С чем российские ВКС возвращаются из сирийского похода
Барак Обама срочно связался с Владимиром Путиным по телефону. «Они обсудили заявление президента Путина о частичном выводе российских войск из Сирии и дальнейшие шаги, необходимые для полного прекращения военных действий с целью продвижения политических переговоров. Обама приветствовал столь необходимое сокращение масштабов насилия, но подчеркнул, что продолжающиеся наступательные действия сирийских правительственных сил ставят под угрозу и режим прекращения огня, и политический процесс под эгидой ООН», — говорится в сообщении Белого дома. Президент США в очередной раз отметил: чтобы покончить с насилием в этой стране, нужна «политическая передача власти».
Как вошел, так и вышел
Что означает решение Путина? Это давление на Асада, чтобы сирийский режим был сговорчивей, вел себя конструктивней на женевских переговорах о мирном урегулировании? Или более — Москва отказывается от безоговорочной поддержки сирийского президента, и уход российских войск — это начало ухода Башара Асада? За неимением информации американские эксперты гадают на кофейной гуще. Важно, что последует за заявлением Путина. А пока, пишет the New York Times, «оно удивило всех: и Госдеп, и сторонников Асада, и сирийских оппозиционеров на женевских переговорах. Все отнеслись к нему с недоверием».
Путин выводит войска так же неожиданно, как он их ввел. Время подводить итоги кампании.
Россия начала наносить воздушные удары по позициям террористических формирований в сентябре 2015 года. Кого именно бомбили? Генштаб России — с одной стороны, а сирийская оппозиция, США и НАТО — с другой, имеют разные мнения на этот счет. Но никто не спорит о том, что удары были эффективными, а вмешательство России спасло режим Асада.
В январе, выступая в конгрессе, генерал Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил, что сирийский режим «находится в гораздо лучшем положении, чем до вмешательства России». По данным базирующейся в Великобритании сирийской правозащитной группы, российские авиаудары уничтожили около 1100 боевиков «Исламского государства» (эта организация запрещена в РФ.
— Ред.), но были убиты и более 1700 мирных жителей. Полсотни российских боевых самолетов и вертолетов совершили свыше 9000 вылетов за последние пять месяцев.
Что в Женеве?
Вывод войск объявлен на фоне возобновляющихся в Женеве переговоров. Как отмечают американские эксперты, воспользовавшись помощью России, режим Асада все чаще демонстрирует нежелание вести переговоры о политическом урегулировании. Как отмечает издание Foreign Policy, в минувшую субботу сирийское правительство начертило новые ограничительные линии.
«За последние несколько недель режим Асада сделал ряд жестких заявлений, — отмечает Эндрю Дж. Таблер, эксперт вашингтонского института ближневосточной политики. — Решение Путина, совпавшее с переговорами в Женеве, отсутствие решительной победы войск Асада указывают на то, что Москва не собирается поддерживать Асада до победного конца». Похоже, Россия может пересмотреть уровень своей поддержки сирийского президента, чтобы заставить его пойти на уступки за столом переговоров. Джошуа Лэндис, директор центра по изучению Ближнего Востока в университете штата Оклахома, говорит, что он контактировал в Дамаске с официальными лицами. Они были абсолютно уверены, что «под барабанную дробь» Асад вернет себе каждый дюйм сирийской территории, а Россия будет ему в этом помогать. «Но эти разговоры внезапно прекратились в марте, — утверждает Джошуа Лэндис. — В Дамаске перестали отвечать на мои телефонные звонки. Полагаю, что для людей Асада решение (Путина) стало неприятным сюрпризом»
Кирилл Мартынов
редактор отдела политики и экономики
Комментарии
Время подводить итоги кампании.>
- Способна ли сирийская армия в её нынешнем варианте дальше защищать свою страну? При поддержке союзников — России, Ирана, Хизбаллы, курдов — безусловно!
- Означает ли это, что угроза захвата Сирии блокирована? Нет! Угроза сохраняется. И всё достигнутое совместными усилиями за шесть месяцев может быть потеряно. Но надо отдавать себе отчёт, что альтернатива этому — полноценный ввод наших войск и полномасштабное втягивание в войну с сунитским миром с неясной перспективой.
То, что мы не пошли на это, ИМХО — решение правильное.