Армия. Кого поймали – того призвал

На модерации Отложенный

В России закончился весенний призыв в Вооруженные силы. В Ленинградском военном округе военные рапортуют о его успешном выполнении. Сборные пункты в округе уже закрылись, поскольку последние команды новобранцев отправлены к местам прохождения службы. Правозащитники же говорят о массовых нарушениях.

Особенно в Ленинградском военном округе отличились Колпинский и Пушкинский районы, где план по призыву был выполнен уже к 30 июня. На альтернативную гражданскую службу с территории всего Северо-Западного федерального округа отправлено только 25 граждан, из них 12 петербуржцев. Пресс-секретарь организации "Солдатские матери Петербурга" Елена Попова говорит, что правозащитники зафиксировали массовые нарушения во время призыва:

– Явно была видна задача – призвать молодых людей сразу после окончания вузов. Молодые люди получали повестки, пока они еще имели отсрочку, и многие, к сожалению, проходили медосвидетельствование в этот период. Они зачастую даже не понимали, что это нарушение. Кроме этого, было очень много традиционных облав у метро и облав целенаправленных, когда вычисляли молодых людей в общежитиях. Многие молодые люди полагали, что у них отсрочки, поскольку они учатся, но по разным причинам у многих отсрочки не были правильно оформлены. Таких молодых людей вычисляли, приходили в общежития, домой, доставляли оттуда в военкоматы под конвоем, что тоже незаконно, на медицинское освидетельствование...

На этот раз применялись и "новые технологии": некоторым молодым петербуржцам звонили из ГИБДД и сообщали, что их машина числится попавшей в ДТП. Человек говорил, что этого не может быть, тогда его просили прийти разобраться – под угрозой лишения прав. Когда он приходил, его тут же насильно отправляли в военкомат. Правозащитники твердо стоят на той позиции, что доставление молодых людей в военкоматы с помощью милиции незаконно – законным может быть только вручение повестки.

Как же получается, что милиционеры повсеместно помогают военным выполнять план по призыву? Эту ситуацию разъясняет заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков:

– Никакие сотрудники милиции по собственному почину призывников отлавливать не будут. Эти "отловы" никогда не войдут ни в какие показатели, милицию за это не похвалят и не дадут какие-то премии.

Они должны иметь некий приказ. Подобный приказ не отдает начальник уголовного розыска района. Это централизованная и организованная процедура, при этом бумажная. То есть министр обороны вместе с министром внутренних дел делают некий совместный документ-приказ, этот приказ веером рассылается от Выборга до Петропавловска-Камчатского. И его уже все обязаны выполнять на местах.

– То есть дальнейшее зависит от смекалки каждого конкретного оперативника – как выманить "клиента", чтобы он ни о чем не догадался?

– Через ГИБДД, через налоговую службу, через венерический диспансер – это уже уровень профессионализма и чувства юмора конкретно взятого исполнителя. Сама эта процедура узаконена министром внутренних дел. А вот исполнение на местах – лукавое. Но что остается делать конкретному милиционеру? Если он имеет приказ, то, наверное, оспаривать надо не действия этого сотрудника, если он, конечно, не что-то вопиющее сделал, а сам принцип. Нужно спрашивать: "Товарищ милиционер, на основании чего вы производите эти действия?" В конце концов, мы дойдем до вершины власти.

Вообще-то странно, что о таких вещах приходится говорить спустя годы после объявления военной реформы. Но политолог Борис Вишневский ничему не удивляется:

– Никакой реформы нашей армии нет. Эта реформа категорически не выгодна как нашей власти, так и армейскому руководству. Им нужна армия, состоящая из призывников, у которых нет никаких прав, которых можно использовать, как угодно – как пушечное мясо, как даровую рабочую силу. Почему люди стараются избежать призыва – тоже совершенно понятно. В нашу армию провожают, как в тюрьму. Поэтому любой нормальный человек, у которого есть дети мужского пола, будет ложиться костьми для того, чтобы не допустить службы своих детей в такой армии.

В этот раз многим ребятам, приведенным в военкоматы незаконно, помогла освободиться "горячая" линия "Солдатских матерей" – их консультации и советы, как себя вести, чтобы добиться соблюдения своих прав. Правозащитники боятся, что во время следующей кампании призывников могут лишать мобильных телефонов – такие случаи уже наблюдались во время весеннего призыва.