Гейши – традиции и элегантность
На модерации
Отложенный
Гейши собрались в холле, чтобы приветствовать гостей. Женщина-репортёр, написавшаяэту статью, стоит третьей слева.
В районе Taмa около Токио есть город Хачиодзи уникальный тем, что в нём сохраняют культуру гейш. Я в свои 29 лет последний раз одевавшая кимоно на церемонии по достижению совершеннолетия в 20, пришла сюда, к гейшам, в надежде узнать - как же должна выглядеть и вести себя настоящая японка. После прохождения «кенбан» (kenban) - менеджера гейш по расписанию и программам, мой запрос был принят 48-летней гейшей по имени Meгуми. Meгуми управляет «окия» (okiya) или домом гейши, который называется «Юкинои» (Yukinoe), и в котором работает восемь гейш. Сопровождающая меня 28-летняя Козакура, гейша-ученица, которая начала работать в окия в конце марта, будет преподавать мне основы того - как быть гейшей здесь.
Опыт начался с «камиюи» (kamiyui), или парикмахерской, даже ещё перед отправлением в oкия. В салоне, обслуживающем гейш, «Ри Биюшицу», мне уложили волосы в традиционном стиле. У меня не длинные волосы, даже не до плеч, но Рицуко Kaвашима, которая укладывает волосы гейшам вот уже 40 лет, тем не менее, один за другим накручивала большие бигуди. Она объяснила мне - "я всегда так делаю, чтобы придать причёске объём и создать впечатление мягкости".
Затем расчёсанные волосы были собраны на затылке и скреплены заколкой, на этом моё 35-минутное пребывание в парикмахерском салоне закончилось. "Я похожа на девушку из исторической драмы", - подумала я, моё волнение росло.
Когда я пришла в окия, мне разрешили для практики носить лёгкое кимоно – «юката» (yukata). Пока одевалась, Мегуми инструктировала меня - "держи «джюбан» (juban – полоса материи, которую, обернув вокруг тела, носят под кимоно) коленями". Сведя колени вместе, я одела джюбан, а затем и «юката» мягко облекло моё тело, изящно оконтурив его. Оби (оbi), широкий пояс, который носят под грудью, был обёрнут вокруг меня таким образом, что слои, перекрывавшие друг друга были слегка смещены. Излишек широкой полы, подвёрнутой под оби, был оставлен слегка видимым, создавая изогнутые линии. "Если все углы буду прямыми, то ты будешь выглядеть бочкообразно и неряшливо", - сказали мне. Я видела, что есть совершенство и красота даже в самом способе носить кимоно.
Наставляемая Мегуми – «ты будешь лучше выглядеть с чётко очерченными бровями», я подставила свои брови Козакуре. Она сказала – «Мне тоже сначала делали брови мои сёстры (так гейши зовут друг друга)» и с большой аккуратностью подправила их.
Затем начались практические занятия. Сев рядом с Козакурой, я училась правильно сидеть. "Выпрямите спину так, чтобы лопатки были вместе. А плечи расслабьте", - говорила нам Мегуми. Под её руководством мы опустили подбородки и попытались втянуть животы.
Сохраняя такое положение, мы перешли к поклонам. Правильная позиция для поклона состоит в том, чтобы кончики пальцев ног находились на одной линии с коленями, затем надо наклонить верхнюю часть тела, не растопыривая локти. Когда ваша голова склоняется к полу, вы кладёте ладони на татами, а затем снова выпрямляетесь, спина при этом всё время должна быть прямая. У меня есть привычка горбиться, я всё своё внимание сконцентрировала на том, чтобы держать спину прямо, и моя учительница много раз предупреждала меня о моих пальцах.
Подсознательно я продолжала растопыривать пальцы ног самым неприглядным образом. Из этого опыта я узнала, как мало внимания я обычно обращаю на то, в каком положении находятся мои пальцы.
Уроки продолжались, меня учили тому – как надо стоять, как надо открывать веер. Одновременно мне показывали - как нужно принимать красивые «танцующие» позы, мне преподавали основы «канаме гаеши» (kaname gaeshi) или искусства обращения с веером.
Существует множество вещей, которые должна знать гейша, но первоначально все эти все вещи были самыми обыденными, и их знал каждый японец", - рассказывала Мегуми. Например, нужно обойти подушку для сидения, а не переступать через неё. Я кивала, соглашаясь с Мегуми, а она продолжала: "есть большая разница, когда ты знаешь правила, но нарушаешь их в силу различных обстоятельств, и наушением правил по невежеству".
Козакура рассказала мне, что после того как она вошла в мир гейш, она и за его пределами, надев западную одежду, продолжает пользоваться навыками, полученными в окия. Например, она кладёт носовой платок на колени при еде или поддерживает левой рукой чашку при питье. "Я училась естественно, наблюдая здесь за моими сёстрами. Мой здешний опыт – это моё сокровище", - сказала она.
Я также была вдохновлена тем, что изучила. Я чувствую, что в будущем смогу уверенно приветствовать людей в традиционном стиле «сейза» (seiza - сидящее положение), которое гейши научили меня делать должным образом.
Затем, ближе к вечеру, мы переменили кимоно, чтобы подготовиться к «озакиши» (ozashiki) - вечеринке, где мы должны развлекать гостей. Три человека помогли мне надеть моё кимоно. Более опытная гейша оделась сама, только иногда призывая на помощь молодую гейшу-ученицу. Перед выходом я позаимствовала у Козакуры её губную помаду. Это было первый раз в моей жизни, когда я накрасила губы чисто красной помадой.
Этой ночью гейши прислуживали гостям за столами, а я наблюдала их со стороны. Гейши, одетые в кимоно различных расцветок, двигались между столиками, наливая напитки и тщательно следя за тем, чтобы не собраться в одном месте. Они напоминали мне бабочек, перелетающих от стола к столу.
Следующие два дня у меня болели суставы, потому что всю вечеринку я простояла на ногах, только чтобы поддержать на высоком уровне хорошее впечатление. Я поняла более чем когда-либо, как мало внимания я уделяла своему поведению как женщина. Я поклялась использовать в будущем то, что я узнала здесь.
Перед Второй Мировой войной, в Хачиодзи было гораздо больше гейш. С конца периода Эдо и до начала периода Шова, Хачиодзи, который был важным центром текстильной индустрии, был полон гейш, обслуживавших торговцев. На пике развития здесь было приблизительно 280 гейш. Сегодня их около 20-ти женщин, работающих в 8-ми домах – окия. Приглашаемые, чтобы провести или обслужить различные церемонии или события, сегодняшние гейши составляют небольшое сообщество, где царят дружелюбие и тёплые отношения. В 2009 году, чтобы сохранить «хаманачи» (hanamachi - буквально "цветочный город», квартал гейш) в Хачиодзи, город провёл работы по реставрации каменной пешеходной дорожки, идущей через квартал, и традиционного чёрного ограждения, опоясывающего его. И сегодня старый «хаманачи» выглядит как бы заново родившимся.
Комментарии