• Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
• Хороший советчик лучше любого богатства.
• Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
• Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
• Я знаю только то, что ничего не знаю.
• Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
• Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
• Заговори, чтобы я тебя увидел.
• Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
• Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
• Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
• Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
• В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
• Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
• Высшая мудрость — различать добро и зло.
• Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
• Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
• Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
• Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
• Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
• Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?
• Когда слово не убьет, то палка не поможет.
• Красота — это королева, которая правит очень недолго.
• Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
• Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
• Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
• Мудрость — царица неба и земли.
• Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
• Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
• Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
• Расплавляется пламя ветром, а влечение — близостью.
• Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
• Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
• То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.
• У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
• Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.
Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд? — В ответ на пинки во время уличных споров.
- Человеческая мудрость стоит немного или вовсе ничего не стоит.
- Кто хочет , тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.
- Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.
- Голод — лучшая приправа к пище.
- Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна, тем более, какой смысл жаловаться?
- Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
- Людям легче держать на языке раскаленные угли, нежели тайну.
- Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.
- Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.
- Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели.
- Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.
- Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.
- Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.
- Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
«Желать вам всякого добра — я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, — не заботишься и не помышляешь?» — Ответ Сократа на гипотетическое предложение отпустить с условием оставить философию.
— Я, – сказал Агафон, – не в силах спорить с тобой, Сократ. Пусть будет по-твоему.
— Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое.
Гораздо больше риска в приобретении знании, чем в покупке съестного. — Сократ наставляет Гиппократа («Протагор» (314с)
Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком. — Ответ Еврипиду о сочинении Гераклита
Лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное
Надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается
Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми
— Ты умираешь безвинно, — говорила ему жена; он возразил:
— А ты бы хотела, чтобы заслуженно? — После смертного приговора.
Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть? — В ответ на предложение Аполлодора надеть его прекрасный плащ перед смертью.
Цитаты о Сократе
Сократ превыше всех своею мудростью — Ответ дельфийской пифии на вопрос Херефонта, есть ли кто на свете мудрее Сократа.
Более всего, по-моему, он [Сократ] похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках [комм. 3]. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай. |
...Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы— раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения — это суть вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания). Но Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к выводу, что существуют идеи всего, что сказывается как общее, и получалось примерно так как если бы кто, желая произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает. |
Перед нами переполненный зрителями амфитеатр; «Облака» Аристофана отравляют толпу ядом остроумного издевательства. Со сцены осмеивают — и с нравственной, и с физической стороны — замечательнейшего мужа Афин, спасшего народ от тридцати тиранов, спасшего в пылу битвы Алкивиада и Ксенофонта, осмеивают Сократа, воспарившего духом выше богов древности. Сам он тоже в числе зрителей. И вот, он встаёт с своего места и выпрямляется во весь рост, — пусть видят хохочущие Афиняне, похожа ли на него карикатура. Твёрдо, несокрушимо стои́т он, возвышаясь надо всеми. |
— Ганс Христиан Андерсен, «Тернистый путь славы», 1855 |
Комментарии
или лечить голову, не думая о всем организме,
так нельзя лечить тело, не леча душу."-
Полностью согласна! Спасибо за приглашение.!
Поэтому, всем известная поговорка, лишается всякой логики, ибо без здоровой души, никак не может быть здорового тела. Совершенно с этим согласен.)
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене
Ну и особенно с этим:)))
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом
Это мне кой - чего напоминает.
Много мудрых мыслей, много спорных, что и не удивительно.
Тут другой вопрос, а ученики имеют право на .....Сократ им это завещал, даже когда находился наедине с женой?
Спасибо за приглашение.
Комментарий удален модератором
дайте, ссыль тогда на первоисточник. :)
Мне тоже кое что напоминает – к примеру: Иисус Христос, тоже не оставил после себя ни одной строчки, ни одного слова, ни «камня на камне» в доказательство своего авторства. Все апостолы только цитируют (пусть и от первого лица) то, что он говорил, а что он на самом деле говорил, кому говорил, как говорил…