Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что на Украине очень модно говорить про кредиты МВФ, но на деле «помощь» со стороны Фонда не влияет сколь-либо положительно на положение дел в украинской экономике.

В 2014 МВФ профинансировал украинскую коррупцию
специально ради того, чтобы в Киеве смогло
удержаться у власти прозападное правительство
Например, одним из главных тезисов критики кабинета Николая Азарова является сокращение золотовалютных резервов, которое наблюдалось на Украине в 2011-2013 годах, но оно было как раз связано с тем, что страна успешно погашала кредиты МВФ, набранные еще правительством Юлии Тимошенко.
«Тимошенко, в свое время, набрала 12 млрд долларов кредитов, которые пришлось возвращать с 2012 года, из-за чего золотовалютные резервы страны упали. Другой вопрос, что эта ситуация подтверждается статистикой, а вот тот факт, что в 2014 кредитов было набрано столько же, а золотовалютные резервы не выросли – объяснить очень сложно, а вот в 2015 – уже все по-честному», - отмечает Охрименко.
Фактически это говорит нам о том, что в 2014 МВФ профинансировал украинскую коррупцию специально ради того, чтобы в Киеве смогло удержаться у власти прозападное правительство. Кроме того, данный факт показывает, что на Украине симулируют реформы.
«Абсурдность ситуации с кредитами МВФ заключается в том, что их сначала Украина берет, из-за чего растут золотовалютные резервы, потом их надо отдавать, из-за чего резервы уменьшаются, а украинцам затем еще говорят, что это реформы», - резюмирует Охрименко.
Кроме того, Охрименко отмечает, что одной из самых любимых рекомендаций МВФ является сокращение дефицита государственного бюджета до 3 процентов, но как это обстоятельство может повлиять в лучшую сторону на жизнь рядовых украинцев в Фонде внятно объяснить не могут.
«МВФ – это не благотворительная организация, это внешнеэкономический инструмент, который с помощью денег несет геополитику США во всем в мире. Вот и Украина имеет несчастье работать с деньгами МВФ», - заключает Охрименко.
Между тем, до 2013 года никто на Украине не обращал внимания на дефицит бюджета – он был свыше 4 процентов, но, при этом, инфляция была на низком уровне, а временами украинская экономика демонстрировала дефляцию, что опровергает тезис МВФ, что барьер в 3 процента бюджетного дефицита сдерживает инфляцию.
Здесь можно вспомнить, что текущее украинское правительство Арсения Яценюка в качестве одного из своих успехов приводит снижение дефицита государственного бюджета до рекордно низкого уровня, но инфляция за прошлый год составила также рекордный показателю в 50 процентов.
Также это «достижение» привело к еще большему сокращению инвестиций на Украину, и как результат к еще большему обнищанию рядовых украинцев.
Охрименко отмечает, что этот казус связан с тем, что практика низкого бюджетного дефицита работает в экономиках развитых стран, таких как Германия и США, где объем теневой экономики минимален и не существует «советских» социальных льгот, а в контексте Украине все это ведет к еще большей деградации экономики.
Старший научный сотрудник Института экономики РАН Артем Пылин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что основная цель кредитов МВФ состоит в том, чтобы Украина добилась определенной макроэкономической стабилизации, которая позволит ей затем выплатить Фонду весь объем долга.
«По существу, речь идет не о развитии страны, а о проведении тех реформ, которые затем позволят МВФ получить свои деньги от Украины назад, поэтому неудивительно, что иногда такие кредиты идут в разрез с экономическим развитием страны», - резюмирует Пылин.
По мнению Пылина, главным драйвером экономического роста являются не кредиты МВФ, а восстановление полноценных торгово-экономических связей с Россией по той простой причине, что, как показывает опыт «домайданных» лет, экономический рост на Украине очень сильно коррелировал с динамикой экспорта в Россию.
«Когда экспорт возрастал, а доля России как основного торгово-экономического партнера увеличивалась, это давало позитивные эффекты для экономики Украины», - заключает Пылин.
По словам Пылина, кредиты МВФ не решают задачи развития, они могут решить задачу макроэкономической стабилизации, дефицита бюджета, сокращения дефицита платежного баланса, но не более того, и это на сегодняшний момент главная проблема Украины.
«С другой стороны отказаться от этих кредитов Украина не может, поскольку кредиты позволяют компенсировать дефицит бюджета, а других денег на Украине больше нет – инвесторы туда не идут, прямые инвестиции Украина не получает в том объеме, в каком они ей необходимы. Поэтому кредиты МВФ – это единственный ресурс, который на сегодня есть в распоряжении у украинского правительства, чтобы свести концы с концами», - констатирует Пылин.
Так что, бессмысленно критиковать МВФ за неправильные рекомендации – кредиты за стороны Фонда просто поддерживают на плаву украинское правительство и позволяют ему периодически говорить о неких проводимых реформах, которые де-факто выражаются в выполнении рекомендаций МВФ по повышению тарифов и продаже государственным предприятий иностранным инвесторам по бросовым ценам. Собственно, таким образом, Украина получила столь желанную на Майдане западную экономическую систему в виде чистого капитализма и его крайне жестких порядков.
Дмитрий Сикорский
Комментарии