Как справиться с "позвоночным" правом
На модерации
Отложенный
Я понимаю ту степень озабоченности, с которой недавно президент России выступил перед судебными и прокурорскими работниками. Дмитрий Медведев говорил о том, что реформы продвигаются, но очень медленно. Однако как бы они не продвигались, в судебных реформах еще на первоначальном этапе было совершенно много ошибок. И они до сих пор не исправлены.
Серьезнейшая проблема заключается в том, что судебная система сформирована по принципу замкнутого круга, на который нет внешнего воздействия. Система, созданная по принципу замкнутого круга, неизбежно будет гнить, оставшись без государственного и, самое главное, общественного контроля.
Несменяемость и неприкосновенность судей – это все хорошо. Но многие забывают, что у этих пунктов есть и обратная сторона. За этим скрывается вседозволенность, попустительство и безнаказанный произвол. Судьи сегодня варятся в собственном соку. Они рассматривают дела, вершат правосудие и сами же оценивают свою деятельность. Фактически они же и предлагают реформы. Это даже не то, чтобы страшно – это просто недопустимо.
Еще раз подчеркну, что я не сомневаюсь в необходимости судейской неприкосновенности. Однако считаю, ее уровень должен быть значительно ниже. Сегодня он выше, чем у депутата Госдумы, выше, чем у члена Совета Федераций, и выше, чем у Генерального прокурора. Мы надеялись на то, что судебные квалификационные комиссии будут эффективно работать, выявляя нарушителей, творящих произвол и беззаконие, и наказывать их. Но наши надежды не оправдались.
Теперь о мерах, которые позволили ли бы искоренить коррупцию в судебных органах. А также избежать такого явления, как «телефонное» или «позвоночное» право: судье звонит губернатор, глава города или кто-нибудь еще сверху с указанием, какое именно решение нужно принять.
«Позвоночное» право критиковали еще в советское время, но в современной российской действительности оно приняло просто угрожающие масштабы. В общем, судьи как были, так и остаются зависимыми. Отправление правосудия зависит от президентской и правительственной вертикали.
Я убежден, что для сокращения коррупции и вмешательства судьи всех уровней должны назначаться без всякого участия президента, его администрации и правительственных органов власти. Как в центре, так и на местах. Они должны назначаться законодательными органами или с участием таковых. Эти органы, а также Совет Федераций должны подбирать кандидатов на места судей областного и краевого уровня, назначать судей Верховного суда. Для этого нужно создать соответствующие комитеты или комиссии. Это снизило бы уровень вмешательства и зависимости от исполнительной вертикали.
Еще одна мера – формирование судов районного и городского уровня на альтернативной основе путем выборов, с определением срока, допустим, на семь лет. Выборы, опять же, должны проводить только законодательные органы власти, без участия исполнительных. Если судья выносит неправомерные решения, профессионально неграмотен и ведет себя неэтично, на следующих прямых и тайных выборах народ уже не окажет ему доверие.
И мое самое большое и серьезное предложение - вообще вывести судебную систему из органов государственной власти. Надо сделать ее независимой, а государственная власть будет лишь обеспечивать исполнение принятых решений. Только так можно добиться хоть каких-то позитивных сдвигов взамен того, что сегодня преобладает. А преобладает несменяемость, отсутствие всякой подотчетности и низкий уровень профессиональной подготовки судей. Что в итоге выливается во вседозволенность, неправосудные решение и произвол судебной системы.
Комментарии
Как юрист Виктор Илюхин это понимает, как депутат (собственно, законодатель) реально ничего не предпринял для изменения данной порочной практики... Тогда в чем цель данной публикации?
Раньше ( в 70-80 годы) оправдание арестованного сразу влекло увольнение следователя, начальника следственного отдела и оперов. Поэтому и качество следствия было на 100 порядков выше чем сейчас. Люди, помимо того, что были профессионалами, боялись потерять работу или сесть на нары.
А сейчас не боятся ничего. Пример - копия приговора судьи до запятых совпадает с обвинительным заключением следователя. В кассации я обратил внимание судей, что 10 человек по делу не допрошены, но их показания приводятся в приговоре. Молчание, перерыв на неделю. Через неделю приговор и протоколы судебных заседаний подчищены. Это в Москве. А что на периферии ?
В позднесоветские времена в Московскую прокуратуру не брали на работу из милиции, даже хороших следователей. Прокурорские считали, что у советских ментов криминализировано сознание.
Самое грустное, что всю эту вавилонскую башню возглавляют два юриста. Если бы я был президентом, то расформировал бы Санкт-Петербургский университет, подготовивший таких специалистов. В назидание потомкам.
Надо внести изменения в УК: резко ужесточить уголовную ответственность за принятие незаконных решений и приговоров (от 20 - 50 лет, для чего изменить Общую часть УК, чтобы лишение свободы допускалось до 50 лет, а не до 20, как сейчас). Исключить условное наказание для судей, ввести конфискацию всего имущества.
За оказание давления на судей опять же сажать в тюрьму НА ДОЛГО. Чем выше должность лица, пытающегося оказать давление на судбю, тем больше срок, вплоть до пожизненного лишения свободы. И никакого условного наказания.
В процессуальном законодательстве установить исчерпывающий перечень оснований для закрытого процесса.
Ход судебного процесса фиксировать на видеокамеру и копии СРАЗУ по окончании судебного заседания отдавать сторонам и одну сдавать в архив.
Квалификационные коллегии должны работать в открытом режиме. Заседания должны носить состязательный характер, проходить с участием заявителя, фиксироваться на видеокамеру.
Тогда может быть что нибудь изменится, но думаю нынешняя власть ВСЯ на это не пойдет.
Что касается "Гайдпарка", то я не модератор и прав, кроме постановки + - и оставления комментариев не имею.
"Не место для дискуссий" - дословная цитата бывшего лидера ЕР Б. Грызлова в отношение возглавляемой им Госдумы., использовано мной в гнусных саркастических целях, сеющих рознь между социальной группой "посетители Гайдпарка" и социальной группой "народные избранники".
Причем разрешить именно подсудимому размещать камеры, и сразу же получать запись в трансляции на его нотбук.
Как только это будет отдано на откуп секретарю - мы снова вернемся к нашему советскому суду, самому справедливому суду в мире.
Судей испугать... ничем их не испугаешь ! Наверное, есть какие-то методы, но их нужно вычитывать в сводах законов России, Германии, Франции.
Это наука. Наука, которой в России нет.
И царского пути в этой науке тоже нет - не может выпускник юрфака, который и поступил, и учился за взятки - вдруг стать квалифицированным юристом.
А покажите мне выпускника юрфака, который поступил без взяток и без взяток сдавал зачеты... нет таких, и лет уж 50 как нет !
Уже пара поколений русских юристов ничего не знают, кроме как получать, получать, получать...
...Может быть, это самая трепещущая проблема России... нужно приглашать признанных юристов Америки и Европы, чтобы они чистили эти авгиевы конюшни.
Включая и автора статьи, между прочими.
На северном Кавказе научились пугать!
Второй положительный момент - при рассмотрении кассационных жалоб в Верховный суд, осужденный или потерпевший дают пояснения там, где они находятся, в местах лишения свободы. Связь с Москвой поддерживается – он сидит в камере или в специальной комнате и по монитору общается с членами Верховного суда, а те ему задают вопросы. Это все положительные шаги
Но в очередной раз хочу сказать, что коррупция в такой степени появилась в силу огромного нравственного разложения власти. Мы сегодня вводим всевозможные технические усовершенствования, но они могут устранять лишь условия, сопутствующие проявлению негативных явлений, но не причины.
В свое время, когда разбирали причины репрессий 30х годов, в их числе называлось и отсутствие прокурорского надзора за оперативными службами. Так мы можем вернуться в тридцатые годы. Сегодня следствие уже поставили над прокурорским надзором. Прокурор сегодня не имеет право отменять незаконные процессуальные решения следователя.
Однако никакой неприкосновенности не может быть, если судья, прокурор, депутат или член Совета Федераций совершает преступления или иные опасные деяния, не связанные с выполнением им служебной деятельности.
неужели Вы, г-н.Илюхин, рассчитываете на доверие к себе и к своей позиции поборника права и порядка ? во истину бесподобно...
судье звонит губернатор, глава города или кто-нибудь еще сверху с указанием, какое именно решение нужно принять. «Позвоночное» право критиковали еще в советское время, но в современной российской действительности оно приняло просто угрожающие масштабы. (с)
так в чем беда-то? в том, что на систему нет внешнего воздействия или в том, что в ее деятельность вмешиваются?
независимость суда прописана в Конституции, у которой есть гарант, его задача и состоит в том, чтобы не давать указаний судьям и не допускать давления на них со стороны других ветвей власти.
Прекрасно. Но как всего этого добиться?
"Несменяемость и неприкосновенность судей – это все хорошо. Но многие забывают, что у этих пунктов есть и обратная сторона. За этим скрывается вседозволенность, попустительство и безнаказанный произвол. Судьи сегодня варятся в собственном соку. Они рассматривают дела, вершат правосудие и сами же оценивают свою деятельность. Фактически они же и предлагают реформы. Это даже не то, чтобы страшно – это просто недопустимо."
Господин Ильюхин, не лгите на всю страну. Судебная система целиком и полностью контролируется государством. Государство заказывает (приказывает) судам (после того как "заказали" МВД или ФСБ определенного человека), как вести процесс, кикие выностить приговоры и т.д. Вы прекрасно знаете то, что дело Ходорковского заказное, вы прекрасно знаете то, что расследуют политические убийства люди, сами их совершившие по указ и так далее... Будте хоть капелку честным..
Именно общества, а не властей. Механизм такого контроля можно продумать, но в первом приближении желательно сделать так, чтобы информация о деятельности судей стала открытой, а их решения подвергались оценке специальной комиссии, состоящей из юристов и граждан, обращавшихся к конкретным судьям. Примерно раз в год такие оценки можно делать. А по итогам рассмотрения уже принимать решение о возможности данного судьи исполнять свои обязанности. Что касается принципа "несменяемости", то это вообще глупость. И это было ясно с самого начала. А вот защита судей и ответственность за давление на них (или преступление против них) должны быть усилены.
взять тысячи честных людей с юридическим образованием?"
http://www.youtube.com/watch?v=Evpagl3-Gqo
http://www.youtube.com/watch?v=lji0_xoq_SM
Те предложения, которые внесли комментаторы этой статьи, следует распространить и на гаранта. А так ему до исполнения присяги и дела нет. Что же тогда говорить о судье?
- Красивая идея ! При соответствующем контроле недоступности софта и харда вполне могло бы сыграть.
Интересно, опять же, что по этому поводу пишется антиподами...
Второе что необходимо сделать, все заседания проводить только с участием присяжных, но присяжные не должны находится в зале суда. Они должны находится в отдельном помещении и наблюдать за процессом с мониторов или сквозь тонированные стекла . Сведения о присяжных должны содержаться в тайне от всех, в том числе и от участников процесса. Это исключит возможность давления на них. Формированием института присяжных должна заниматься отдельная структура, организуемая минюстом. Присяжные должны иметь возможность возвращаться к видеозаписям процесса при обсуждении приговора и вынесении вердикта. И третье: независимость судей должна начинаться с их бытовой независимости от губернаторов, мэров и прочих властьимущих чиновников на местах. Такая система будет дорого стоить, но это необходимо!
Зло приходит в мир с разумом и уходит по мере его просвещения истиной" Владимир Вестник "Будущее России-РЕЛГРОС".
Зато усилится зависимость от законодательной и звонить уже будут депутаты.
Еще одна мера – формирование судов районного и городского уровня на альтернативной основе путем выборов, с определением срока, допустим, на семь лет. Выборы, опять же, должны проводить только законодательные органы власти, без участия исполнительных. Если судья выносит неправомерные решения, профессионально неграмотен и ведет себя неэтично, на следующих прямых и тайных выборах народ уже не окажет ему доверие.
За одно решение можно озолотится а тем более за семь лет и плевать перевыберут или нет.
А какие они тогда будут, частные ?
Можно конечно разрешить их сажать, да некому. На милицию нашу надежды то же нет. Страна погрязла в коррупции настолько что изменением законов ничего уже не добиться.
Может поможет выборность судей народом и возможность снять его и посадить при первых же отклонениях от нормы.
Тут назревает вопрос о прямой демократии как единственно возможном выходе из тупика в котором находится общество.
Там подавляюще путинско-послушное большинство.
Потому они и на "деле-не хотят ничего менять"!
Потому и бесятся сегодня власть имущие и давят везде коммунистов через суды, административно и физически.
Реально все ячейки КПРФ "реально ведут и разъяснительную , и просветительную работу с населением, юридические формы борьбы».
Но и суды и СМИ у власти «под колпаком».
По сути это фашистская форма террора.
А подать-ка его сюда!
Вас за это надо лишить гражданства РФ и конфисковать все ваше имущество и имущество всех ваших родственников!
Статья 17 КРФ
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Почему не создано ни одного закона, ограничивающие права одних, когда они нарушают права других?
Вы депутаты, своим бездействием, создали не демократию, а плутократию паразитов, которые присвоили себе всеобщие блага.
Как может неплатежеспособный, конкурировать с платежеспособным?
Одним все, другим ничего! А права де юре у всех равны!
Внедряемый Путиным полицейский режим может укрепить власть, но скорее всего приведет к социальному взрыву.
Суды и судьи полностью "независимы" от всего: от норм морали и нравственности, от простых понятий порядочности, от совести, и даже от здравого смысла.
Но это только на первый взгляд. А на самом деле в судебной системе правит бал телефонное право. И даже не надо строить иллюзий о судьбе судьи, который откажется исполнять телефонные директивы.
Только прямые выборы судей могут решить эту проблему.
"И мое самое большое и серьезное предложение - вообще вывести судебную систему из органов государственной власти...." А как вы себе мыслите защиту судей? Оставим продажную часть в стороне - им и так ничего не грозит в нашем "правовом" пространстве. Я говорю о тех, кто надлежащим образом исполняя свой долг подвергается давлению со стороны криминала и телефонных правовиков? Учредить еще одну спецохранную службу? А то их мало!!! О чем еще говорить. если к той же службе судебных приставов отношение как к клоунам на ярмарке - "поди, не путайся под ногами". Я не о простых гражданах говорю.И, кстати! А почему, позвольте спросить, нет ни одного ответного комментария с Вашей стороны? Люди для себя высказываются? Вам не диалог нужен был?
придумывать колесо? Не позволяет национальная гордость? Честно говоря, я не разбираюсь в вопросах
устройства судебных ситем, но то, что произошло лично сомной и с моим сыном, умершим в тюрьме от
туберкулёза и гепатита, даёт мне право высказать свою точку зрения. Считаю, что судьи должны нести
ответсвенность за принятые решения. Мой сын (33 года) был осужден будучи тяжело больным. Не просидев и
года после суда умер в одном из лечебных заведений Челябинска. Судья на суде заявил, что ему будет
оказана квалифицированная мед.помощь. Почему же мой сын умер, оставив на иждевении его жены несовершеннолетнего ребенка? Ведь он не осудил его на медленную смерть? Разве судья не знал о реальном
положении медицины в тюрьмах России? Зачем ему и следователю нужна была гибель моего сына и растопранная
жизнь его дочери? Не по христиански это! Мусульмане в этом плане придерживаются каких-то своих канонов.
Может и нам стоит поставить судей под контроль РПЦ?
смерть? Уважаемые юристы,
Нужно вернуть советский принцип выборности судей, и они не будут так безответственно вести себя.
Сегодня идет в судах практика террора инакомысляших и оппозиции путем присуждения им миллионных «компенсаций за моральные страдания» за оскорбления.
Страдания чинуши во власти приравниваются к страданиям родственников у которых частный капитал убил кормильца на производстве или на службе.
А просто человек эти компенсации за многолетние страдания от несправедливости от тех же судов получит не более сотни рублей.
Суды на звонковом праве творят беспредел.