Черногорские каникулы актерской династии.

На модерации Отложенный На страницах нашего журнала регулярно выходят интервью с интересными людьми, приехавшими отдохнуть в Черногорию. Сегодня мы представляем вашему вниманию беседу шеф-редактора «Адриатики» Александра Беспарточного с представителями известной актерской семьи Полицеймако - Мариной Витальевной и ее сыном Михаилом.

Мария (Марина) Витальевна Полицеймако

Родилась 10 мая 1938 г. в семье знаменитых ленинградских актеров Виталия Полицеймако и Евгении Фиш. В 1964 г. окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина, с 1965 г. работает в Московском театре на Таганке, снимается в кино. Заслуженная артистка РСФСР. Сыграла свыше 20 театральных ролей, снялась в более чем в 30 фильмах (из последних - «У реки», «Глянец», «Большая разница», «Дом дураков»). Замужем за известным актером театра и кино Семеном Фарадой. Их сын Михаил не изменил семейной профессии.

- Марина Витальевна, в разных источниках Вас называют то Марией, то Мариной, как же все-таки правильно?

- Понимаешь, это была такая папина шалость. Он записал меня, как Марина, и никогда так не называл вслух, всегда звал Маша. Так обращаются и многие друзья сейчас.

- А сами вы как представляетесь?

- Марина.

- Тогда и я продолжу, как начал. Марина Витальевна, думаю, вы не будете против, если в начале нашего разговора мы вспомним одного замечательного человека, который был и вашим, и моим другом, отдадим ему должное, по-своему увековечим память… Память человека, так до обидного незаметно ушедшего в апреле этого года. Человека, который внес значительный вклад в отечественную культуру, воспитал целое поколение современных литераторов, был соавтором Андрея Тарковского в написании сценария «Зеркала», и был его личным другом. Человека, который организовал для вас антрепризу по своей невероятно пронзительной пьесе «Сказание об Анне и Людвиге», а мне, признаюсь, в какой-то момент в духовном плане заменил отца. Вы уже, наверное, догадались, что я говорю о драматурге и прозаике Александре Николаевиче Мишарине.

- Его уход… Это большая рана. Александр Николаевич заслуживает гораздо большего, чем то, как ответила страна на его кончину… Он был удивительно интеллигентным человеком, с потрясающей эрудицией и невероятно добрый, готовый всегда прийти на помощь и… он был очень красив, по-мужски красив и благороден. Кажется, еще недавно - 6 апреля - мы звонили, поздравляли его с днем рождения, а 13-го его уже не стало…

- Как вы познакомились?

- Он очень хотел, чтобы я играла в его пьесе «Сказание об Анне и Людвиге» - это очень трогательная и сильная вещь, которая выдержала много постановок за рубежом. Александр Николаевич предложил сценарий Юрию Петровичу (Любимову, руководителю Театра на Таганке – прим. ред.), но Петрович в тот момент ее не принял. Тогда мы стали делать ее самостоятельно с моим партнером Николаем Новиковым, который и режиссер, и актер, и человек очень «рукастый» - он был также художником постановки. Наверное, не скромно об этом говорить, но пьеса имела большой успех. Это был спектакль, который мы сделали сами и сами пытались его продавать… Я играла эту бабу, героиню во всех ее возрастах, начиная с 18 лет и кончая семьюдесятью. Там было что играть - и разные возрасты, и разные состояния героини, ее перерождение от наглой деревенской девки до идейной карьеристки и просто любящей и несчастной женщины. От ненависти до любви и до личной трагедии… Я делала два банта, надевала разные платки. Мишарин меня очень хвалил, он не жалел, что позвал меня на эту роль и всячески поддерживал. Успех был огромный.

ИЗ РЕЦЕНЗИИ

«В этой маленькой пьесе на двоих, в спектакле, сделанном в модном теперь антрепризном издании, речь идет не только о встрече двух одиночеств, но о людях, по-разному прошедших свой путь в советской России. Он — русский немец, вынужденный прятаться в годы Великой Отечественной и от фашизма, и от сталинизма. Она — беженка, стронутая с места нашествием. Большая московская коммуналка, переворошенная войной, где едва дышит забытый всеми Людвиг и куда по-хамски врывается Анна. Он — крупнейший ученый, она — никто. Но жизнь идет, и из взаимной вражды рождается нежнейшая любовь… Замечательно играет Анну Мария Полицеймако — сильно, страстно, с убедительным личностным отношением… Я давно не видела такого жадного, взахлеб, исполнения» (Инна Вишневская).

- Давайте поговорим о вашей семье. У вас ведь все актеры, начиная с вашего отца Виталия Павловича…

- Да, он всю жизнь проработал в БДТ (Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова –прим. ред.), в Ленинграде. Папа родился в очень простой семье: его отец (мой дед) работал на фабрике «Зингер» и кормил всю семью, а мама занималась только детьми и домом. К желанию стать актером его родители отнеслись крайне неодобрительно. У папы был прекрасный голос, он даже пел в церковном хоре. Но когда ему купили скрипку, он выбросил ее в Волгу – о чем сообщил домашним. Ну, а когда уже вышел «Эзоп», в котором отец блистал, и слава его стала огромной, к нам в дом пришел один из известнейших театральных критиков. Весь такой вальяжный, исполненный сознания собственной важности… Его пригласили к ужину, мама суетилась вокруг, а он лишь свысока отпускал замечания, а за столом вел себя… на «тройку с минусом». И вот этот критик говорит отцу: «Скажите, Виталий Павлович, вы же из такого чернозема, из такого, простите, говна… Как вы дошли до такой Греции, до такой изысканности? Вы же из деревни». Отец долго смотрел на него, прищурившись, а потом сказал: «Вы знаете, мне кажется, что мы с вами оба изменили своему классу».

Родители мои были фантастической парой: папа – весь «Волга, ширь и чернозем», а мама – европейски образованная женщина, дочь немецкого еврея, убитого в дверях своего дома, когда он защищал жену и дочь от погрома. Мама была очень музыкальной, прекрасно пела. Ей страшно мешала фамилия - Фиш, но менять ее она не хотела. И просто отошла в папину тень. Очень гордая была и очень талантливая.

- Марина Витальевна, ваш муж, Семен Львович Фарада, много снимался в кино, у него более 100 киноролей. А как складывалась ваша карьера в кино?

- Знаешь, у нас в театре как-то не особенно это приветствовалось… Юрий Петрович не любил отпускать актеров в кино, он ревностно к этому относился.

- Но многие ведь снимались?

- Снимались. Им как-то удавалось настаивать и уговаривать Петровича, а когда я к нему приходила с этой просьбой, он всегда говорил: «А кто же будет здесь играть?» И мне, видно, характера не хватало…

- А хотелось в кино?

- Да! И меня приглашали, очень много.

- Ваш муж, Семен Львович, ведь тоже на Таганке служил?

- Сеня пришел в театр гораздо позже, где-то в 72-м году, и ему как-то удалось ускользнуть от пристально внимания Петровича. Мне же этого никогда не удавалось.

- Скажите, а не было у вас какой-то ревности к популярности мужа?

- Нет! Ну что ты? Какая может быть ревность… Он пришел на Таганку в достаточно зрелом возрасте. Его родители всегда были против, они хотели ему более практичной профессии. У него ведь даже нет театрального образования… Он закончил Бауманку, работал по специальности, правда, всю жизнь подвизался в самодеятельных театрах и студиях, но началось все с детской передачи «АБВГДейка». Потом Петрович пригласил Сеню в наш театр. Мы с Сеней довольно поздно поженились – ему было 42 года, мне – 38. Он очень любил, чтобы я была дома, занималась хозяйством.

- Ему была нужна жена-домохозяйка?

- Да! Все он возмущался и кричал: «Вот! Твой театр! Твой театр!»... И он никогда меня не протежировал на роли в кино, ни меня, ни сына. Ну, это все в прошлом, и обид тут никаких нет и быть не может. Такие характеры, судьбы. Сейчас вот это несчастье с ним (С 2000 года Семен Фарада тяжело болен: пережил 2 инсульта и перелом шейки бедра – прим. ред.), и нам всем очень тяжело, очень. И если бы не Мишка, не знаю, как бы мы все это вытянули. Миша чрезвычайно много работает, очень помогает. Все сейчас на нем.

- Вы приехали в Черногорию такой большой семьей: вы, Миша с женой Ларисой и с дочкой, Ларисины родители… И я вижу, что у всех вас очень теплые отношения друг с другом. Можно сказать, что это ваш сегодняшний самый близкий круг?

- Конечно! Родители Ларисы – Юра и Таня - ко мне часто приезжают, много помогают с Семеном Львовичем. Это неоценимая помощь… Еще у меня есть сын – старший, от первого брака. Его тоже зовут Юра, ему 50 лет, он живет в ЮАР, у него двое своих детей и двое приемных.

- Он тоже актер?

- Нет, он инженер. Он не захотел быть в актерском деле.

- Марина Витальевна, а что вас больше всего сейчас беспокоит, как представителя российской интеллигенции, как творческого человека?

- Ну, во-первых, меня очень гнетет эта война в Осетии, я все время о ней думаю, стараюсь не пропускать новости. Смотрю, и сердце кровью обливается. Не говоря уже о том, что я знаю людей, которые поехали туда. Я человек не политический, мало что в этом понимаю, но я в ужасе от того, что происходит. Это страшно… Что касается происходящего сейчас в культуре - хотелось бы больше глубины, тонкости, чтобы все было не так поверхностно, не так примитивно, как сейчас.

- Как вам отдыхается в Черногории?

- Великолепно! Ты знаешь, я должна сказать, что не избалована отдыхом - трудно отдыхать с этой нашей ситуацией. У нас есть домик под Москвой, который купил Сеня и который я обожаю, потому что очень люблю природу... А Сеня не любит… Он купил этот дом и терпеть его не может… Дитя асфальта… Любит комфорт, город, что бы все работало, горячая вода, канализация… А я могу взять ведро воды, облиться на траве и получить от этого полное удовольствие.

- А Черногория?

- Мне здесь очень и очень хорошо. Солнце, горы, море и люди, эта атмосфера доброжелательности… Ты знаешь, я веду здесь дневник. С того момента, когда мы приехали – записываю все мои впечатления.

- Как вам наша поездка на Биоградску гору?

- Это красота необыкновенная! Неописуемо хорошо! Там даже хочется сыграть что-нибудь. Как глоток воды в пустыне - так на меня подействовала эта поездка. Мне в Москве не хватает таких эмоций, таких ощущений. А вчера мы были в Которе. Абсолютная Венеция! Такой изыск! Но с другой стороны, мне, например, не хватало там простора, моря, шума прибоя.

- Многие отмечают, что Котор не всем подходит: с одной стороны пространство замыкает противоположный берег, с другой, довершая круг, нависают горы. Возникает что-то вроде клаустрофобии.

- Да, да, абсолютно верно. Долго я там находиться не смогла.

- Я знаю, что вы прекрасная хозяйка, очень вкусно готовите. Скажите, как вы оцениваете черногорскую кухню? Были какие-то кулинарные откровения?

- Нет, никаких откровений не было, все просто, вкусно, добротно. Мне понравился тот супчик рыбный, что мы ели в «Ядране» - очень легкий и элегантный.

Вкусная была форель в национальном парке Биоградска гора. Вот салаты здесь я не очень понимаю, как-то готовят они их странно – для меня мало зелени, мало помидоров, мало всяких специй. Ну, а вообще - неплохо.

- А напитки?

- Сегодня мы выпили немножко местного коньячку, до этого лозу - очень понравилось…

- А что не понравилось в Черногории?

- Музыка очень громкая, но это, наверное, нормально. Много приезжает людей молодых – им это надо - выпустить пар. Потом, я не увидела здесь кинотеатра. Думается, что он был бы здесь к месту. Но вот что я еще хотела добавить к тому, что понравилось: я в абсолютном обалдении от архитектуры. И не только в старом граде Будвы или Котора. Мы ездили на север от Подгорицы, и там эти частные дома – все такие разные, сделанные с фантазией, не какие-то типовые коробки, а каждый дом – произведение искусства. Я уже не говорю об этих отдельно разбросанных в горах домиках – они как игрушки.

- С какими чувствами уезжаете?

- Только с одним: «Спасибо тебе, милая Черногория!» Я сейчас просматриваю все журналы и считаю, что вы делаете великое дело.

 

Михаил Семенович Полицеймако

Родился 7 апреля 1976 г. в Москве. В 1997 г. окончил ГИТИС и был принят в труппу Российского академического Молодежного театра. Сыграл полтора десятка театральных ролей, снялся более чем в 30 фильмах (из последних - «День Радио», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Глянец», «72 метра»). Был ведущим телепрограмм «Зарядка для страны», «Утро на НТВ», «Кулинарный техникум», участвует в телешоу «Король ринга».

 

- Миш, тебя называют то актером, то телеведущим, то шоуменом… А сам ты себя кем считаешь?

- Я актер. Моя специальность по диплому – актер театра и кино. Безусловно, в первую очередь - актер театра, во вторую – кино. В третью очередь я занимаюсь такими работами, которые совместимы с моим образованием. Это телепрограммы, ведение вечеринок, озвучивание.

- По количеству киноролей ты уже обошел отца, Семена Львовича (Фараду – прим. ред.) ?

- Нет, ну что ты! У меня не стоит такой цели - гнаться за папой. У него около 120 ролей в кино, у меня, дай Бог, 30-35.

- Ты сценарии читаешь перед съемками, выбираешь, где сниматься?

- Сейчас стал читать. А раньше… Понимаешь, я учился с 93-го по 97-й годы, а в это время снимали крайне мало. Тогда российское кино было в полном запустении. И если хоть куда-то тебя звали, хотя бы на один съемочный день, ты бежал, как угорелый. В 90-е годы выбора большого не было. От съемок, а значит хоть от каких-то средств к существованию, никто не отказывался. Потом был больной отец, лечение которого обходилось не дешево. Сейчас я уже могу себе позволить выбирать.

- Мы с тобой знакомы не первый день, и я еще не видел тебя в плохом настроении. Ты всегда энергичен, позитивен, готов к рывку. Что это - психотип или выработанная годами манера поведения? В чем источник твоей энергии и такого легкого, на первый взгляд, отношения к жизни?

- Позитив, в который я обращаю все происходящее вокруг, это итог определенной работы над собой. Когда я учился в ГИТИСе у Алексея Владимировича Бородина, он говорил: «Ребята, все в жизни надо воспринимать со знаком плюс». С годами ценой некоторых усилий такой подход стал стилем моей жизни. И я должен сказать, что плохое настроение в обычной московской жизни, где поводов для него бывает вполне предостаточно, у меня возникает крайне редко - только, когда случается что-то действительно серьезное или когда бывает плохо моим близким, родным. Тогда меня точно ничто не может развеселить, и сам себя я не активирую на позитив. К примеру, вот сейчас мы здесь, в Черногории, отдыхаем с семьей, прекрасно проводим время с вами, а я вдруг включил телевизор и узнал про события в Южной Осетии. И, честно говоря, впал в некоторый ступор. На какой-то момент позитив сошел на нет, и мне стало не до веселья и не до отдыха, потому что не так далеко отсюда идут настоящие бои и проливается кровь. И уже ни солнце, ни море, ни любимая Черногория не могут перекрыть неприятные ощущения. Но, в любом случае, раздражительность, непорядочность, неинтеллигентность я стараюсь в себе подавлять.

- Давай поговорим о твоей семье. Со слов Марины Витальевны я знаю, что у тебя был прадед Михаил, который работал на фабрике «Зингер», и был он очень крепким человеком, и держал на себе всю семью. Мне кажется, ты пошел в него. Ведь вместе с тобой в Черногории отдыхают сейчас жена с маленькой Эмилией, мама, тесть, теща... Дома остался больной отец, лечение которого требует больших затрат и усилий. Так или иначе, ты оказываешься в центре всей семьи, в центре решения всех проблем.

- Возможно, какой-нибудь такой «шальной» ген и перешел ко мне. Знаешь, так получилось, что в последних поколениях у нас у всех не совсем удачно складывались семьи: второй брак у меня, второй брак у мамы. У меня от первого брака есть чудесный сын, которому в сентябре исполнится 7 лет, у мамы от первого брака – мой брат Юра. Мама с отцом поженились довольно поздно. У мамы всегда на первом плане был театр, у отца - постоянные съемки.

- Тем не менее, они уже столько лет вместе. Потом эта болезнь отца, которую Марина Витальевна уже столько лет несет…

- И она несет, и я несу, и моя жена несет, и мои дети несут и даже тесть с тещей… Мне кажется, что семья – это тоже труд, и надо над ней постоянно работать. Это не кустарник, который растет сам по себе. Может, я приведу и не совсем удачный пример, но если человек хочет хорошо выглядеть, он прилагает к этому определенные усилия, например, ходит в спортивный зал. Также и семья – ее надо взращивать. Это серьезная мужская работа.

- А ты ходишь в тренажерный зал? Для тебя принципиально, как ты выглядишь?

- В зал постоянно я не хожу, у меня на это нет времени. Мне плевать, как я выгляжу, но есть здоровье, которое надо поддерживать. До начала проекта «Король ринга» (шоу на Первом канале – прим. ред.) я весил 114 кг, сейчас – 105 и считаю, что это много, но разницу в самочувствии я прочувствовал совершенно конкретно. Слава Богу, что благодаря этому проекту я имею возможность время от времени заниматься причем бесплатно боксом с моим замечательным тренером - Марком Ионовичем Мельцером.

- Что, так зацепило?

- Нет, не в этом дело. Никому не нравится получать по роже, и я - не исключение, к тому же эти травмы, которые я там получил (от некоторых придется восстанавливаться еще год, как минимум) вдохновения нисколько не прибавляют… Но я хочу ходить туда для общефизической подготовки. Для себя. А как я выгляжу, мне, честно сказать, по фигу…

- Тема «встречают по одежке» тебя не касается?

- Я всегда встречаю по глазам! Смотрю на человека, смотрю ему в глаза и понимаю: буду я с ним общаться или нет, вижу, насколько близко я могу его к себе подпустить. К примеру, когда я прилетел к вам на празднование «Возрождения русского печатного слова в Черногории» (Михаил Полицеймако был ведущим вечера – прим. ред.), меня в аэропорту встретил Паша. «Привет, Миша!» - «Привет!» - «Как долетел?» - «Нормально». Сели в машину. Еще несколько фраз, и я вижу, что передо мной нормальный человек… Мне захотелось выпить с ним, поболтать «за жизнь». А потом ты приехал, и у нас оказались общие хорошие знакомые в Москве. С вами действительно было интересно общаться и работать. А теперь и отдыхать. Кстати, вам огромное спасибо за эти классные поездки в Нацпарки – Биоградску гору, Скадарское озеро. Это было здорово и неожиданно - отдыхая на море вдруг оказаться совсем в другом мире, в других пейзажах, и которые «внезапно» оказались совершенно потрясающими.

- Вы с Ларисой давно женаты?

- Официально - 3 года, но вместе уже 6 лет. Моя жена - профессиональная актриса, закончила в Питере «Школу русской драмы», работала там, потом приехала в Москву. Сейчас у нас маленькая дочь Эмилия, 23-го августа ей будет 10 месяцев, и Лариса полностью занята ребенком – это ее выбор и я его уважаю, сказала: «Своего ребенка хочу растить сама, без нянек» .

- Рано или поздно дочка подрастет, а Лариса, вполне возможно, захочет продолжить работу по специальности. Как ты на это смотришь?

- Я считаю, что у Лары достаточно способностей, чтобы проявить себя в актерской профессии. Другой вопрос – как жизнь сложится.

- Как ты относишься к тому, что происходит сейчас в России?

- Представляешь, мне не стыдно, я горжусь своей страной, потому что с ней происходят реальные перемены. Да, у нас еще много нищих и обездоленных, но я постоянно езжу, и я вижу, какие происходят перемены. Раньше как было: Питер и Москва – вот два города, в которых можно было хоть как-то жить. А сейчас… Ты не представляешь, как изменилась Йошкар-Ола, как изменилась Казань – это уже не захолустье, а вполне современные красивые города, где тот, кто умеет и хочет работать, получает вполне нормальные деньги, сопоставимые с заработками в столице! Екатеринбург ты вообще не узнаешь. А Челябинск, а Владивосток! Ты не представляешь, сколько сделано за те 17 лет, которые прошли после развала СССР. Как рванула страна!... Моя родина – это Россия, и я бы не мог, вот как ты, уехать и жить в другой стране. Я не могу без Садового кольца своего, где я родился и вырос, не могу без театра, без московской публики. Я могу тысячу раз приезжать к тебе в гости, и даже по месяцу жить в Черногории, но в какой-то момент у меня засосет под ложечкой, и мне захочется обратно… Есть, конечно, вопросы, которые меня беспокоят. Прежде всего, это отношение в нашей стране к детям и старикам. И думаю, что об этом надо говорить, надо писать. У меня есть свой пример, у меня папа лежит 8 лет, и государству совершенно наплевать на это. Только сейчас, после моих интервью кто-то начинает звонить, спрашивать, предлагать помощь, а 8 лет была тишина полная.

- А Черногория все же понравилась?

- Как тебе сказать… Здесь и правда очень хорошо отдыхать. Но, честно признаться, мне и на Кубе очень понравилось. Было неплохо на Кипре, совсем неплохо. Я не могу сказать, что Греция, как место отдыха, мне не понравилась. Справедливости ради добавлю, что Черногория произвела на меня большое впечатление еще в 2005 году, когда мы здесь впервые отдыхали с Ларисой. И Черногория – это место, которое хочется показать друзьям.

- Как тебе черногорская кухня?

- Черногорская еда, безусловно, здоровая, но она неприхотливая, без особых изысков, нет каких-то сложных салатов – так просто свежие овощи с вкусным сыром, жареное или запеченное мясо, рыба – все свежайшее, и уже потому вкусное. Простая и качественная еда.

- Миш, напоследок скажи что-нибудь своим соотечественникам, которые живут в Черногории и пытаются строить здесь свою жизнь, вести бизнес. Так сказать, привет с Родины.

- Я считаю, что надо создавать крепкую русскую общину, надо объединяться. Вот я разговаривал здесь с людьми – например, на вечеринке «Русской Адриатики», и мне показалось, что все немножко разобщены. Потому что есть паспорт, и всегда есть возможность улететь обратно… Надо не ждать новостей из России, а здесь рождать что-то новое! Делать новости здесь. Самим.

От редакции: С большим личным чувством и огромной симпатией мы благодарим Марину Витальевну и Михаила Семеновича с родными и близкими им людьми за прекрасно-проведенное время в их компании, за теплоту общения, любовь, дружбу и, безусловно, за ответы на наши вопросы.