В помощь изучающему Талмуд, часть 2
На модерации
Отложенный
ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОСТИ НЕЕВРЕЕВ И ДЕЛОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ С НИМИ
В своё время сам иудейский бог благословил свой народ обманывать иноплеменников. Вспомним древнейший эпизод еврейской истории, когда, покидая Египет, иудеи утащили с собой взятые взаймы вещи и драгоценности - причём сделали это в соответствии с подробными инструкциями своего Господа:
«И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исх 3:21-22).
«И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать /вас/, с поспешностью будет гнать вас отсюда;
внуши народу /тайно/, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых /и одежд/» (Исх 11:1-2).
«И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
Господь же дал милость народу /Своему/ в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исх 12:35-36).
С тех пор в иудаизме сложилось представление о собственности не-иудеев как о бесхозном имуществе. Для завладения им пригодны любые способы, от обмана и кражи до убийства:
«Подобно тому, как можно со спокойной совестью убить дикого зверя и завладеть его лесом, также можно убить или изгнать гоя и завладеть его имуществом. Имущество не-еврея подобно покинутой вещи, его настоящий владелец еврей, который первый ее захватит» (BabaBathra, folio54, b; ChoschenMichpot, 156, 1) /4/.[75]
«Иудей может красть у христианина, ибо сказано: не обидиши ближняго и не отимиши, Лев. XIX. 13. Сказано: ближняго, а не гой, ибо гой, т. е. все другие народы, не ближний для него (Thal. BavaMetzia. 111. 2.)»[76] /2/.
«...Бог дал евреям власть над жизнью и имуществом других народов...» (SepherHaikarimIII, 25, JalkutSimeoni, folio83, col. 3) - «...так что, если гой украдет даже менее полушки, то и за это подлежит смерти» (Jebammot, folio47, b); «...еврею же разрешается захватывать, по желанию, имущество гоя, ибо там, где написано: «не делай вреда ближнему», не говорится: «не делай вреда гою»» (Sanhedrin, folio57, a) /4/.
«...Талмуд приводит нам свидетельство рабби Аши, говорящего своему слуге: «принеси мне этого винограда, если он принадлежит гою, но не тронь его, если он составляет собственность еврея»» (BabaKamma, folio113, b) /4/.
«Знаменитый Рабби Бакаи... говорит о нечестивых: «Их жизнь, о еврей, в твоих руках, тем более их деньги»» (Explic. duPentat., folio213, 4) /4/.
«В Эбен-га-эзер 28, 1 говорится о том, что обручение (сговор при браке) недействительно, когда приданые деньги ограблены или похищены. Однако, Хага при этом замечает: «Но когда он обвенчался, приняв деньги, похищенные или ограбленные у акума, то брак действителен, потому что (такие деньги) он был обязан возвратить лишь при опасении, что без этого осквернится Имя Господне»» /15/.
Разумеется, не следует отдавать «гою» потерянную им вещь или деньги, не следует напоминать им о забытых долгах, не следует указывать им на ошибки, если эти ошибки на пользу иудеям:
«Возвратить израильтянину потерянную вещь положительно заповедано, ибо сказано: не оставляй их, но возврати их брату твоему; но потерянное язычником дозволяется удерживать при себе, ибо сказано: «так поступай со всякой потерянной вещью брата твоего» (Второз. 22, 3). Тот, кто возвращает, делает преступление, потому что он чрез это поддерживает безбожника.» (Гилхот Генева, глава 2) /8/.[77]
«В другом месте говорится: пусть не ждёт себе никакой пощады тот, кто возвращает гою потерянную им вещь (Sanh. 76, 2). Раши, объясняя это место Талмуда, говорит, что если иудей возвращает не-иудею потерянную им вещь, то в таком случае он делает не-иудея участником в благодеяниях закона, данного одним иудеям (Ibid.)»/6/[78]
«Ввести акума в заблуждение, например, обмануть его при расчёте или не заплатить ему долга, дозволено, но лишь под условием, чтобы он не подозревал этого, дабы не осквернить Имя (Господне). Некоторые говорят, что запрещено прямо обманывать его, и что дозволяется лишь (воспользоваться), когда он сам ошибается» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 348, 2 Хага; взято из талмуда Баба камма, 113 и из Тур) /15/.[79]
«А рабби Иерухом добавляет: «Если гой владеет векселем еврея, доказывающим, что он ссудил деньги этому еврею, и гой утерял эту расписку, то еврей, ее нашедший, не обязан возвратить ее гою, так как обязательство его брата во Израиле прекратилось, с того момента, когда расписка была им найдена. Если же еврей, нашедший расписку, тем не менее имеет намерение вернуть ее гою, то надо ему в этом помешать, говоря: если ты хочешь славословить имя Божье, делай это с тем, что тебе принадлежит»» (Nethib, IV) /4/.
«Еврей, оставшийся должным акуму, когда последний умирает, и никто из акумов о долге не знает, не обязан платить его наследникам» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 283, 1 Хага; взято из Мордахаи, талмуд Киддушин) /15/.[80]
«Рувим послал Симона купить ему платье в кредит, а когда наступил срок платежа, он дал ему денег для уплаты; между тем, оказалось, что продавец позабыл об этом; тогда он (Симон) должен возвратить Рувиму его деньги и невправе сказать: «я хочу удержать пока деньги у себя, может быть, акум немного спустя вспомнит об этом»; ему также нельзя сказать: «я хочу освятить Имя Господне и отдать их акуму» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 183, 8; взято из Шаалоф Утшубоф Мегарим Ротербург) /15/.
Тема знаменитого еврейского ростовщичества также коренится в Ветхом Завете:
«...иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост...» (Втор 23:20).
И именно благодаря талмудическим толкователям Ветхого Завета это ростовщичество стало столь знаменитым:
«...Талмуд учит: запрещается давать не-Иудеям что-либо без лихвы, но с лихвой дозволяется, ибо сказано: чуждему да даси в лихву, брату же твоему да не даси (AvodaZara, Pisk. Thoseph. 77. 1. № 1. Yad. Chasaka, p. IV. fol. 172, Col. 1. Cap. V. № 1.)» /2/.[81]
«Трактат Баба Меция очень настаивает на необходимости давать деньги в рост и советует евреям давать в своих семьях детям взаймы за проценты, чтобы они могли с детства вкусить сладость ростовщичества и заблаговременно приучались бы им пользоваться» (BabaMezia, folio75, a) /4/.
«Разрешается, говорит талмуд, бороться против гоев посредством ростовщичества, а также обманывать их, но, если вы продаете что либо ближнему (т. е. еврею), или если вы что либо покупаете у него, то вам запрещается его обманывать» (BabaMezia, folio61, a; TraiteBechoroth, folio13, b) /4/.
Впрочем, иудейское братство - само собой, но и прибыль - это тоже само собой:
«Несмотря на запрещение Моисея отдавать деньги в рост своим же соотечественникам и единоверцам, евреи нашли основание в законе, по которому они отдают деньги в рост и своим, взимая с них по 20%; но такую сделку между собой могут допускать только более сведущие в законе, которые сумеют процентам придать вид подарка (Babamehz. 75, 1)» /6/.
Закон различен для иудеев и не-иудеев:
«Закон об убытках распространяется только... на имущества, принадлежащие сынам Завета (евреям) (г)...» (трактат Бава Камма (Незикин), глава I, п. 2) /12/.
«...Не подходит под закон вол израильтянина, забодавший вола язычника» (трактат Бава Камма (Незикин), глава I, п. 2, (г)) /12/.
«Если вол еврея забодал вола, принадлежащего язычнику, то он не отвечает; если же вол язычника забодал вола, принадлежащего еврею, то он возмещает весь убыток...» (трактат Бава Камма (Незикин), глава IV, п. 3) /12/.[82]
«Следующие законы одинаково относятся к волу, как и ко всякой другой скотине... Если так, зачем же в Писании упоминается вол или осёл? Оттого, что Писание говорит о том, что (чаще всего) бывает» (трактат Бава Камма (Незикин), глава VI, п. 7) /12/.
«Запрещено обманывать своего ближнего как при покупке, так и при продаже; и каждый обманувший, будь он продавец или покупатель, нарушил запрет» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 227, 1; взято из талмуда Баба мециа, 49) - «Но по отношению к акуму не существует обмана (в чрезмерном обогащении), потому что говорится: «Не следует обманывать одного из своих братьев!» Тем не менее акум, обманувший еврея, обязан нашим (еврейским) законом вернуть всё, на что обманул, дабы у него не было преимущества перед евреем» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 227, 26; взято из талмуда Берахоф, 13) /15/.
«Кто видит потерянную вещь еврея, (тот) обящан вернуть её собственнику, потому что написано: «Ты должен возвратить её обратно»» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 259, 1; взято из талмуда Баба мециа, 26) - «Вещь, потерянную акумом, дозволяется удержать (не отдавать), потому что сказано: «потерянное твоим братом»; отсюда - кто её отдаст, тот совершает большой грех. Но если он возвращает её, чтобы освятить Имя (Божие), дабы хвалили евреев и утверждали, что они честные люди, то это похвально» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 266, 1; взято из талмуда Баба камма, 113)[83]/15/.
Брафман пишет о том, как кагал распределяет между евреями права на эксплуатацию имущества неевреев (это называется «хазака») и самих неевреев («меропие»). Смысл в том, что другие евреи после этого акта не имеют права мешать данному еврею наживаться на данном имуществе или конкурировать с ним в эксплуатации данного нееврея. Такая практика узаконена Талмудом:
«Когда еврей имеет в акуме «хорошего покупателя», то есть (такие) местности, где полагают, что другим запрещено чинить ему конкуренцию или вести с этим акумом дела; но есть иные местности, где не (так) судят, и некоторые дозволяют другому еврею ходить к тому же акуму, ссужать ему деньги, делать с ним дела, обманывать и обирать (его деньги), потому что деньги акумов суть как бы добро бесхозяйственное (никому не принадлежащее), и каждый, кто пришёл первым, завладевает им. Иные же запрещают это (т. е. еврею делать конкуренцию другому еврею)» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 156, 5 Хага; взято из Мордехаи, Баба бафра и Хагахоф Маймон Гилхоф Шехеним, перек. 6) /15/.
В деле эксплуатации «неверных» евреям следует сотрудничать к обоюдной выгоде для себя:
«Когда кто-нибудь имеет дело с акумом, и приходит другой еврей и помогает ему, обманывая акума в мере, весе или числе, то они делят барыш между собой, безразлично, намерен ли он был помочь за деньги или даром» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 183, 7 Хага; взято из Мордехая в талмуде Кефубоф) /15/.
«И есть некий, который пишет, что под страхом проклятия рабби Гошона запрещено делать конкуренцию при найме дома у акумов» (Шулхан Арух, хошен га-мишпат 237, 1 Хага; взято из Мехарам Ттадуа, 41)/15/.
«А также если еврей откупил у короля таможенный сбор, тогда является грабителем еврея тот, кто занимается контрабандой... Когда же таможенный сбор взят на откуп акумом, тогда дозволяется (заниматься контрабандой), потому что это то же самое, что не платить своих долгов, а это дозволено в том месте, где нет (нельзя опасаться) осквернения Имени (Божьего)» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 369, 6; взято из Тур). («К этому замечает Хага, что даже и тогда нельзя обманывать, когда известно, что еврей-откупщик взимает больше, чем предписано законом, так как это то же самое, что обокрасть грабителя (из евреев), а это всё-таки запрещено.») /15/.
«Есть такие, которые говорят, что даже там, где чиновник из евреев не откупил (таможенного сбора) для себя, а собирает для короля, то хотя бы и воспрещено было заниматься контрабандой на основании местных законов, однако, когда кто-нибудь ввозит запрещённый товар, тогда сборщик не должен присуждать его (контрабандиста) к уплате (пошлины), потому что это то же самое, как будто он не платит своих долгов, что дозволяется. Но когда это делается из страха перед королём, тогда он (сборщик), конечно, может его (контрабандиста) принудить (к уплате пошлины)» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 369, 6 Хага; взято из Раббену Низим - в талмуде Недарим, перек. 4)[84]/15/.
«Есть некто, который пишет, что, когда Рувим продал что-нибудь акуму, и приходит Симон и говорит акуму, что вещь не стоит так дорого, тогда он повинен всё это возместить (Рувиму)» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 386, 3 Хага; взято из Мехарим Мерзебург) /15/.
ОТНОШЕНИЕ К НЕЕЕВРЕЙСКОМУ СУДУ И НЕЕВРЕЙСКИМ ЗАКОНАМ
Отношение однозначное: иудеи признают над собой только иудейский суд, и любое отступление от этого принципа наказуемо:
«...Воспрещается еврею обращаться к нееврейскому суду» (трактат Гиттин, 88 б; Шулх. Ар. Хош. Га-Мишп., 26, 1; Турин Хош. га-Мишп. 26, 7; Яд Кхазака IV, 26 и т. п.), - «так как этот суд не может разрешить еврейское дело правильно, не зная Талмуда, ознакомление же с этим последним безусловно и строжайше неевреям запрещено» (трактат Баба-Камма, 38, 1) /13/.
«1. Если между двумя людьми вышел спор, им подобает решить его по-хорошему, чтобы каждый уступил что-нибудь своему товарищу, чтобы отдалиться от возможного пренебрежения к суду, насколько это возможно.
2. Если они не могут договориться по-хорошему и им приходится идти в суд, они должны идти в еврейский суд, и им запрещается судиться перед неевреями и в их судебных инстанциях даже в том случае, если их законы совпадают с еврейскими. Даже если обе стороны согласны судиться в нееврейском суде - всё равно это запрещено. Даже если они сделали киньян на своё согласие судиться в нееврейском суде или записали это в договоре - это ничего не значит. И даже в тех случаях, когда человеку разрешено добиваться справедливости самостоятельно... ему тем не менее запрещено делать это с помощью неевреев. И даже если человек не обращается в нееврейский суд, а только пользуется помощью неевреев для того, чтобы заставить противную сторону судиться с ним в еврейском суде, - его подобало бы растянуть на столбе и побить палками» (глава 181, §1 и §2)[85]/10/.[86]
«Еврей, преследующий судом другого еврея, или даже только имеющий намерение привлечь его к христианскому суду, совершает смертный грех. Он должен быть без суда побит камнями. Глава местной синагоги должен первый бросить камень на его голову. Он будет извержен из среды народа, так как он презрел веление Торы, слова Бога Единого. Его беззаконие будет тяготеть на нем и весь Израиль побьет его камнями. Он должен умереть!» (LaTrahisonduGrandRabbindeFrance, Paris, 1904, p. 106 et107, соссылкойнатрактатАводаЗара) /4/.
И какой бы ни был суд - иудеям на нём предписано руководствоваться не стремлением к истине и справедливости, а своей выгодой и выгодой своих соплеменников:
«Еврей может быть отлучен от синагоги... за привлечение другого еврея к нееврейскому суду, за данное показание, даже самое добросовестное, направленное против своего единоверца и т д.» (JoreDeja, 334, 43; SepherReschithChokma) /4/.[87]
««Если еврей имеет тяжбу с не-евреем, то вы дадите выиграть дело вашему брату и скажете чужестранцу: «так требует наш закон!» Но если никаких поводов к выигрышу дела евреем не имеется, то надо надоедать чужестранцу всякого рода интригами и этим добиться, чтобы еврей дело выиграл». Рабби Акиба, которому мы обязаны этим наставлением, добавляет, что надо стараться не допускать огласки пристрастного постановления суда, дабы не лишить евреев доверия» (BabaKamma, folio113, a) /4/.
«Если еврей может свидетельствовать в пользу нееврея, который судится с евреем в нееврейском суде, то, если по его свидетельству еврея приговорят к большей выплате, чем он платил бы по еврейским законам, запрещено приносить это свидетельство; если же нет, свидетельствовать разрешается. А если нееврей с самого начала пригласил этого еврея быть свидетелем, то, поскольку при отказе того свидетельствовать произойдёт «осквернение имени Б-га» (то есть неевреи подумают про евреев плохо - Перев.), разрешается свидетельствовать в пользу нееврея в любом случае» (глава 181, §19) /10/.
Талмуд в таких случаях разрешает евреям лжесвидетельствовать и освобождает их от произносимых клятв:
«Прием рабби Акибы... Про него рассказывают, что он, произнося клятвы, про себя оговаривался, что «эта клятва не будет действительна», чего было вполне достаточно, что бы успокоить его совесть. Талмуд разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая либо гоевская власть требует от еврея принесения клятвы» (Calla, 2) /4/.
«Обвиняется ли еврей в уголовном преступлении, другой еврей, принужденный показывать то, что он по этому делу знает, имеет право дать под присягой ложное показание лишь с мысленной оговоркой, его отрицающей, чтобы этим путем оправдать своего собрата» (JoreDeja, CCXXXII, 12 et14) /4/.
«Если правитель гоев требует от еврея клятвенного обещания не выезжать из страны, то еврей, давая клятву, должен думать: «Сегодня я не уеду». Правитель настаивает, чтобы еврей клялся, что не убежит никогда. Еврей в уме должен добавить: «Да, но лишь на таких-то условиях!» - и должен придумать неисполнимые условия. Таким образом, он может покинуть страну, не нарушая клятвы» (HagahothAschari) /4/.
«Когда еврей обокрал акума, и его (еврея) приводят к присяге в присутствии других евреев, а они знают, что он намерен дать ложную присягу, тогда они должны заставить его помириться с акумом и не присягать ложно, даже если он вынужден присягнуть, потому что его присягой осквернится Имя (Господне). Но когда его принуждают (к присяге), и когда, по обстоятельствам дела, нет осквернения Имени (Божьего), тогда он должен в сердце своём объявить присягу недействительной, потому что он принуждён к ней...» (Шулхан Арух, Иоре де’а 329, 1 Хага; взято из Хагахоф Ашер, в талмуде Шебуоф) /15/.
Поразителен рассказ о празднике Йом Кипур (точных ссылок на Талмуд здесь нет):
«...синагога установила ежегодный праздник «Йом Кипур» или день великого прощения, дабы вперед освободить всех евреев от всех клятв, которые они могут дать в течение грядущего года, даже с намерением их исполнить и без всякой мысленной оговорки. В этот день во всех странах, где живут евреи, т. е. во всем мире, еврейское население собирается вокруг синагоги, и в момент, появления на небе первой звезды, великий раввин или председательствующий на празднике громким голосом провозглашает нижеследующее: «Пусть все обеты, все обязательства, все обещания и все клятвы, которые мы произнесем и которые поклянемся соблюдать, с этого дня великого прощеная до такового же дня будущего года, будут отложены и уничтожены, пусть они не имеют силы и цены. Мы хотим, чтобы наши обеты не были бы обетами и наши клятвы клятвами»» /4/.
А свидетельства «неверных» в иудейском суде не принимаются во внимание вообще:
«Что касается язычника, то, если он дал показания с целью свидетельствовать, то его показание не есть показание» (трактат Иевамот, глава XVI, (б) /14, 7 ср./). Переводчик поясняет в примечании (1): «...На добросовестность еврея полагаться можно, а на язычника полагаться нельзя» /12/.[88]
«Если он был (в детстве) язычником, а потом принял еврейство, или был рабом, а потом отпущен на волю, то он для свидетельства негоден» (трактат Кетубот, глава III, п. 10, /3, 3/) /12/.
Признаются показания только «свободных сынов Завета» (трактат Бава Камма (Незикин), глава I, п. 3). «...Исключаются язычники, рабы и вообще лица, не имеющие права свидетельствовать» (там же, комментарий (д)) /12/.
«Гой и раб неспособны давать свидетельские показания.» «Предатели, вольнодумцы и отступники ещё хуже гоев и не способны давать свидетельские показания» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 34, 19; взято из талмуда Баба камма, 14 и Абода зара, 6, а также из Маймон Гилхоф Эдоф, перек. 10) /15/.[89]
Строго говоря, вопрос об отношении к суду - это только частный случай. Все вообще законы тех государств, где проживают иудеи, не считаются ими обязательными для исполнения:
«Например, мы ставим вопрос: что такое для еврея государственный закон?
В ответ на этот весьма важный вопрос Талмуд нам говорит: ...закон царский, обязательный для евреев[90]; в другом месте говорится, «что это постановление относится исключительно к вопросам, касающимся личных выгод Государей, но решения судебных мест никоим образом не могут быть обязательными для еврея»[91]; а третье место...: ...раввины - это государи[92]. Понятно, что после подобных ответов вопрос остаётся до конца неясным. Но, сверив эти положения Талмуда с кагальными постановлениями..., ответ будет и окончательный, и вполне ясный: евреи... обязаны решать дела... не по внушениям совести или по государственным законам, а по указанию кагала и бет-дина»[93]/3/.
По крайней мере, из Талмуда очевидно одно: вопрос о подчинении действующему законодательству - это вопрос спорный:
«Когда в местности, где судятся по законам акумов, кто-нибудь был женат, и его жена умерла, то и тогда её отец или остальные наследники её невправе заявить: «Каждый, взявший жену, согласился с порядками (данной страны), решаем дело по законам акумов, так что муж после жены - не наследник и т. п.» Здесь государственный закон применения не имеет, так как, говорим мы, это закон лишь в том случае, когда государь получает доход, так же когда вопрос касается гражданского благоустройства, но нельзя судить (частного дела) по законам акумов, потому что иначе все законы евреев оказались бы излишними» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 369, 11 Хага; взято из Ры Колон, 18). «Есть такие, которые говорят: «Государственный закон есть закон, утверждаем мы, лишь в отношении податей и налогов, касающихся земли, и жить в его стране государь дозволяет нам не иначе, как под этим законом. К прочим же делам (это правило) не применяется.» А иные говорят и расскзаывают, будто мы и во всех делах признаём: «Государственный закон есть закон.»» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 369, 8 Хага; взято из Раббену Ашер талмуд Недарим и Мордехаи, талмуд Баба камма) /15/.
Еврейский переводчик Талмуда делает в соответствующем месте многозначительную оговорку:
«Законам государства (связанным с имущественными проблемами. - Перев.) необходимо подчиняться» (глава 182, §16) /10/.
Но, как уже говорилось, вопроса о противоречивости и неоднозначности Талмуда мы ещё коснёмся ниже.
Иудей не имеет права доносить на своего единоверца, какое бы преступление тот ни совершил. Исключения из этого правила возможны только в том случае, если недонесение очевидно опасно:
«Предателя дозволяется убивать на всяком месте, даже и в наше время. Убить его дозволено раньше, чем он успеет сделать донос» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 388, 10; взято из Баба камма, 117) /15/.
«Когда о ком-нибудь установлено, что он трижды предавал еврея или его деньги акуму, тогда надо подыскивать пути и способы сжить его со света» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 388, 15; взято из Шаалоф Утшубоф Ры бар Шешеф, 239, Мехудаш, 62).
«В расходах, сделанных для того, чтобы сжить предателя со света, повинны участвовать все жители (данной) местности, даже и те, которые платят свои подати (приписаны) в другом месте» (Шулхан Арух, Хошен га-мишпат 388, 16; взято из Шаалоф Утшубоф Раббену Ашер Келал 6 §21, Мехудаш 6) /15/.
«Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идёт ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и не важно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано имущество. И всякий предатель лишается доли в будущем мире.
Однако, если товарищ его предаёт его неевреям и он не может спастись, если сам, в свою очередь, не предаст его, - тогда это разрешено» (глава 183, §4) /10/.[94]
ОТНОШЕНИЕ К ХРИСТИАНСТВУ
Как известно, Иисус Христос был евреем. А для иудаизма характерно крайне болезненное отношение к вероотступникам:
«Отрицающий учение Иудейское должен быть назван еретиком, и Закон повелевает его ненавидеть и губить (Maimonieds, inanimad. Mischnae, Sanhedrin.)»[95] /2/.
«Всякий еретик да погибнет мгновенно; сокруши, уничтожи, погуби Боже горделивых. Блажен Бог, уничтожающий врагов наших» (взято из текста Сиддуров - сборника еврейских молитв) /2/.
«Еврей-вольнодумец, т. е. тот, который совершает богослужение акумов или грешит назло, даже если он только поел мяса от околевшего скота или же носил платье из шерсти и льна назло, - вот это вольнодумец; равно и те, которые отвергают Тору и пророков Израиля; убивать всех таких - доброе дело. Когда есть власть убить их всенародно мечом, тогда пусть это свершится; если же (власти) нет, то их надо опутывать всячески, дабы причинить им смерть. Например, когда увидишь, что один из них упал в колодец, и в колодце стоит лестница, то спеши вытащить её, говоря: «Вот у меня забота, надо снять моего сына с крыши, и я тебе сейчас принесу её обратно» и т. п. Но акумам, с которыми мы не живём в войне, или тем, которые пасут мелкий скот Израиля там, где поля принадлежат евреям и т. п., не причиняют смерти. Во всяком случае запрещено спасать их (от смерти)» (Шулхан Арух, Хошен га-Мишпат 425, 5; взято из талмуда Абода зара, 26, и из талмуда Киддушин, 82). (Кто такие «отрицатели Торы»: «Их три (класса), которые суть отрицатели Торы: I. Кто говорит, что Тора не от Бога или хотя бы один стих, даже одно (её) слово; когда он заявляет, что Моисей сказал это от себя, тот есть отрицатель Торы. II. Кто отвергает её изложение, т. е. устное учение и не признаёт её учителей... III. Кто утверждает, что Творец заменил этот закон другим законом, и что Тора уже более не имеет силы, хотя она и от Бога, например, как говорят христиане и турки. Каждый из этих трёх есть отрицатель Торы» (Маймонид в «Гилхоф тешуба», перек. 3, 8))[96]/15/.
Отсюда - особенная ненависть иудеев именно к христианам:
«...Р. Елиэзер говорит в одной из своих глав, что Бог, поразивший египтян одним перстом своим, поразит всею своею дланью как сынов Исава, так и сынов Измаила (мы знаем, что под именем сынов Исава известны христиане, а под названием сынов Измаила - магометане), потому что, как продолжает он, первые - враги его народа, а вторые - его собственные враги (гл. 48). То же самое повторяется и в Ялкут Шимони (Micha 82, 1)»/6/.[97]
«...С самых первых лет появления талмуда, его составители старались утверждать, что убийство, содомия и скотоложество свойственны всем христианам и составляют основу их учения» (AbodaZara, folios25, bet26, a; Tosaphot, folios2, a, 14, b, 21, a; Sanhedrin, ChapitreIV) /4/.
«...В то время как все евреи рано или поздно попадут в рай, все другие люди, а особенно христиане и мусульмане, прокляты и будут погружены на вечные времена в чаны с желчью и грязью» (Reschith Choklama, folio 37, b; Sepher Zeror ha Mar, folio 27, b; Bachai, 34 et 171; Maschima Jeschua, folio 18, col. 4; Rosch ha Channa, folio 17, a) /4/.
«Те, кто читал неканонические книги (Новый Завет), не будут иметь никакой доли наследства» (Санхедрин, 90а) /7/.
Персонально на долю Иисуса Христа и Девы Марии досталось столько грязи, что православные авторы, как правило, избегают дословно приводить высказывания такого рода:
«Что касается Исайи, изображаемого талмудом убийцей и прелюбодеем, то его душа переселилась в тело Иисуса из Назарета, основателя ненавистной христианской секты, каковой Иисус, по словам раввинов, погружен в аду на вечные времена в котел с кипящими нечистотами» (Sanhedrin, folios67 et107) /4/.
«Валаам (Иисус) прелюбодействовал со своим ослом» (Санхедрин 105а-в)[98]/7/
«Еврейские священники воскресили Валаама (Иисуса) из мёртвых и наказали (казнили его в кипящей сперме)» (Гиттин 57а)[99]/7/.
«Она, которая была потомком принцев и правителей (Дева Мария), разыгрывала из себя шлюху с плотником» (Санхедрин 106а) /7/.
«Иисус был опущен в яму с нечистотами до подмышек. Затем кусок плотного материала был помещён внутрь лёгкой материи, обмотан вокруг шеи, и два его конца были затянуты в противоположных направлениях до тех пор, пока он не умер» (Санхедрин 52в) /7/.
«Слышали ли вы, сколько лет было Валааму (Иисусу)? ... Кровавые и лживые люди не должы жить больше половины своих дней. Отсюда следует, что ему было тридцать три или тридцать четыре года» (Санхедрин 106) /7/.
«...Талмуд приписывает Иисусу боготворение кирпича (Sanh. 107, 2)» /6/.
«...Да не будет у нас сына или ученика, который бы прилюдно испортил варево, как Йешу га-Ноцри» (трактат Брахот, 17б) /5/.[100]
Требование физического уничтожения христиан изложено однозначно и многократно:
«Какие лица побиваются камнями? - ...Богохульник, служащий аводе-заре...» (трактат Санхедрин, глава VII, п. 4) /12/.[101]
«Если язычник служит аводе-заре или злословил Бога (он повинен смерти, как и еврей)» (трактат Авода Зара, глава V, /8, 4/) /12/.
«Христиане, согласно талмуду, суть просто идолопоклонники, к которым надо строго применять все постановления закона, направленные против язычников» (AbodaZara, folio2, a) /4/.
«Они даже более виновны, нежели другие идолопоклонники, ибо поклоняются, как Богу, нечестивому еврею, вероотступнику, занимавшемуся колдовством...» (AbodaZara, folio27, b) «...которого даже имя надо заменять, при упоминании о нем, словами: «тот, чья память должна быть уничтожена»» (AbodaZara, folio17, a). «Поэтому рабби Раши, вместе со многими другими, восклицает «лучшего между христианами убей»» (Commentairesurl’Exode(editionl’Amsterdam)) /4/.
«...Маймонид, этот орел синагоги, выводит заключение: «приказывается убивать и бросать в ров погибели всех изменников Израилю, подобных Иисусу из Назарета и его последователей»» (JadChaz. nilchAbodaZara, Perk10) /4/.
«...Еврей всегда вправе нападать на христианина и убивать его вооруженной рукой» (Folio4, b- вероятно, имеется в виду «JadChaz. nilchAbodaZara, Perk10», как указано в предыдущей ссылке) /4/.
«...Что пишет старый рабби Бренц: «если евреи разъезжали целую неделю, и направо и налево обманывали христиан, то пусть они соберутся вместе в субботу и восхвалят свою ловкость, говоря: «нужно вырвать сердце у гоев и убить лучшего из христиан»» (Judenbalg, 21) /4/.
Порой в Талмуде говорится об «идолопоклонниках» или «язычниках» - однако христиане являются таковыми для иудеев по определению:
«В «Законах об идолопоклонстве» говорится, что «фигура из двух перекрещенных палок, которой поклоняются, запрещена к использованию» - то есть христианство причисляется к идолопоклонству и все предписания об отношении к идолопоклонникам («акумам») подразумевают в России (стране с преобладающим православным вероисповеданием) прежде всего православных христиан (с. 389)» /9/.
«Изображение креста, перед которым падают ниц, надо считать за идола, и оно запрещено без разрушения (т. е. разрушения не требуется); но крест, который себе вешают на шею, на память, не называется идолом и дозволен» (Шулхан Арух, Иоре де’а 141, 1; взято из талмуда Абода зара, 40, Хага) /15/.
«Что евреи причисляют христиан к идолопоклонникам, это они высказывали ясно и вразумительно в своих писаниях. Берём на выдержку лишь некоторые места:
1) В талмуде Абода зара (7б) христианское воскресенье причисляется к «праздникам идолопоклонников».
2) В том же талмудическом трактате (27б) рассказывается, как ученик Иисуса, по имени Иаков, хотел во Имя Его исцелить сына сестры рабби Измаила, укушенного змеёй, но рабби Измаил не допустил этого, потому что нельзя лечиться у еретика. Одним листом раньше (26б) говорится: «Кто еретик? Тот, кто предаётся идолопоклонству.»
3) Салмуд Саббат 116а говорит: «Рабби Меир называет книги еретиков Авон гиллайон, т. е. «Беда на пустой бумаге», потому что они сами называют их Евангелием.»
4) У Маймонида Абода зара I, 3. гласит: «Знай, что назареи, блуждающие по следам Иисуса, хотя их догматы различны, тем не менее все идолопоклонники, и что с ним надо поступать, как подобает с идолопоклонниками... Так учит талмуд.» ...
6) В Хагахоф Ашер Абода зара III, 5. сказано прямо: «Крест принадлежит к идолопоклонству.»
7) Раббену Ашер пишет к Абода зара IV, 1. «Серебряная чаша, которую христианский священник держит в руках, и кадило, которым он окуривает, принадлежат к идолопоклонству»» /15/.
Воспитание ненависти к христианству достигается следованием целому ряду правил поведения, устанавливаемых Талмудом:
«Кто видит идола, произносит: «Благословен Долготерпеливый»» (трактат Берахот, глава IX, п.1) /12/.[102]
«Кто видел место, где было искоренено идолослужение (т. е. где раньше находился языческий храм), произносит: «Благословен... Искоренивший идолослужение из нашей страны»» (трактат Берахот, глава IX, п. 1) /12/.[103]
«Предписание при виде «идолопоклонского дома» (то есть храма) произносить ему проклятие: «Дом гордых выкорчует Б-г», а при виде разрушенного храма восклицать: «Б-г возмездия проявился!» . Мало того, далее предлагается такой вариант этого предписания: «некоторые полагают, что речь идет о домах неевреев, живущих в мире, спокойствии и богатстве» (сс. 389-390)» /9/.
«Когда «кто-нибудь» (само собой разумеется, из евреев) молится и ему навстречу идёт акум с крестом в руках, и он (еврей) дошёл до места (в молитве), где обыкновенно поклоняются, то он не должен наклоняться, хотя бы его мысли и были (исключительно) обращены к Богу» (Шулхан Арух, Орах-хайим 113, 8; взято из Хагахоф Ашер и из Ор Зуруа) /15/.
«Кто видит 600.000 израильтян вместе, должен говорить: «Хвала Тебе, Господи Боже наш, Царь вселенной, ведающий сокровенные тайны.» Но если это идолопоклонники, то он повинен сказать: «В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас; вот будущность тех народов - пустыни, сухая земля и степь!»» (Шулхан Арух, Орах-хайим 224, 2; взято из Талмуда Берахоф, 58)[104]/15/.
«Кто видит могилы израильтян, должен восклицать: «Хвала Тебе... Который справедливо создал вас» и т. д., а над могилами акумов он должен говорить: «В большом стыде будет мать ваша...»» (Шулхан Арух, Орах-хайим 224, 2; взято из Талмуда Берахоф, 59)[105]/15/.
«Кто видит дома акумов, обязан сказать, когда в них ещё живут: «Дома надменных разорит Господь» (Притч 15:25). А если эти жилища опустошены, то: «Боже отмщений, Господи Боже отмщений, яви Себя!» (Пс 94:1)» (Шулхан Арух, Орах-хайим 224, 2; взято из Талмуда Берахоф, 58)[106]/15/.
Особые предписания направлены на то, чтобы никоим образом не содействовать не-иудеям в отмечании не-иудейских религиозных праздников:
«Перед праздниками язычников три дня запрещается входить с ними в сделки: им что-либо ссужать (вещи) и у них брать в ссуду, им давать взаймы и у них брать, им платить (долги) и у них получать» (трактат Авода Зара, глава I, п. 1). (Примечание переводчика: «Запрещается любое действие, могущее благоприятно отразиться на языческом культе. Поэтому нельзя оказывать язычнику какую-либо услугу незадолго до его праздника, дабы она не послужила поводом к благодарности его божества во время праздника, а также не дала ему возможности расходоваться на культ.») /12/.[107]
«Хотя сказано: три дня запрещается входить с ними в сделки, но это касается только предметов сохраняющихся; относительно же предметов несохраняющихся (быстро портящихся) входить в сделки можно...
Р. Иисус сын Кархи сказал: долг по заёмному письму от них не получают, а не основанный на письменном акте, от них получают, ибо здесь как бы спасают из их рук» (трактат Авода Зара, глава I, /1, 1/) /12/.[108]
«Запрещается посылать акуму подарки в их праздник, исключая, когда тот не верит в идолов и не служит им. Также не дозволено принимать подарков от акума, когда он посылает их в свой праздник» (Шулхан Арух, Иоре де’а 148, 5; взято из талмуда Абода зара, 65 и 8) /15/.[109]
«Человек не должен входить в сделки с язычником в день его праздника и не должен с ним шутить и не должен приветствовать его, если этим увеличивается его почёт, но если он встретил его мимоходом, то приветствует его с сдержанным видом» (трактат Авода Зара, глава I, /2, 2/ - здесь в тексте явная опечатка, должно быть /1, 2/) /12/.[110]
Впрочем, если выказывать демонстративное пренебрежение иноверцами в день не-иудейского праздника слишком рискованно, то возможно послабление:
«Приветствуют язычников в их праздники ради мира» (трактат Авода Зара, глава I, /1, 3/) /12/.
«Поэтому, когда придёшь в город и найдёшь, что они (акумы) радуются в свой праздник, тогда радуйся (и ты) с ними, чтобы избегнуть неприязни, потому что это ведь только притворство. Но кто заботится о спасении своей души, тот старайся не радоваться с ними и, если возможно, сделай это, не навлекая на себя вражды» (Шулхан Арух, Иоре де’а 148, 12 Хага; взято из Терумоф Гадешен §195) /15/.
А вот тот самый вариант талмудического правила, где к экскрементам приравниваются не «гои» вообще, а их храм в частности. Глава 15 книги «Кицур Шульхан Арух» излагает законы чтения Кадиш и других молитв, которые должны читаться группой верующих, называемой «миньян». Далее там говорится:
«Всё вышесказанное относится только к объединению группы из десяти человек в миньян. Но если уже есть десять человек, которые произносят Кадиш, Барху или Кдушу, то всякий, кто их слышит, может ответить вместе с ними, даже если их отделяют от него несколько домов, поскольку «даже железный занавес не может отделить евреев от их Отца, Который на Небесах; необходимо только, чтобы между миньяном и отвечающим не было экскрементов или идолопоклоннического капища» (глава 15, §4) /10/.
Иудеям следует принимать все возможные предосторожности, чтобы не способствовать обустройству «идолопоклоннических» храмов:
«Следующие вещи запрещено продавать язычникам: ...если цель (идолослужения) указана, продавать нельзя» (трактат Авода Зара, глава I, п. 5) /12/.
«Всякая польза от идолов запрещена, и притом - как от них самих, так и от предметов, принадлежащих поклонению им, равно как от их украшений и жертвоприношений, будь они (эти предметы) изготовлены акумом или евреем (Шулхан Арух, Иоре де’а 139, 1; взято из талмуда Абода зара, 40). «Одежда, которую надевают священники, когда они отправляются в дом идолов, есть их собственное убранство, а не убранство идолов, и в отношении её не требуется разрушения; иной (учитель талмуда), однако, считает (и такое) разрушение необходимым. Но то, что они надевают для самого идолопоклонства, называется убранством (идолов) и требует разрушения» (там же, 139, 11). «Некоторые говорят, что запрещено продавать их, т. е. (книги) акуму, когда это книги, употребляемые для пения при идолопоклонстве; а другие говорят, что запрещено продавать (эти книги) лишь священникам, а не остальным акумам. ... Иные запрещают также продавать им пергамент и чернила для написания их религиозных книг. А ещё иной говорит, что запрещается давать в ссуду (деньги) на построение капищ у акумов или на украшение оных или же на содержание их прислуги. Тем паче запрещено продавать для них (капищ) вещи, принадлежащие к их службе... Не должно переплетать книг акумов, за исключением книг судей и писателей...» (Шулхан Арух, Иоре де’а 139, 15 Хага; взято из Зефер Мицвот Гадал и из талмуда Недарим, 62). «Вещи, назначенные служить предметами идолопоклонства в известной местности, нельзя продавать местным же идолопоклонникам» (Шулхан Арух, Иоре де’а 151, 1; взято из талмуда Абода зара, 73). «Запрещено продавать воду акуму, когда знаешь, что из неё он намерен сделать воду крещения» (там же, Хага). «Запрет продавать им вещи, относящиеся к их идолослужению, имеет силу, лишь когда у них нет других вещей того же рода, или когда они не могут купить их и в другом месте; но когда они могут приобретать их в другом месте, тогда дозволяется продавать им всё» (Шулхан Арух, Иоре де’а 151, 1 Хага; взято из Мордехаи, талмуд Абода зара) /15/.
«...Сборщикам пожертвований на аводу-зару давать (пожертвования) запрещается, но если они платят налог государству, то дозволяется им давать, хотя бы (они собирали) для надобностей аводы-зары» (трактат Авода Зара, глава III, /6, 1/) /12/.[111]
А самих не-иудейских храмов, и даже тени от них, следует тщательно избегать:
«Некто имел дом, примыкающий к дому аводы-зары, и он обрушился: дом запрещается отстраивать; как ему поступить? - он отступает в свою область (на четыре локтя) и строит. Если стена принадлежит ему и аводе-заре, то её рассматривают, как разделённую пополам: её камни, деревянные части и щебень оскверняют, как шерец, ибо сказано (Втор. 7, 26): «делай её отвратительной и гнусной»» (трактат Авода Зара, глава III, п. 6)[112] /12/.[113]
«Доброе дело - удаляться от пути идолов на 4 локтя» (Шулхан Арух, Иоре де’а 150, 1; взято из талмуда Абода зара, 12 и 17) /15/.
«Не должно садиться в тени её, но если кто сел, он остаётся чистым; нельзя проходить под нею, а если кто прошёл, он нечист; если она вредит обществу (букв.: «похищает у общества» место, воздух), и кто-нибудь прошёл под ней, то он остаётся чистым» (трактат Авода Зара, глава III, п. 8) /12/.
«Тень идольского дома запрещена как внутри его, так и на четыре локтя перед его дверью, а тень сзади него дозволена. Даже разрешается пройти по тени внутри храма, если это место было отнято у публики, потому что прежде (значит) пролегала дорога там, где впоследствии поставили дом идолов. Но когда идольский дом стоит у самой дороги, тогда (проход) воспрещается. Иные даже запрещают это безусловно» (Шулхан Арух, Иоре де’а 142, 10; взято из талмуда Песахим, 26) /15/.
И далее аналогично по мелочам:
«Кто даёт обет или клянётся именем идолов, тот получает 39 ударов; также запрещено называть их по имени, будь это необходимо или же не необходимо» (Шулхан Арух, Иоре де’а 147, 1; взято из талмуда Санхедрин, 60 и 63[114]). «Дозволено насмехаться над идолами» (Шулхан Арух, Иоре де’а 147, 2; взято из Маймонида) /15/.
«Все места, называющиеся именами почтительными для аводы-зары, переименовываются прозвищами непочтительными...
Если у кого рассыпались деньги против дома аводы-зары, то он не должен наклониться, чтобы подобрать их, потому что это имеет вид поклона, отданного аводе-заре, но он поворачивается спиной и подбирает, а там, где его никто не видит, дозволено (подбирать первым способом)» (трактат Авода Зара, глава III, /6, 4/) /12/.[115]
«Перед государями или священниками, которые имеют крест на своём платье или носят на груди образ, как этого требует обычай владык, нельзя преклоняться или снимать шляпу, разве если это делается таким образом, что нельзя определить (для чего наклоняются); напр., нарочно роняют деньги (и поднимают их), или же надо встать раньше, чем они пройдут, и вообще следует снимать шляпу и делать поклон до их приближения» (Шулхан Арух, Иоре де’а 150, 3 Хага; взято из Терумоф Гадешен §197) /15/.
«Аводе-заре принадлежит сад или баня: ими можно пользоваться, если не требуется ответной услуги, но нельзя пользоваться, если таковая услуга требуется...» (трактат Авода Зара, глава IV, п. 3)/12/.[116]
«Нельзя читать благодарственной молитвы над светильниками идолопоклонства» (Шулхан Арух, Орах-хайим 298, 5; взято из Тур) /15/.
«Запрещено слушать музыкальные инструменты идолопоклонства или глядеть на его украшения, когда находишь удовольствие при виде их» (Шулхан Арух, Иоре де’а 142, 15; взято из Раббену Иерухам). «Но когда не желаешь этого, тогда дозволяется» (там же, Хага) /15/.
По возможности предписывается даже и прямое уничтожение предметов чужого культа:
«Каждый, кто увидит идолов, сделает доброе дело, когда он сожжёт и истребит их» (Шулхан Арух, Иоре де’а 146, 14; взято из талмуда Абода зара, 46 и Маймон Гилхоф Абода зара, перек. 7). «То же относится и к утвари и ко всему, что сделано для них, потому что сказано: «Истребите все места....»» (там же, Хага).[117]«Надо стараться искоренять идолов и называть их постыдными именами» (Шулхан Арух, Иоре де’а 146, 15; взято из талмуда Абода зара, 46 и Маймон Гилхоф Абода зара, перек. 7) /15/.
«Евреи должны уничтожить книги (христиан)» (Шаббат 116а) /7/.
Впрочем, если речь идёт о материальной выгоде, то тогда это совсем другое дело:
«А также дозволено принимать нечистые вещи от акумов за долг, ибо это всё равно, как будто спасаешь что-нибудь из их рук» (Шулхан Арух, Иоре де’а 117, 1 Хага; взято из Рашба). (Например, предметы христианского культа и т. п.) /15/.
PS: Ссылки даны в первой части, повторю при публикации последней части
Комментарии