НА РОССИЮ. В начале девяностых вовсю муссировалась тема о том, что наши земные недра никому не нужны, сырье это дрянь, нефть нас не спасет, на металлы спроса нет и так далее. Мол, все теперь решают высокие технологии, в которых мы отстали навсегда. Подобные откровения, подкрепленные академическими подписями, перли на обывателя со всех сторон.

 В конце девяностых о никчемности природных богатств России с иронией поведал в интервью американской газете бывший вице-премьер Альфред Кох. Это притупляло интерес населения к тому, как делили и грабили природные ресурсы. Люди отстранились от борьбы за свою долю, потому что она как бы обесценилась в их глазах. Проекты на будущее никак не связывались с подземными кладовыми.

Мозги людей были загажены. Хотя это дикость: как может отпасть потребность в тепле, бензине, металле, электроэнергии? Каким образом металл, нефть, газ, воду могут заменить изделия хайтека - самые быстрые компьютеры, умные программы, мобильники и т.п.? Это было умопомрачение, вызванное целенаправленной психологической атакой. Сродни тому, что творил Кашпировский

 ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ  В 1996 ГОДУ. Коммунисты признали поражение, хотя знали о фальсификациях. Мошенничество было навязано народу как судьба. Народ проглотил. Для этого пригодилась и дымовая завеса в виде чубайсовского пиара, хотя истинный его кпд был не очень велик, а иногда вызывал и отторжение.

Но без великого пропагандистского шума фальсификации не были бы приняты обществом, вот для чего, например, потребовались десятки миллионов долларов, вбуханных в газетку «Не дай бог!». Народ, как и женщина, ведется на уговаривания. И если женщина еще вчера пожимала плечами - я с этим никогда в жизни, завтра она может уступить домоганиям. Говорят, женщина ушами воспринимает мир. У нашего народа бабий характер. Он поддается на красивые уговоры и уступает силе. Повсхлипывает, и свыкается.

 «НОЧНОЙ ДОЗОР» - МОЩНАЯ ПИАРОВСКАЯ АКЦИЯ. Это тест на пределы тупого манипулирования, на нашу готовность быть подопытными кроликами. Новость конструируется, а не вытекает из жизни. Органическое развитие жизни и общества подменяется искусственным. Доминирование одной точки зрения. "Дозор" – это опыт массового зондажа общественного мнения и навязывания. Сюда я добавил бы еще и "9-ю роту", тоже не обошедшуюся без массовой истерики и психоза.Эксперимент доказал, что можно организовать массовую «добровольную» поддержку чему угодно. Чеченская война, Беслан, - события, которые создаются и трансплантируются в общественное сознание. Это селекция – нынешние политики сплошь мичуринцы

 УЖЕ ХРЕСТОМАТИЙНОЕ: РУМЫНИЯ, ТИМИШОАРА. Секретные службы выкрадывали трупы из моргов, уродовали их, а потом демонстрировали по телеканалам как жертвы пыток режима Чаушеску. То, что весь мир видел на телеэкране как истину, было ложью. Мировые СМИ разнесли, и так оно и осталось в общественном мнении: жертвы режима. При том, что никаких жертв не было. Очередной раз доказали, что истина есть не что иное, как один из моментов в целеположенном движении некоего логичного. Правда и ложь становятся неразлучными, как две стороны одной монеты, которой эти взаимопревращения и оплачиваются. В современном мире деньги – субстрат, из которого изготавливается то, что называется правдой и ложью.

ПОДВИГ 28 ПАНФИЛОВЦЕВ. Ложь или правда? Или святая ложь? В выборных кампаниях все есть святая истина – для себя. Истина все, что работает на имидж кандидата. Очень хорошо об этом лет восемьдесят назад сказал один известный товарищ. Он сказал: нравственно все, что служит делу коммунизма. Ленин был, может быть, величайшим пиарменом всех времен.

 ПОЧЕМУ В СТРАНЕ ИСКОРЕНЯЮТСЯ ВЫБОРЫ? Номенклатура испугалась. За хорошие деньги денежные мешки (в том числе и бандюки) могут разыграть любой спектакль. Люди авторитетные рискуют больше всего, потому что о них много известно, и они делали ошибки. Они уязвимее. Поэтому они просто отменили выборы. Но это палка о двух концах.

С.Лисовский немного поторопился, когда после выборов президента в1996 году выпил за конец профессии пиарщика. Все сделает административный ресурс. Конец начался после ареста Ходорковского и растянулся на несколько лет. Сегодня выборов в стране нет.

 В КОНЦЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ все стали теоретизировать, предлагать глобальные проекты. Открылась некая идейно-смысловая необозримость, как проект перестройки. А что в итоге? Все идеи отбросили и в управленческом смысле (суверенная демократия и прочие удовольствия) сегодня обходимся теми же постулатами, что и 20 и 30 лет назад. Попавший на заседание нынешнего правительства  какой-нибудь секретарьмобкома КПСС семидесятых годов, может быть, даже и не заметит ни перемены строя, ни новой терминологии: говорят на привычном для него языке.

 Этот камушек не в огород тех, кто сформировался при советской власти. С ними ясно. Но сегодня даже молодые овладевают и повадками, и лексикой советской управленческой школы. Почему? Потому что у них одна платформа. Сутью советской парадигмы управления, а если шире – удержания народа в узде - была манипуляция массовым сознанием. И сегодня это же самое. Манипуляция – это не выдумка коммунистов. Это закон управления. Манипуляция как прорыв к архетипу коллективного «Я». То есть, Советы восстанавливаются не потому, что власти стали советскими и возрождают коммунистические ценности, а потому что советская власть использовала тот же инструмент управления, который использует власть нынешняя, потому что современным, демократическим овладеть она не в состоянии. 

 ОБ ИСТОРИИ PR В ДВУХ СЛОВАХ. Помню, на лекциях по научному коммунизму – другого инструмента познания идеологии у нас не было (разве что, история КПСС и политэкономия) - продвинутый молодой преподаватель рассказывал такую байку. Будто бы в Древнем Египте некий гражданин заявил сборщику налогов: объясни мне, уважаемый, почему я должен платить тебе налог, и тогда я отдам все, что с меня причитается. Мытарь стал в тупик. И тогда они направились к мудрецу, и фининспектор попросил: объясни этому достойному человеку, почему он должен отдавать мне ежегодно столько-то зерна. А я отдам тебе десятую часть полученного. Мудрец придумал объяснение. Так родилась идеология и появились идеологи.

В наши дни идеологи объясняют избирателям, почему ими должен управлять гражданин такой-то, или такая-то партия. А если шире - почему для них хорошо то, что лично им, может быть, и даром не нужно. Но очень нужно кому-то. И люди с этим соглашаются, и платят налоги, и ставят в избирательном бюллетене крестик, куда надо, и покупают шмотки, которые увидели в рекламе.

Все вернулось на круги своя, и можно смело вытаскивать из чулана пропаганду с идеологией и устанавливать на прежнее место, окружив подобающим вниманием.