Грузия обречена остаться под управлением Саакашвили

На модерации Отложенный

Как известно, несмотря на все протесты оппозиции, Михаил Саакашвили однозначно дал понять, что он не оставит пост президента Грузии до истечения срока своих полномочий в 2013 году. Более того, уже сейчас Саакашвили и его сторонники озаботились тем, как им продолжить оставаться у власти в Грузии и по истечении этого срока. Что ж, сани надо готовить летом – эту поговорку «северных оккупантов» Михаил Николаевич усвоил хорошо. Еще год назад он своим указом учредил государственную конституционную комиссию, которая как раз к этой неделе подготовила новый проект Конституции, позволяющей Саакашвили править Грузией и после 2013 года.

Саакашвили отлично понимает, что просто разрешить самому себе занять президентское кресло на третий срок и далее у него не получится. В первую очередь такую «недемократичную меру» не одобрят в США и в Евросоюзе, а их мнение для Саакашвили – определяющее. По этой же причине Саакашвили не мог пойти по пути Лукашенко или среднеазиатских президентов и протолкнуть такие изменения Конституции через референдум.

И тогда было принято гениальное по своей простоте решение – продлить свое пребывание у власти под видом дальнейшей «демократизации» страны. Т. е. преобразования ее из президентской республики в парламентскую. Формально парламентская республика считается более демократичной, нежели президентская, – и таким образом Саакашвили заранее рассчитывает избежать обвинений со стороны Запада в укреплении «авторитарных тенденций».

И вот в понедельник вечером проект новой Конституции был утвержден Государственной конституционной комиссией 44 голосами «за» (из 47 имеющихся). Поскольку в грузинском парламенте саакашвилевской партии «Единое национальное движение» принадлежит 131 место из 150, ей как будто ничто не мешает утвердить этот проект в самое ближайшее время (как ожидается, еще до конца года). Причем при принятии Конституции предполагается оговорить, что она вступает в силу после президентских выборов в декабре 2013 года. Впрочем, и здесь не обойдется без видимого соблюдения «демократических процедур». Сперва парламент Грузии намерен вынести проект новой Конституции на «всенародное обсуждение» в течение одного месяца.

Как нетрудно догадаться, новый вариант Конституции предусматривает такое государственное устройство, в котором ведущую роль будет играть выдвинутый парламентским большинством премьер-министр. «Президент отодвигается на второй или даже третий план. На первое место выходят избранный народом парламент и сформированное парламентским большинством правительство», – заявил председатель Конституционной комиссии Автандил Деметрашвили. По новому Основному закону президент останется Верховным главнокомандующим, но право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику передается правительству. Президент будет утверждать премьера по представлению победившей на выборах партии, не сможет даже накладывать свое вето на законы и будет ограничен в праве роспуска парламента и правительства.

В ходе работы над проектом Конституции госкомиссия отвергла несколько предложений, выдвинутых грузинской оппозицией. Главным из них стало предложение закрепить в законе положение, согласно которому бывшие президенты не должны иметь права занимать пост премьер-министров. Таким образом оппозиция надеялась закрыть Михаилу Саакашвили возможность стать премьером страны после окончания его второго президентского срока в 2013 году. Однако комиссия удовлетворить это требование отказалась. Да еще и посмеялась над оппозиционерами, которые «заранее считают, что проиграют парламентские и президентские выборы», поэтому хотят блокировать возможность для работы победителям.

Политический секретарь оппозиционной Лейбористской партии Георгий Гугава заявил, что принятие нового варианта Конституции равносильно «государственному перевороту для удовлетворения амбиций Саакашвили, который может бессрочно получить неограниченные полномочия при фактически не имеющем веса президенте».

Бывшая соратница Саакашвили, ставшая теперь «оппозиционеркой», Нино Бурджанадзе пообещала, что не даст г-ну Саакашвили «изменить Конституцию под себя». Как это она сделает, Бурджанадзе, разумеется, не уточнила. Т. н. «Свободные демократы» во главе с экс-послом Грузии в ООН Ираклием Аласанией потребовали вынести проект Конституции на всенародный референдум и пригрозили пожаловаться привычному адресату – «демократическому Западу». Во всяком случае, Хиллари Клинтон во время ее последнего визита в Тбилиси «Свободные демократы» поплакаться успели.

Радикальная часть грузинской оппозиции, получив в Конституционной комиссии такой отпор, потребовала отставки президента и парламента и организации в стране досрочных выборов, после которых можно будет принять и новую Конституцию – хотя после всех ее бесчисленных поражений трудно представить, чтобы она сумела добиться чего-то подобного. После последнего катастрофического провала оппозиции на майских местных выборах Саакашвили может позволить себе роскошь не только игнорировать ее, но еще и высмеивать. Что, кстати, он и не преминул сделать. «Сколько бы они ни прыгали, новую Конституцию все равно примет именно действующий парламент, – заявил Саакашвили в понедельник. – Требования проигравшей оппозиции – то же самое, что требования переиграть чемпионат мира из-за проигрыша сборной Бразилии. Хотя наши оппоненты по классу – далеко не бразильцы».

«Саакашвили – единственный политик, который стоит во главе мощной, хорошо организованной партии, обладающей финансовыми и административными ресурсами, поддержкой бизнеса и элит, – заявил газете «Коммерсантъ» независимый политолог Давид Авалишвили. – Он рассчитывает, что «Единому национальному движению» не составит труда победить на выборах 2012 года, а затем сделать его премьером».

Действительно, как бы ни относиться к Саакашвили, надо отметить, что пока своих противников из оппозиции он переигрывает всухую. Но, с другой стороны, ему не мешало бы помнить и историю независимой Грузии, благо она крайне непродолжительна. Обоих предшественников Михаила Саакашвили на грузинском президентстве обычно выносили из высокого кресла задолго до истечения всяких там конституционных сроков, и без всяких «демократических процедур». И Михаил Николаевич напрасно считает, что он застрахован от такого исхода политической карьеры. А самое главное – в таких ситуациях не помогут никакие конституции, как бы красиво ни были они оформлены.

Тем не менее, Саакашвили намерен реализовать свой конституционный проект. По некоторым данным, им уже подготовлена своя креатура на будущий пост марионеточного президента: это – нынешний мэр Тбилиси Гиги Угулава, в мае переизбранный на свой пост во многом благодаря активному участию Саакашвили в его избирательной кампании. Стоит также напомнить, что этот Угулава, несмотря на должность столичного мэра, в августе 2008 года командовал одной из колонн грузинской армии, напавшей на Цхинвал. Правда, полководец получился из него неважный, и вскоре он бежал с поля боя, якобы «готовить оборону Тбилиси». Но на политическом поприще ему, похоже, везет больше, чем на военном.

Собственно, все вышесказанное является чисто грузинской проблемой. Пока в Грузии у власти находится режим Саакашвили, Россия никаких отношений с этой страной иметь не будет. Захватить силой Абхазию и Южную Осетию Россия ни Саакашвили, ни кому-либо другому, занявшему его место, никогда не позволит. Устраивает все это грузин или не устраивает – их дело. Могут, при желании, жаловаться Западу. России могут не жаловаться: как говорится, проблемы негров шерифа не волнуют.