Русский Перл-Харбор.

«Тяжелый авианосный крейсер «Минск» создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических Республик». Это текст закладной доски авианосца, построенного для Военно-морского флота СССР. Это старый обычай – делать закладные доски. Еще в древности в корпус судна или под мачту крепили различные талисманы, которые, как считалось, помогали ему в тяжелых морских испытаниях. Авианосцу «Минск» талисман не помог.

 


Корабль построили за три года. Предназначался он для поиска и уничтожения подводных лодок и нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника. Корабль успешно прошел все испытания, был включен в состав Тихоокеанского флота и отправился в переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток. Летом 1980-го года совершил боевой поход во Вьетнам, порт Камрань. Корабль нес почетную службу по защите наших интересов до 91-го года, когда само наличие у нас каких-либо интересов было поставлено под серьезное сомнение. В 93-м году было принято решение о разоружении «Минска», для его демонтажа и последующей реализации. В августе  после торжественного спуска Военно-морского флага, экипаж был расформирован.


В конце 1995 года бывший флагман Тихоокеанского флота по личному распоряжению Павла Грачева был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Была проведена соответствующая кампания в прессе, где писали, что такие корабли нам вовсе не нужны, они себя не оправдали, а в южных широтах самолеты вообще не могут подняться с палубы из-за ошибки в конструкции.


Южнокорейская компания Young Distribution приобрела «Минск» за 4,5 млн долларов США. Это фактически – по цене черного лома. При этом, по самым приблизительным подсчётам, только цветных и драгметаллов осталось на 12-14 миллионов долларов.  Сотни километров красномедных трубопроводов, медных кабельных трасс, латунная, бронзовая забортная арматура, титановые обтекатели. Кроме того, много золота, серебра, платины. Даже палуба была покрыта специальными термостойкими плитами, состава которых за рубежом не знали. Они были сделаны из сложных полимеров, которые долгие годы разрабатывали советские ученые.


Хотя покупали корейцы, конечно, не металл, а технологии, «начинку».


Согласно данным расследования контрразведки тихоокеанского флота, на авианосце оставили сверхсекретные на тот момент радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные и прочие комплексы, различные вооружения и все техническое оснащение.

 
Видимо, для того, чтобы «покупателю» было легче разобраться с нашей наисложнейшей оборонной техникой, к ней были приложены «документация с описанием, порядком эксплуатации и схемами устройств, комплектующие узлы и некоторые запчасти. 

Видео тут: https://www.youtube.com/watch?v=Zjaj-Ebmz20
Как обнаружили контрразведчики, сверхсекретное вооружение и оборудование было неплохо замаскировано.

Проходы к нему были завалены хламом, пробраться через который было не так-то просто. 


Контрразведка Тихоокеанского Флота направила в правительство справку о попытке масштабной контрабанды. Однако дело замяли, и сделка все же состоялась. 


Забрав с авианосца все, что им было нужно, корейцы продали его Китаю. А те в свою очередь сделали из него развлекательный центр.


Сегодня труп авианосца находится в Шенчьжене, называется Minsk World, и принимает в среднем 6 тысяч туристов в день, каждый из которых платит за вход 12 долларов. Вместе с бесперебойной продажей сувениров, еды и напитков все это приносит более 200 тысяч долларов США ежедневно!

 
А теперь самое интересное для тех кто не знаком с историей вопроса. Всего таких авианосцев было 4! Кроме «Минска» - «Киев» (также продан китайцам), «Баку», (продан индийцам) и «Новороссийск» (продан корейцам). Последний послужил всего девять лет! 


Красиво мы все-таки рухнули в 90-х! Мощно! С порванным от души баяном, сожженной по пьяни банькой и срубленной под корень яблонькой! Вот она - жизнь на широкую ногу! В те времена разбрасывались стратегическими территориями (карта Крыма), что уж говорить о каких-то авианосцах! Когда поднимаешься сегодня на борт «Минска» в Шенчьжене,  и смотришь на веселящихся китайских детишек, возникает ощущение, что ты попал на свадьбу, которую устроили на кладбище. 


Если была бы такая возможность, то я бы спросил у Павла Грачева: ну что Паша? Паша-Мерседес, как оно там? Много ты унес с собой? Говорят, у савана карманов нет. Ты прожил немного после всего этого, хорошие это были годы? Яркие, насыщенные? Оно того стоило? Хотя, что он может мне ответить?


Кстати, биография Павла Грачева заставляет задуматься. Как здорово было бы обнаружить, что это с самого начала был негодяй и карьерист, которого протащили наверх за родственные связи! И все свалить на него. Однако в который раз убеждаешься, что жизнь сложнее наших о ней представлений.


До 91-го года это - афганец, десантник, Герой Советского Союза, между прочим. Исправный и совсем не «паркетный» офицер. 647 прыжков с парашютом, часть из них — при испытаниях новой техники. Был 8 раз контужен, получил несколько ранений. 


Однако после 91-го начались совсем другие подвиги. Тут и оставление оружия и техники Дудаеву, и расстрел парламента, и коррупционный скандалы, убийство журналиста и предательство армии в Чечне.

 
И вот тут я спрашиваю, прежде всего, самого себя. Когда на чаше весов предательство Родины, отвратительное и мерзкое преступление, за которое впрочем ты вряд ли будешь наказан, а на другой безбедная жизнь, счета в иностранных банках, дом в Майами счастливая жена и может быть счастливые дети, как бы ты поступил? И я содрогаюсь в предчувствии своего ответа. Легко быть патриотом, пока перед носом не хрустнут купюры. Кстати, а это возможно ли вообще… не брать?