Ни зерна, ни мяса
На модерации
Отложенный
Сегодня в Белом доме должно состояться первое заседание рабочей группы по преодолению последствий засухи-2010. На видеосвязь с первым вице-премьером Виктором Зубковым выйдут руководители 23 регионов, объявленных зонами чрезвычайной ситуации. Обсудить есть что. Минсельхоз объявил о начале товарных зерновых интервенций для пострадавших от засухи животноводов, птицеводов и мукомольных предприятий. Однако аналитики рынка уверяют, что мяса от интервенций может стать только меньше.
Продажа зерна из интервенционного фонда, как заявила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, должны начаться уже 4 августа. В соответствии с решением Минсельхоза “Объединенная зерновая компания” (госагент по проведению интервенций) начнет аккредитацию организаций для участия в торгах на Национальной товарной бирже с 26 июля. На продажу будет выставлено более 3 млн. тонн фуражного зерна урожая 2005 и 2008 годов, а также продовольственного зерна урожая того же 2005-го. Опорожняться будут прежде всего элеваторы, расположенные в регионах, пострадавших от засухи. Это почти треть от “госзаначки”. Сейчас в элеваторах Интервенционного фонда хранится порядка 9,5 млн. тонн зерна. Как сообщает Минсельхоз, продавать зерно предлагается только “организациям, занимающимся животноводством, птицеводством, а также перерабатывающим и мукомольным предприятиям”.
Набирающая обороты засуха заставляет то и дело снижать прогнозы по урожаю этого года. Последняя отметка официальных аграрных властей — порядка 85 млн. тонн. Нижняя планка экспертов Центра “СовЭкон” — 75 млн. тонн. Напомним, что внутреннее потребление России держится на уровне 75—76 млн. тонн. И экспортный потенциал в 20 млн. тонн если и будет пересмотрен, то ненамного. Получается, что если сложить пессимистичные цифры экспертов по урожаю и оптимистичные властей — по экспорту, то, как говорится, самим мало будет. Есть, конечно, переходящий запас, на 1 июля оценивающийся вместе с Интервенционным фондом в 24 млн.
тонн. Но “переходить” без него в следующий год просто опасно. “Где логика? Зачем сейчас потрошить Интервенционный фонд? Тем более что Минсельхоз сделал это (назначил интервенции. — “МК”) без “объявления войны” — рынок просто не готов”, — сказал “МК” на условиях анонимности один из аналитиков зернового рынка.
С его позицией согласны эксперты центра “СовЭкон”. По словам исполнительного директора Андрея Сизова, такие действия на растущем рынке — “подрезать” цены — можно расценивать как “удар по сельхозпроизводителям”, которым сейчас нужны живые деньги. Призрачны намерения помочь и животноводам. “У них сезон только начинается, еще возможно пастбищное содержание скота. Что они будут делать зимой, если сейчас все “съедят”?” — задается вопросом Сизов, добавляя, что все поймут ошибку в начале весны — кормить скот будет нечем.
Чьи интересы действительно будут соблюдены, так это государства. На содержание интервенционного зерна в элеваторах ежемесячно уходит до 1 млрд. бюджетных рублей. “Но откуда тогда государство возьмет потом 20 млн. тонн зерна на экспорт? Весь рынок в недоумении”, — уверен Андрей Сизов.
Зато “сигнал” хорошо понял рынок мировой. На торгах в Париже после объявления российских интервенций французская пшеница в цене подскочила. Собеседник “МК” убежден, что “тогда уж объявляли бы интервенции вместе с ограничениями на экспорт”, но этого не происходит. А значит, наши крестьяне, которым не дают продать выстраданный урожай здесь, будут через вторые-третьи руки стремиться сбыть его за рубеж. И у них это получится.
Получается, что мы, конечно, поможем животноводам. Но в Египте. Сами же встретим весну без кормов, зато с жилистым мясом — скот кормить будет нечем. Правда, на развитие животноводства это похоже мало.
Комментарии
Сами против Лукашенко тянут, а видимо к нему на поклон придется идти, что бы выручал.