Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
На модерации
Отложенный
История нации складывается из историй отдельных людей, семей. С другой стороны, исторические события в стране накладывают печать на судьбы отдельных представителей нации. Порой история одной семьи может рассказать о событиях в государстве не хуже, чем специальное исследование.
Сколько себя помню, всегда интересовался историей своей семьи, родословной. Рассказы стариков, какие-то факты из жизни предков, старинные фотографии - всё это заставляло задуматься, будило фантазию, вдохновляло.
Всегда было интересно общаться со старшим поколением. Мне посчастливилось застать в живых старичков, родившихся ещё при Александре Третьем, доживавших свой век на рубеже 1970-х - 1980-х годов. Помню, как в середине 1980-х годов одна восьмидесятилетняя родственница рассказывала мне, что в нашей деревне с интересным названием Косые Харчевни на реке Хвоёнке в Первую Мировую войну размещались бараки с пленными австрийцами - во время успешной военной кампании в Галиции в августе 1914 года многие из них были взяты в плен. Так что история России 20-го века для меня - это во многом реальность, воспринятая из уст свидетелей.
Все мои предки происходят из крестьян Устюжанского уезда Новгородской губернии. Теперь это Бокситогорский район Ленинградской области. Причем, очевидно, были «автохтонными», то есть, жили на этой территории не одно столетие, поскольку даже сегодня, набирая фамилии своих предков в социальных сетях, нахожу представителей этих фамилий, проживающих именно в Новгородской, Ленинградской, Вологодской областях. Это говорит о глубокой укоренённости моих предков в древней Новгородской земле.
Интересно, что старики, родившиеся и сформировавшие своё мировоззрение в начале 20 века, с большой симпатией отзывались о дореволюционном времени, о Российской Империи, и наоборот, почти все поголовно критически относились к послереволюционному периоду. Мне это было особенно интересно, поскольку в школе говорили совершенно противоположное, и мои симпатии, конечно же, были на стороне простого народа, а не школьных учебников.
До революции в Устюжанском уезде был очень высокий уровень грамотности. В тех деревнях, где жили мои предки, было несколько школ, в основном церковно-приходских, где в общей сложности обучалось несколько сотен учеников. Революционные безобразия принесли много проблем, в том числе и безграмотность, которую большевики ликвидировали уже позже. Характерен пример: старшая сестра моей бабушки, родившаяся в 1909 году, ходила в церковно-приходскую школу, была всю жизнь грамотной, а следующая сестра, родившаяся в 1912 и моя другая бабушка, родившаяся в 1914 году, были неграмотными, поскольку их детство пришлось как раз на революционные потрясения.
Народная память в устной традиции хранит информацию о предках примерно за сто последних лет и даже больше. Поэтому мне, только лишь общаясь со стариками, удалось разузнать многое о предках, которые жили в середине, и даже первой половине 19-го века. Более отдалённые сведения нужно искать в архивах. От бабушек и дедушек мне достался большой архив семейных фотографий. Кроме того, я не поленился обойти всех известных мне родственников, вооружившись современной цифровой техникой, и переснял очень много старинных и более поздних фотографий. В результате мой фотоархив уже превысил четыре тысячи фотографий, на которых представлены изображения более чем пятисот родственников. Самые старые фотографии датируются второй половиной 19-го века, что для крестьянской среды большая редкость. Приятно видеть в числе моих предков солдат Императорской армии в красивой форме с гордым двуглавым орлом на ременной пряжке и головном уборе!
Несколько слов о могилах предков. Здесь также большую роль сыграло общение со старшим поколением, в частности, с бабушкой, родившейся в 1921 году и её старшими сёстрами 1909-1912 годов рождения. Они с любовью ухаживали за могилами своих родителей, бабушек и дедушек. Такую же любовь и уважение к могилам предков они передали и младшим - своим детям, внукам. В результате сегодня мы с родителями посещаем на трёх сельских кладбищах порядка 150 могил наших предков, родственников и близких людей. Самые старые - это могила моей прапрабабушки, Фёкличевой Марфы Витальевны, которая родилась в первой половине 19-го века, а скончалась в начале 20-го, а также моих прабабушек и прадедушек, умерших в 1930-е - 1970-е годы.
Собрав информацию о своих родственниках, как живших прежде, так и живущих сегодня, я составил сводную таблицу, которая, как мне думается, закономерно отражает состояние демографии в нашей стране в различные исторические периоды.
Поколение
|
Примерные годы рождения поколения
|
Общее число родственников
|
Число проанализированных семей
|
Среднее число детей в семье
|
Максимальное число детей в семье
|
Лица, достигшие детородного возраста и не имеющие детей
|
число
|
% от всех
|
1
|
1810-1830
|
3
|
3
|
2,3
|
3
|
-
|
-
|
2
|
1840-1860
|
16
|
9
|
5,3
|
11
|
-
|
-
|
3
|
1870-1900
|
71
|
27
|
5,6
|
14
|
2
|
6,9
|
4
|
1910-1930
|
239
|
83
|
2,5
|
7
|
14
|
5,9
|
5
|
1940-1950
|
320
|
101
|
1,8
|
6
|
17
|
5,3
|
6
|
1960-1980
|
257
|
67
|
1,4
|
4
|
42
|
16,3
|
7
|
1980-2000
|
93
|
5
|
1,2
|
2
|
2
|
2,2
|
8
|
2000-2010
|
4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого
|
1810-2010
|
1003
|
295
|
2,4
|
14
|
77
|
7,7
|
Анализ таблицы показывает, что самое дальнее поколение, отстоящее от нас - это мои предки, родившиеся примерно в 1810-1830-е годы.
Это первое поколение представлено всего тремя родственниками, каждый из которых является родоначальником своей линии. Вследствие малочисленности представителей, данные об этом поколении не объективны. Но уже со следующего поколения число родственников возрастает значительно, поэтому далее, до конца 20-го века данные вполне объективны.
Самое отрадное в этих данных, что в 36 семьях, представители которых родились примерно в 1840-1900 годы, а соответственно, репродуктивный период их начался с 1860, а закончился примерно в 1930-е годы, среднее число детей на одну семью составляло 5,3-5,6 человека. Максимальное число детей в этих семьях, живших в золотую эпоху расцвета Российской Империи, составляло 11-14 человек. Из всех обследованных родственников этого периода (а это 87 человек) лишь двое не имели детей, достигнув детородного возраста.
Затем в жизнь вступает поколение, родившееся примерно в 1910-е - 1930-е годы, чей репродуктивный период начался уже после революции. Резко бросается в глаза спад числа детей на семью - более чем в два раза с 5,6 до 2,5. Далее этот показатель стабильно падает, достигая к концу 20-го века 1,2 ребёнка на семью. Также снижается показатель максимального числа детей в семье. Так, у поколения, родившегося в 1980-м году и позже, в пяти семьях не более чем по два ребёнка. Хотя это ещё молодые семьи, могущие рожать детей, но с трудом верится, что эта ситуация улучшится. В то же время, у поколения, родившегося в 1960-е - 1980-е годы, в три раза, по сравнению с предыдущим, возросло число людей, достигших детородного возраста, но не имеющих детей (16,3 %), и в основном это не по болезни, а просто нежелание иметь детей. Эта тенденция, характерная для вымирающего Западного общества, похоже, перекочевала и к нам.
Большой интерес представляет собой рассмотрение некоторых вещей, документов, доставшихся нам от предков. В частности, в нашей семье хранятся три помянника - один от прапрабабушки и два других - от прадедов. Помянник - это маленькая книжечка с металлическими, или твёрдыми, обтянутыми бархатом корочками, куда вписываются имена родных и близких и поминаются на молитве - о здравии, или о упокоении. Мои три помянника по времени относятся примерно к концу 19-го - началу 20-го столетий, то есть им уже более, чем сто лет.
Для анализа я объединил все данные из трёх помянников и рассортировал материал. Понятно, что некоторые имена повторяются, поскольку одних и тех же людей сначала поминают о здравии, а потом, когда они умрут - о упокоении. Видно, что из первого списка - о здравии - некоторые имена вычеркнуты карандашом. Некоторые, даже очень редкие имена, почему-то записаны несколько раз, хотя, очевидно, что это один и тот же человек. Но я взял за правило проанализировать абсолютно все имена из всех помянников. И вот какая получилась картина. Всего я насчитал 142 имени, из которых 32 о здравии и 110 - об упокоении. Из этого видно, что наши предки более усердно молились о своих умерших предках. Очевидно, имена передавались для поминания из поколения в поколение. Поэтому и накопилось так много именно тех, о ком молятся за упокой. Жизнь Вечная, духовный мир для наших предков 100 лет назад был большей реальностью, чем сейчас для многих из нас. Интересно, что 28 человек из умерших (25,5 %) - младенцы (до 7 лет) - возле каждого такого имени стоит приписка "млад.". Это говорит о довольно высокой смертности младенцев, но относились наши предки к ней легко, поскольку умерший крещёный младенец - это ангельская душа, живущая в раю, а здесь, на земле через год уже народится новый младенец. Это сейчас, когда в семье 1, в лучшем случае 2 ребёнка, смерть младенца является трагедией. Сто лет назад всё было естественнее, проще. Что ещё радует в помянниках - великое разнообразие имён. Сегодня мы привыкли к однотипности имён - Саши, Маши, да Наташи - вот и всё разнообразие. Правда, справедливости ради надо отметить, что в последние лет 15 возрождается мода на редкие, старинные имена. А тогда имена давали в основном по календарю, по святцам. В какой день родился - имя того святого и давали. Поэтому было большое разнообразие имён. У 142 человек я насчитал 55 разных имён - 25 мужских и 30 женских. Приведу их здесь по порядку, указав рядом число человек, носивших данное имя.
Мужские: 1. Александр - 2 2. Алексей - 2 3. Андрей - 2 4. Василий - 4 5. Владимир - 3 6. Воин - 2 7. Гавриил - 1 8. Геннадий - 2 9. Григорий - 4 10. Димитрий - 3 11. Илья - 1 12. Иоанн - 6 13. Иона - 5 14. Константин - 3 15. Кузьма - 1 16. Максим - 2 17. Матвей - 1 18. Михаил - 1 19. Николай - 7 20. Павел - 4 21. Пётр - 3 22. Сергий - 2 23. Тимофей - 2 24. Фёдор - 4 25. Филипп - 2
Женские: 1. Авдотья - 2 2. Агафья - 2 3. Аграфена - 1 4. Акулина - 3 5. Александра - 2 6. Анастасия - 4 7. Анна - 7 8. Валентина - 1 9. Варвара - 1 10. Вера - 1 11. Глафира - 2 12. Дарья - 2 13. Евгения - 1 14. Евдокия - 10 15. Евлампия - 1 16. Евфимия - 1 17. Евфросиния - 1 18. Екатерина - 2 19. Клеопатра - 3 20. Любовь - 1 21. Мария - 5 22. Марфа - 3 23. Наталья - 1 24. Ольга - 2 25. Параскева - 2 26. Пелагея - 2 27. Сосипатра - 1 28. Татьяна - 3 29. Ульяна - 1 30. Феодосия - 2
Как видно, самые популярные имена: Василий, Владимир, Григорий, Димитрий, Иоанн, Иона, Константин, Николай, Павел, Пётр, Фёдор; Акулина, Анастасия, Анна, Евдокия (рекордное имя - 10 человек его носили!), Клеопатра, Мария, Марфа, Татьяна.
Закончу эту статью о своей родословной, о любви к отеческим гробам не совсем обычно. Хочется здесь сказать несколько слов о пользе социальных сетей. В православно-консервативной среде мы привыкли в основном слышать критические отзывы о компьютерах, интернете, о вреде, который приносят эти средства молодёжи. Мне думается, что вред приносят не сами средства, а направленность их использования. Когда я зарегистрировался с сети «Вконтакте», то сразу оценил возможность использования этого ресурса для продолжения своей родословной, поиска родственников. Создал специальную группу, посвящённую истории и генеалогии моих земляков, где сейчас состоят уже несколько сот человек, из них около 60 человек - мои родственники, причём, многих из них - братьев, сестёр, племянников в 4-6 поколениях я впервые нашёл именно здесь и раньше ничего о них не слышал. Некоторые из них оказались такими же энтузиастами, увлечёнными людьми и теперь мы продолжаем совместные построения родословной. Жизнь двигается вперёд, времена меняются, в какой-то мере меняются люди. Здоровый консерватизм, творческое использование традиций помогают нам не заблудиться в бурном житейском море. Одной из таких важных традиций является любовь к отеческим гробам, молитва о родных, близких людях. Только познав свои корни, своё прошлое, мы можем смело двигаться вперёд и нам не страшны будут никакие испытания.
Вадим Сергеевич Грачев, доцент Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
Комментарии