Госдума торопится «поджечь землю» под ногами террористов

На модерации Отложенный

Президент РФ внес поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за терроризм. Госдума обещает принять законопроект как можно раньше— «чтоб земля горела под ногами у террористов». А вот у адвокатов и правозащитников инициатива вызвала много вопросов. Особенно спорным оказался пункт о пособниках террористов.

В понедельник, 19 июля, Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ. В частности, поправки сокращают возможность условно-досрочного освобождения осужденных за совершение теракта, за содействие террористам, за оправдание терроризма или публичные призывы к нему.

Также повышаются сроки за содействие террористам и публичные призывы к террористической деятельности. То же касается оправдания терроризма (статьи 205, 205–1 и 205–2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Лишать свободы террористов теперь предполагается на срок от 8 до 20 лет или пожизненно. Пока максимальный срок по этой статье составляет 15 лет.

Чтоб земля горела

Также можно будет эффективнее привлекать к уголовной ответственности пособников террористов. В частности, теперь это можно делать без использования статьи 33 Уголовного кодекса («виды соучастников преступления»).

Теракты в Москве напомнили сенаторам о смертной казни

Дмитрий Медведев предложил ужесточить наказания за преступления, связанные с терроризмом, и обдумать возможные изменения в судопроизводстве по соответствующим статьям. В Совете Федерации уже пообещали подготовить поправки в УК, отменяющие мораторий на смертную казнь для заказчиков и исполнителей терактов. Однако авторы этой инициативы поторопились: эксперты считают такую меру бессмысленной.

Кроме того, сообщников террористов президентский документ предлагает наказывать сроком от 4 до 15 лет лишения свободы. До сих пор соответствующая статья (205–1 УК РФ, содействие террористической деятельности) предполагала срок от четырех до восьми лет.

Адвокат Игорь Трунов согласен с изменениями, касающимися наказаний для сообщников. «До сих пор им удавалось уходить от ответственности, документ устраняет этот пробел»,— заявил Трунов GZT.RU.

А вот правозащитник Лев Пономарев с этим пунктом не согласен. «Во многом терроризм на Северном Кавказе связан с реакцией кавказской молодежи, которая мстит за то, что правоохранительные органы кого-то расстреляли или похитили. Так что терроризм зачастую подпитывается неуклюжими действиями правоохранителей»,— говорит Пономарев.

А вот у спикера Госдумы Бориса Грызлова эта часть документа вопросов не вызвала. «Это та правовая модель, о которой говорил президент: любой, кто помогает, совершил законченный состав преступления.

Такая мера необходима, если мы действительно хотим, чтобы земля горела под ногами у террористов»,— приводит слова Грызлова РИА «Новости». Спикер пообещал, что нижняя палата примет этот документ как можно раньше.

Хуже чем при Сталине

Еще один пункт законопроекта: если российский гражданин призывает к терроризму или публично его оправдывает (Статья 205–2 УК РФ), его ждет наказание— от штрафа до пяти лет лишения свободы. Ныне действующим УК это преступление оценивается максимум в четыре года, а пять лет может получить лишь тот, кто для оправдания терроризма привлекает СМИ.

Впрочем, увеличение срока наказания— не очень эффективный способ противодействия терроризму, уверен Игорь Трунов. «У нас и так жестокий уголовный кодекс, даже во времена сталинских репрессий он был более либеральным»,— отмечает собеседник GZT.RU.

Кроме того, как показывает собственная практика Трунова, организаторы и финансисты терактов или не привлекаются никогда, или крайне редко. При том что названные категории преступлений относятся к самым тяжким. «„Торпеды“, то есть рядовые исполнители, существенно ни на что не влияют»,— уверен адвокат.

Реакция на теракты

Об ужесточении ответственности за пособничество террористам заговорили после крупных терактов, произошедших в России за последнее время.

В частности, 29 марта в Москве прогремели два взрыва в метро, погибли 40 человек и более 90 получили ранения. По данным следствия, взрывы совершили террористки-смертницы. На следующий день, 30 марта, двойной теракт в дагестанском Кизляре унес жизни 12 человек.

Дмитрий Медведев 1 апреля провел совещание в Махачкале, по итогам которого поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке, главам СКП РФ и кремлевской администрации Сергею Нарышкину к 15 мая представить предложения по совершенствованию законодательства с целью усиления уголовной ответственности для пособников террористов.

Среди мер, которые он предлагает,— «разобраться с той бюрократией, которую мы развели в сфере противодействия». По его словам, ФСБ и Антитеррористический комитет— это «монстры», которые «ни за что не отвечают, съедают огромные финансовые средства». При этом, продолжает он, никто не имеет права даже рассматривать вопрос: «а чем они вообще занимаются?».

Лев Пономарев также считает, что ужесточение законодательства не является панацеей в борьбе от терроризма. Более того, правозащитник напоминает, что ряд методов озвучил сам Дмитрий Медведев— например, решение социальных проблем того же Кавказа. Однако, судя по принимаемым мерам, складывается впечатление, что в России действуют два разных президента, заключил правозащитник.