Международный Ритейл - Враг отечествого производства.

На модерации Отложенный

До начала перестройки львиная доля промышленности и импорта-экспорта стран восточной Европы была сориентирована на внутренний рынок «лагеря стран социализма», — был такой геополитический термин. После падения железного занавеса в Восточную Европу хлынул высококонкурентный товар, сопровождаемый отточенными торговыми технологиями и информационной поддержкой. Противопоставить такому натиску было просто нечего. Почти полувековая социалистическая экономика с её централизацией, планированием народного хозяйства и отсутствующей конкуренцией не дала в руки никакого оружия. Образно говоря, произошёл очередной блиц-криг на Восток, только уже не военный, а товарный. А затем последовала интеграция в единую Европу, после которой национальные рынки восточноевропейских стран были поделены между крупными международными операторами всего за несколько лет.
Сравнивая с нашей ситуацией, можем отметить различия.
1. Рынки стран Восточной Европы слишком малы, и период их насыщения прошёл достаточно быстро;
2. На ограниченной территории национальные операторы не смогли набрать веса для противостояния;
3. Период интеграции в единую Европу прошёл слишком быстро, что уничтожило последние шансы для национальных игроков.
Вывод простой: национальные операторы Восточной Европы вообще не имели реальных возможностей не то, чтобы воевать, а даже подготовиться к войне с гигантами — у них не было реальных объёмов, чтобы оказать сопротивление, и не было времени, чтобы окрепнуть и занять доминирующее положение.
Ситуация на Российском рынке хоть и другая, но не так безмятежна, как думают те, кто утверждает, что нам ничего не грозит.
 По данным маркетингового агентства «Росконсалтпроект» на отечественного производителя приходится лишь 20% одежды, продаваемой в России, а на обувном рынке — и того меньше, всего лишь 10% (данные Национального обувного союза).
В середине 90-ых был принят таможенный закон, поставивший весьма высокий барьер для проникновения на наш внутренний рынок импортного промышленного товара: 20% — ввозная пошлина и 18% — налог на добавленную стоимость. Этот труднопреодолимый барьер был установлен для того, чтобы дать шанс на выживание отечественным обувщикам и текстильной промышленности. Казалось бы, «враг не пройдёт», работай и развивайся! Но за полтора десятка лет доля импорта неуклонно растёт, а присутствие на российском рынке отечественных производителей сокращается! Парадоксально, но отечественный производитель тоже пользуется «услугами» нашей таможни. Из-за рубежа ввозятся большая часть комплектующих, ткани, фурнитура и прочее. Если в Турции и Китае созданы кластеры, выпускающие всё необходимое для пошива одежды и обуви, начиная от ниток и вплоть до пряжек, то в России этого нет и в помине. По мнению специалистов из Союза производителей швейной одежды, из 30 крупнейших российских брендов по-настоящему отечественную одежду шьют только три.


У нас по-прежнему в дефиците торговые площади. Консалтинговая компания Knight Frank приводит следующие цифры: в Москве на 1000 жителей приходится 312 кв.

м торговой недвижимости, в Мадриде и Праге — в 1,6 раз больше, в Стокгольме — в 2,5 раза, в Таллинне — в 4,5 раза! В Таллинне, в котором живёт всего около 407 тысяч жителей!
Средние российские показатели впечатляют ещё больше: на 1000 россиян приходится всего лишь
59 кв. м торговых площадей, в Германии — в 3 раза больше, во Франции — в 5раз, в Норвегии — в 10.
Цена за этот торговый квадратный метр тоже не радует, даже после кризисного падения, когда на некоторые виды помещений снижение произошло аж на 60%. При таком существенном понижении цена всё равно остаётся высокой, и её доля достигает иногда и 20% от оборота. И пока торговые площади в дефиците, цена будет оставаться высокой.

 Можно отметить, что за последние пять лет на нашем рынке действительно появились крупные международные операторы, которые в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции. Им удалось справиться с административными барьерами и они привели за собой такие же крупные логистические компании. Эти международные торговые операторы прошли рынки Азии, Мексики, Бразилии, Восточной Европы и чувствуют себя в России вполне уверенно. Более того, они определяют стандарты отрасли. Отечественный ритейл, если хочет выжить, просто обязан ориентироваться на заданные стандарты и сделать качественный прорыв, обеспечив себя квалифицированным менеджментом, конкурентноспособными торговыми технологиями и современными информационными системами.

Он отечественные ритейлы обречены заведомо на неуспех. И связано это с тем, что международные операторы годами отрабатывали себе маркетинг. Их отлаженные схемы позволяют варьировать между операторами в разных странах, тем самым, страхуя и подстраховывая, друг друга. Имея при этом сильную производственную базу в третьих странах. Эта производственная база и насыщает их магазины товарами для реализации. Но проходя все таможенные препоны, мы приобретаем товар втридорога! И так с каждым товаром! Ведь даже пакет отечественного молока отпечатан НЕ В РОССИИ!! И мы оплачиваем и эту бумагу с высокой таможенной пошлиной.

Введение в стране международных операторов вместо стимулирования отечественного производства привело к полной противоположности. Производство встало не получив необходимого количества заказа, ибо отлаженные западные схемы не нуждаются в конкурентах. Но на это руководству страны плевать, ибо за счет непомерно высоких пошлин пополняется бюджет государства. Однако наладка собственно производства, наличие рабочих мест, циркуляция денежной массы в государстве, внесение подоходных налогов и других налогов, обеспечило бы казне существование и причем безбедное на десятки лет. Сейчас же мы перебивается с года на год, привязанные к оплате таможенных платежей.

 ПОЧЕМУ? Руки ноги есть, желание – есть, что еще надо?