Русская Диаспора в Черногории. Девелоперы. Григорий.
На модерации
Отложенный
ГРИГОРИЙ СКУРАТОВСКИЙ
Русский журнал «Адриатика» продолжает знакомить наших читателей с интересными людьми, приехавшими отдохнуть, пожить и/или поработать в Черногорию. Рубрику «Гости» мы решили дополнить рубрикой «Диаспора» , где начинаем рассказывать о тех, кто по тем или иным причинам задержался на берегах Адриатики.
Сегодня мы представляем вам руководителя компании INVESTAMONT, которая является генеральным застройщиком жилого комплекса VESTA в местечке Дженовичи, расположенном недалеко от города Герцег Нови, на берегу Бока Которской бухты. Выбор этот не случаен. Компания начала свою деятельность в Черногории практически одновременно с выходом в свет первого номера нашего журнала – осенью 2007 года, и за прошедший период добилась впечатляющих результатов: введены в эксплуатацию 4 новых трехэтажных дома, на очереди - сдача еще трёх. Кроме того, INVESTAMONT – наш постоянный рекламодатель и настоящий деловой партнер.
Итак, знакомьтесь - генеральный директор компании INVESTAMONT Григорий Скуратовский.
Родился в 1956 году в Ростове-на-Дону, детство и юность провел в Киеве. В 1978 году закончил Киевский инженерно-строительный институт. После института служил в армии - инженером военно-строительного управления в Ленинграде. В 1980 году переехал в Москву. Свою гражданскую карьеру начинал в московских строительных организациях, а в 1987 году присоединился к популярному в 80-е годы движению МЖК (Молодежный жилой комплекс), из которого вышли многие современные успешные бизнесмены.
Движение молодежных жилых комплексов (МЖК) берет свое начало в подмосковном Калининграде, где в 1971 году была забита первая свая в основание фундамента первого жилого дома МЖК. В 1980 году было начато строительство самого известного в СССР МЖК-1 в г. Свердловске (Екатеринбурге). После выхода в 1985-1986 г. Постановлений правительства в поддержку МЖК молодежная инициатива получила распространение практически во всех регионах страны и стала основным способом решения жилищной проблемы для молодежи. Участники Молодежных жилых комплексов работали не только на себя - каждый строил полторы квартиры: одну для себя и полквартиры для города. Строительство метро, жилых домов, не входивших в молодежные комплексы, работа на заводах железобетонных изделий также входили в обязанности эмжэковцев. В рамках комплексов действовали школы и детские сады, досуговые, спортивные и бытовые центры, магазины и эксплуатационные конторы. Многие молодежные жилые комплексы стали своеобразными инкубаторами для социальных, политических, бизнес-инициатив. МЖК становились очагами хозяйственной самостоятельности и первыми ростками демократии. Эмжэковская закалка помогла многим активистам этого движения обрести себя в бизнесе и политике, стать заметными фигурами в разных профессиональных областях. По имеющимся оценкам, в МЖК построено 600 комплексов, получили новые квартиры или улучшили свои жилищные условия 4 миллиона человек. В 1993 году организации МЖК объединились в Союз МЖК России (Из справки на официальном сайте Союза МЖК России).
- Григорий, расскажите, пожалуйста, о вашей работе в МЖК.
- Я работал в Московском городском штабе МЖК, создавал строительную организацию «МЖКстрой». В большинстве своем к нам приходили люди, далекие от строительной специфики: доктора, ученые, учителя, технологи, инженеры не строительных специальностей… И нам надо было «слепить» из них дееспособные коллективы. Мне это нравилось, нравилось получать хорошие результаты с помощью непрофессионалов.
В период работы в МЖК я в буквальном смысле встретил свою любовь - свою жену, которую зовут Любовь. Она живет со мной здесь, в Черногории, и очень много помогает мне в работе. Вообще, работа в МЖК дала мне колоссальный опыт, научила принимать нестандартные решения, быстро действовать в критических ситуациях. Никто не верил, что INVESTAMONT сможет так быстро развернуться. Судите сами: мы начали строить комплекс VESTA в октябре 2007 года, а уже через 8 месяцев - в июне 2008 - сдали в эксплуатацию 2 многоквартирных дома, еще 1 сдали в марте, следующие два дома будут готовы к июлю и октябрю 2009-го соответственно, а два последних дома – к летнему сезону 2010 года. Может быть, поэтому наши местные строители и подрядчики зовут меня «Брзи* Григорий» («брзи» по-черногорски означает «быстрый» - прим. ред.). Все сданные нами в эксплуатацию дома «укнижены», т. е. покупатели могут сразу оформлять свидетельство о собственности на себя. Для новостроек в Черногории это большая редкость.
- Кстати, о подрядчиках… Насколько я понимаю, сами вы не строите?
Наши подрядчики – это отдельная история. История замечательная и почти чудесная. Когда было принято окончательное решение о начале работ в Черногории, естественно, встал вопрос о том, кто их будет вести, кто будет нашим партнером здесь. Так получилось, что в Москве я регулярно играл в баскетбол в одном известном спортивном клубе, и там был у нас один серб, совладелец компании Black Stone CG, который давно живет и успешно работает в России, занимается строительным бизнесом, прекрасно говорит по-русски. К нему я и обратился за советом в первую очередь. Он ответил, что его компания давно планирует начать бизнес в Черногории, так почему бы не начать его вместе? Black Stone CG специализируется на отделочных работах, но он смог найти проверенного и надежного подрядчика для ведения собственно строительства – черногорскую фирму Role Inzenjering из Игало. И надо сказать, что этот выбор был весьма и весьма удачным. С этими строителями и с этими отделочниками мы уже сдали в эксплуатацию 3 дома и продолжаем сотрудничать в возведении комплекса VESTA, в котором в общей сложности будет 7 домов.
- Вашим рекламным слоганом стали слова «Мы строим быстро». Всегда ли «быстро» значит высококачественно?
В нашем случае – да. Ведь мы не экономим на материалах и технологиях, а изыскиваем, так сказать, внутренние организационные ресурсы. С самого начала нашего сотрудничества с подрядчиками мы договорились, что берем на себя обязательство по бесперебойному финансированию работ в согласованные сроки, а они обеспечивают своевременное и качественное выполнение поручаемых им работ. Выполнение своих обещаний в части финансирования и ежедневный контроль за ходом работ на стройплощадке позволяют нам в процессе строительства добиваться от исполнителей соблюдения сроков и должного уровня качества. Раз уж речь идет о нашем проекте, хочу добавить: с самого начала мы исходили из того, что проживание в жилом комплексе VESTA должно быть комфортным, и ради обеспечения этого условия пошли на дополнительные затраты. Половина наших квартир не имеет смежных стен с соседями, благодаря чему создается эффект отдельно стоящего дома. У нескольких квартир этот эффект усиливается наличием примыкающего участка земли, который мы передаем в пользование собственникам данных квартир.
Лично столкнувшись с проблемами водоснабжения в летний период, мы предусмотрели оборудование каждой квартиры отдельным 500-литровым резервуаром для пресной воды. Также отказались от китайских климатических сплит-систем в пользу корейских - намного более качественных и надежных. Утепленные наружные стены, отделочные материалы и сантехническое оборудование европейского производства способствуют созданию уюта в наших квартирах. А чтобы и снаружи было комфортно, мы обеспечили каждую квартиру парковочным местом, построили собственный выезд на Ядранскую магистраль и бассейн для жителей комплекса. Люди, которые платят за квадратный метр от 2400 евро, должны получать высококачественное жилье.
- С какими еще проблемами вы столкнулись здесь как застройщик? Какой опыт приобрели?
Наверное, если бы мне пришлось начинать все заново, я наверняка многое сделал бы по-другому. Ведь в начале у меня не было практики ведения дел в местных условиях, сказывалось наличие языкового барьера, я не знал некоторых элементарных вещей, например - не представлял, что здесь столько нерабочих дней из-за праздников, из-за Славы (Слава - день святого, который считается покровителем семьи, один из главных семейных праздников в Черногории – прим. ред.), не ожидал такой повсеместной необязательности при ведении дел. Мы уважаем местные традиции, но... Понимаешь, мое личное отношение к работе таково, что как руководитель я несу ответственность за все – за людей, за сроки, за материалы, за качество. Но мне понадобилось время, чтобы понять, от кого что можно ожидать, на кого можно положиться.
И сделать выводы. С Нового года мы пересмотрели наши договорные отношения с подрядчиками. Если раньше договора были скорее формальными и понятийными, то теперь с согласия партнеров мы усилили контракты четким согласованием и прописыванием сроков, а также пунктом о штрафных санкциях.
- И местные партнеры от вас не ушли? Не отказались работать с вами?
В том-то и дело, что нет. Их это вполне устроило, они, как я говорил, переорганизовались, как минимум уменьшили количество перерывов на «кафу» и прочую «пичу» («кофе и прочие напитки» – прим. ред.).
- Комплекс VESTA расположен недалеко от моря. Скажите, актуален ли для вас вопрос борьбы с сыростью?
Сырость, конечно, есть. На морском побережье сырость всегда есть. Но наш комплекс расположен не на первой линии, а в 120-150 метрах от берега, как и мой собственный дом, кстати. Когда я с семьей надолго уезжаю, нам достаточно оставить окна «в режиме проветривания», чтобы по возвращении не ощутить ни малейшего дискомфорта. Но для этого сначала пришлось напрячься и исправить огрехи строителей. Мы сделали хорошую гидроизоляцию, и сырость пропала. В тех домах, которые INVESTAMONT предлагает к продаже, мы учли свой личный опыт проживания на побережье и строим их так, как строили бы для себя. Безусловно, мы изначально делаем очень хорошую гидроизоляцию, внимательно следим за тем, насколько качественно сделаны кирпичная кладка и утепление. Мы заранее знаем, где требуется «подстелить соломку». Конечно, в доме также должен быть хороший обогрев. В некоторых квартирах по заказам покупателей мы используем для обогрева «теплые полы».
- Вопрос горячей воды решается так же, как и во всей Черногории, с помощью бойлеров?
Да, причем в проект мы заложили столитровые бойлеры. Нам говорили: «Зачем сто литров? Хватит и восьмидесяти». Но вот, например, в моем доме, как и во всех квартирах комплекса VESTA, стоит ванна, и обычного восьмидесятилитрового бойлера не хватает, чтобы наполнить ее теплой водой.
- Нет ли у вас проблем с соседями - местными жителями? Ведь строительство - дело шумное.
Сколько-нибудь серьезных нет. У нас пытался потребовать деньги один человек, перед домом которого мы построили свои дома и тем самым, как он утверждает, испортили ему вид из окон. Но эта попытка не увенчалась успехом. Моя позиция была довольно жесткой. Я попросил его письменно изложить свои претензии и обращаться в суд. Шансов у него никаких нет, и быть не может, поскольку мы строим на совершенно законных основаниях, по согласованному во всех инстанциях проекту, с соблюдением всех утвержденных норм и требований. Сказано не выше трех этажей – мы и строим трехэтажные дома. Кстати, с третьего этажа открывается роскошный вид на море.
- А связаны ли каким-нибудь образом вид из окна и цены на квартиры?
Есть у нас квартиры, которые выходят окнами на соседний дом. А есть верхние этажи, с которых открывается панорамный вид на залив. Цена на квартиры учитывает все: и вид из окна, и этаж, и высоту потолков, и наличие примыкающего земельного участка. Честно сказать, в последнее время я склоняюсь к мысли о том, что вид из окна - не такая уж важная вещь. Судите сами: дом, в котором мы с женой живем, имеет большую террасу с видом на Боку Которску, но я не скажу, что мы на этой террасе проводим много времени. Днем мы заняты на работе, а в свободное время предпочитаем либо гулять пешком, либо купаться в море. Конечно, вид на море – это хорошо, и хорошо, когда он есть, но не факт, что вы его будете активно «использовать».
- Раз уже вы заговорили о личном опыте, то расскажите, пожалуйста, подробнее о своей семье, о быте, досуге.
Моя жена Любовь считает, что ее место всегда рядом с мужем. Я приехал в Черногорию в мае 2007-го, она следом за мной, через месяц. Любовь на 8 лет младше меня, для нас обоих это второй брак, и на двоих у нас трое детей: младшему сыну 20 лет, дочери 22 года, а старшему сыну - 27. Работа занимает здесь почти все наше время, но, тем не менее, летом мы много времени проводим на море, путешествуем с родственниками и друзьями по Черногории и Хорватии. Культурную программу организовываем себе сами – из Москвы возим книги и фильмы на DVD. Стараемся не пропускать местные фестивали и концерты. Любим открывать новые «вкусные» места.
- Порекомендуете что-нибудь?
С удовольствием. Мы любим одно местечко здесь, на берегу залива, недалеко от нашего комплекса. Называется PAPAGAJ . Там обалденный хлеб – итальянские палочки и, на мой взгляд, лучший на побережье салат «Какаду», а также дивный куриный супчик – очень легкая и вкусная пища. Большой выбор морепродуктов и рыбных блюд. Поесть вкусного мяса можно в ресторане Maraska в Зеленике, там готовят два отличных, опять же на наш вкус, блюда: «Бубрежняк» - это телятина на косточке и куриный шашлычок – «Пилечи ражничи». Также наведываемся в Будву, в ресторан Pivnica с его «Пилечим батаком на жару» или в конобу Krušo в Игало, где очень вкусный «Бибер-стейк» - стейк под соусом из зеленого перца. Дома готовим редко, потому что в местных ресторанчиках кормят вкусно и недорого. Однажды мы подсчитали и с удивлением обнаружили, что иногда приготовленная дома пища обходится дороже, чем в ресторане. Единственное, чего мы не можем найти в местных точках питания, так это сырников, которые очень любим. Поэтому готовим их дома, а творог привозим из России.
- Скажите, а почему вы остановили свой выбор на Герцег Нови, на Боке Которской?
А это ещё одна, не менее удивительная история…
Мой партнёр посмотрел художественный фильм, в котором события происходили в живописнейшем месте – в Черногории. Ему захотелось убедиться в этой красоте лично. Так получилось, что Герцег Нови был первым городом в Черногории, в котором мы побывали, и он произвел на нас такое неизгладимое впечатление, что весь свой черногорский бизнес, все девелоперские проекты мы решили сосредоточить здесь. Теплое (на 2-3 градуса теплее, чем на открытом побережье) море, зеркальная поверхность залива, закрытого от ветра полуостровом Луштица, живописные, круглый год покрытые зеленью склоны гор, отсутствие суеты, вызванной перенасыщением туристами, тишина и покой не могут никого оставить равнодушными. А «Градска кафана», с террасы которой открывается изумительный вид на вход в Боку Которску, и где готовят самый вкусный на побережье эспрессо с теплым молоком, вообще стала нашим любимым местом в Черногории.
Нельзя не отметить, что известный во всём мире лечебно-оздоровительный центр «ИГАЛО» тоже находится в нашем заливе и многие отдыхающие с удовольствием совмещают отдых с профилактическим лечением или оздоровительными процедурами.
- На вашем сайте сказано, что вы «девелоперская» компания. Что это за новомодное страшное слово «девелопер», которое сейчас в Черногории слышишь на каждом шагу?
- «Девелопмент» – это от английского development (развитие, расширение, развертывание, рост, эволюция). В строительстве, как и в любом другом деле, существует четкое распределение обязанностей: кто-то строит, кто-то продает… А кто-то должен найти землю под строительство, средства для финансирования, сделать проект, подобрать исполнителей, проконтролировать ход выполнения работ, удачно сбыть готовые объекты – всем этим и занимаются девелоперы. Девелопер – это, скажем так, продюсер от строительства, менеджер, организатор. Ну, а мы для гарантированного обеспечения реализации проектов еще и сами финансируем их. Это более надежный вариант для покупателей. Так что, если быть более точными, “INVESTAMONT”- это инвестиционно-девелоперская компания.
С Григорием Скуратовским беседовал шеф-редактор Русского журнала «Адриатика» Александр Беспарточный.
(с) «Русский журнал АДРИАТИКА», 2008 г.
Комментарии