Истолкование притчи о неправедном управителе (Лук.16:1-9)

На модерации Отложенный

Неоднократно в притчах Спасителя мы встречаем темы, связанные с проведением деревенских работ. Это связано с тем, что в Его время это было основной формой ведения хозяйства, хорошо известная слушателям. Таким образом, Христос  во время своих наставлений создавал благоприятную среду для понимания Своего учения. Прошло время и ситуация изменилась в сторону технократии. Аудитория слушателей изменилась, и соответственно их восприятие многих мест из Евангелия. Необходимо по новому изложить  содержание притч для преодоления исторически- культурного расхождения.

 

***

 

       Некогда в «Ярославской губернии» жил один богатый помещик. Ему принадлежал большой надел земель. Хлеба удавалось продавать с избытком, так что его семья  не привыкла себе в чем- либо отказывать. Раз в год  хозяин со своими домочадцами совершал большой круиз по европейским городам. Естественно, что при таких семейных традициях, дела помещика во времена его отсутствия, требовали наличия доверенного человека, на которого можно было положиться. Много лет эти обязанности управляющего исполнял Кузьмич.

      Хозяин был христолюбивых нравов и поэтому, никогда нуждающимся не отказывал. Нередко местные земледельцы одалживали у него семена и подсолнух. При этом долговые расписки выдавал Кузьмич. Бог миловал и дела у всех процветали. Но как на Руси издревле водится, что даже в добром яблоке живет червяк, нашелся человек, который был болен завистью к службе Кузьмича. Этот завистник решил управляющему помочь «блюсти свою совесть». Хозяин в Ницце получил известие, что управляющий был замечен в воровстве. Поездку решили не прерывать, но рассерженный помещик сгоряча решил уволить Кузьмича, о чем известил его через телеграф. Не выразить словами горечь слез, которая подступила к гортани старика- управляющего. Столько лет верой и правдой служил этой семье, и вот ему грозит увольнение с позором. Сел на прилавке и пригорюнив стал думку думать, как дальше жить. Так он говорил себе: много лет я был уважаем на селе, потому протянуть свою руку за подаянием мне гордость не позволит, а начать вести свое хозяйство самостоятельно - годы не те, силушки не хватит. До приезда хозяина осталась еще неделька- другая, поэтому я еще успею нескольким должникам скостить  заем и переписать их квитанции. А уж те, кто испытал нужду, меня голодным не оставят. Не раз я шел на встречу односельчанам с подобными просьбами об уменьшении размера долга и не выжимал их до  последней капли масла, за что и поплатился местом по навету. Но не жалею, потому что поступал по совести. При таком богатстве от недосчета пары мешков не убудет. Больше пропадет от сырости и грызунов, также мужики по дороге до мельницы немало зерна просыпят. Да, и не на продажу в долг берут, а для ртов детворы. Как решил, так и сделал. Заграничная поездка хозяина как всегда удалась. Семья вернулась с хорошим настроением. Первым делом был вызван Кузьмич  для отчета. Помещик тщательно проверил все счета и сметы. Все средства были на месте. А о том, что управляющий помогал таким образом голытьбе, он и так знал, за что и похвалил старика.

 

Так случается, что обычные простые люди в своих поступках, на основании житейской мудрости, бывают намного ближе к Богу, чем религиозные учителя и ученые книжники, которых Христос не без доли  иронии называл «сынами света».

 ***

 

 

Основной проблемой при истолковании данной притчи является значение высказывания в одиннадцатом стихе

по поводу возможности приобретения Царства Небесного неправедным богатством.

Об эту цитату разбили лбы многие теологи и экзегеты. Исходя из рассказа про Кузьмича этим богатством являются излишки, которыми доброе сердце старика помогало тем людям, которые пребывали в нужде. Эта притча главным образом направлена против юридического и формального понимания заповедей Божиих и в таком духе их исполнения. Как бы ни был универсален закон государства, оно не сможет благополучно развиваться без правильных человеческих отношений в нем. Примером может послужить Советский Союз, в котором повсеместно было попираемо уважение и сострадание к человеческой личности, что привело в конечном итоге к краху этого государства.

***

 

 

 

Грамматическое приложение:

 

μαμωνᾶ τῆς ἀδικίας (богатство неправедное) - несправедливо приобретенное иммущество путем обхода установленных правил.

 

 

***

 

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

(Лук.16:1-9)