Алексей Кудрин бросил вызов аппаратчикам

На модерации Отложенный

Минфин опубликовал проект правительственного постановления о 20%-ном сокращении чиновников
В Бюджетном послании президент Дмитрий Медведев потребовал сократить дефицит казны к 2013 году в два раза. Один из способов этого добиться — сократить госаппарат. Минфин изначально предлагал 20%. Президент идею поддержал. Вчера на сайте Минфина был размещен для обсуждения соответствующий проект постановления правительства. Облава на госаппаратчиков началась.

Целей у объявленной вчера уже почти официально войны против чиновников как минимум три.
Первая (явная) — действительно сократить расходы бюджета. По оценкам Минфина, в случае 20%-ного урезания федеральных чиновников казна сэкономит в годовом исчислении порядка 37 млрд. рублей в ценах 2010 года. Это не так уж мало — около 1% дефицита федерального бюджета. Но, безусловно, ради однопроцентной экономии Кудрин не стал бы затевать опасную схватку со всесильным госаппаратом. Тем более что в проекте постановления предлагается компромисс: резать постепенно — по 5—10% в год, а во-вторых — начать ликвидацию с вакансий.

Здесь появляется уже скрытая цель — серьезно ограничить прерогативы среднего звена, зачастую берущего, что называется, не по чину. В проекте постановления руководителям федеральных органов исполнительной власти оставляется до 50% сэкономленных при увольнениях средств. В результате у высших руководителей появляются дополнительные возможности материально премировать наиболее эффективных чиновников независимо от их положения на служебной лестнице.

И наконец, основная цель сокращений, также публично не озвученная. Масштабные увольнения помимо прочего открывают путь еще более масштабным реформам госаппарата. В 2012 году федеральный бюджет, сейчас в основном формируемый по сметному принципу, по признанию Минфина и Минэкономразвития, станет на 90% программно-целевым. Вместо смет, выделяемых непосредственно на нужды различных ведомств, будут сформированы около 40 госпрограмм. После чего деньги будут выделять не по штатному расписанию, а согласно выполнению той или иной структурой конкретных (цифровых) бюджетных показателей. Выбивать госсредства и отчитываться за них придется ежегодно и даже ежеквартально. В этом случае лишними могут оказаться уже не 20% бюрократов, а все 50%, так как придется для выживания экономить буквально на всем. А самым эффективным аппаратчикам платить еще больше. Придется отказаться и от значительной части нынешних государственных функций. В Минэкономразвития, по неофициальной информации, с 2003 года хранятся списки с 1500 “лишними” госфункциями из 4500 выявленных. Процесс вроде бы пошел. Например, на последнем заседании президиума правительства решили еще больше сократить список лицензируемых видов деятельности. Кстати, закон о новом порядке финансирования бюджетных организаций также был задуман со сходными целями.

Удастся ли Кудрину уполовинить чиновников, пока не ясно. Но в любом случае это первый по-настоящему опасный выпад против всесильного сословия.