Почему бегут из России?

На модерации Отложенный

 Признаться, я совершенно не верю статистике. Однако, несомненно, с начала 90-х по сей день из бывшего СССР в Государство Израиль на ПМЖ выехало никак не менее миллиона человек. Я не знаю, сколько человек выехало в другие дальние страны, сколько осталось жить на территории новообразованных суверенных государств несостоявшегося СНГ. Вероятно, не один миллион, и я даже подозреваю, что не десять миллионов – но, возможно, в этом случае я преувеличиваю – оказались за пределами России в результате распада Союза или сами покинули родину и разбрелись по всему миру.

Конечно, далеко не все, приехавшие в Израиль, были евреями, поскольку, помимо Закона о возвращении, Израиль строго придерживается международных законов о воссоединении семей. Кроме того, Закон о возвращении предоставляет гражданство человеку в случае, если один из его родителей является или являлся евреем, или его дед, или его бабка. В результате не редки случаи, когда гражданство получал внук еврея или еврейки, никогда не знавший евреев, никогда не интересовавшийся судьбою еврейского государства, а в некоторых случаях даже никогда ничего не слышавший о еврейском вопросе – он в Израиль приехал просто потому, что, преодолевая бюрократические барьеры, ему это было легче, уехать в Израиль, а не в Австралию. Многие, то есть, репатрианты с постсоветского пространства, представляя собою большую проблему для государства, сами испытывают душевные проблемы, очень трудно адаптируются (здесь говорят - абсорбируются) и переживают тяжкое потрясение, которое часто не проходит по истечение двадцати лет жизни в Израиле.

Между тем, массовая эмиграция в российской Истории не первый снег нам на голову. Почему из России, каждый уроженец которой, как мне пришлось убедиться на собственном опыте, в очень сильной степени подвержен мучительным приступам ностальгии, с самого начала её существования на географической карте не прекращалось фактическое бегство?

Я отвечу, если не возражаете, на еврейский манер – вопросом на вопрос: Не потому ли в первую очередь, что выезд из страны за границу всегда был воспрещён её жителям, и на выезд требовалось личное разрешение высшей власти, во многих случаях самого монарха? Всё же остальное – низкий жизненный уровень, произвол чиновников, невозможность строить свою жизнь по своему усмотрению, постоянное ожидание репрессий – это всё уже потом.

 Что же из всего этого выходит?

Я слушаю: Господи, чудо

Из наших полуночных стран!

На улице Бен-Иегуда

Играет охрипший баян.

Такою прохладною ранью -

Рассвет ещё дымкою стёрт -

Знакомый старик на баяне

Играет «Тот Ванинский порт».

Забыты те давние годы,

А старая песня жива.

И в песне той кровью и потом

В снегах застывают слова.

Что вдруг? Он глядит, улыбаясь -

Нехитро его мастерство:

Немного для Бога стараюсь,

Ведь рано, и нет никого.

Так – вспомнилось. Дай сигарету.

Так - что-то взгрустнулось с утра.

Такое тяжёлое лето.

Такая глухая жара.

И вот, я слушал мелодию песни, до боли дорогой мне с раннего детства. И спросил:

- Моше, а чего б ты сейчас хотел? Ну, допустим, золотая рыбка тебя спрашивает? Загадывай желание.

- Браток, родной…. Я б хотел махорки покурить и…. Пропади оно всё пропадом!

Вот так. А чья вина? Ну, я вам отвечу: Москва виновата во всём. Во всех бедах России вина Москвы – её имперской столицы. Не будет империи – и люди не станут бежать, и жизнь наладится. Не в пятьсот дней, как думал Явлинский, но наладится жизнь. Пока же Россия – империя, ничего хорошего не будет.