Есть ли у мужчин право на право?

На модерации Отложенный

Не слишком ли привычным стало для нас, что Россия - зековская страна, страна тюрем и лагерей, где уголовная культура и фольклор пропитали менталитет всего общества снизу до верху? Сериалы с "благородными" бандитами идут по телеэкранам в прайм-тайм, песни соответствующего содержания звучат из радиоприемников, а речь наша густо разбавлена уголовным жаргоном. Мало кто может похвастаться, что кто-либо из его родственников, друзей или знакомых когда-либо не сидел.

 После прихода большевиков к власти, в стране с до того низким количеством заключенных на душу населения, была создана гигантская система ГУЛАГа, предназначенная для переварки через себя миллионов и миллионов лиц мужского населения. И хотя ГУЛАГа уже давно нет, и более десяти лет назад были объявлены демократия и свобода, но гигантская пинициарная система живет и процветает, более того, современная демократическая Россия по количеству заключенных умудрилась даже обогнать СССР последних лет его существования, в итоге в местах заключения постоянно находятся около миллиона человек, а с учетом ротации в следственных изоляторах, за год через тюремные стены проходит не менее двух миллионов человек, почти все они - мужского пола. Оттуда к нам они возвращаются со сломанной психикой, СПИДом и туберкулезом. Не пора умерить аппетиты судебно-исполнительной системы?

Да, чтобы из зековской Россия стала просто цивилизованной страной? Разумеется, предвижу возражения по поводу высокой преступности. Во-первых, преступность сама по себе не снизится, необходим комплекс мер по ее снижению, в том числе, реформирование всей правоохранительной системы, начиная от судов и кончая местами заключения! В итоге гражданин должен получить справедливый и беспристрастный суд, а так же адекватные меры наказания, которые не способствовали бы тому, чтобы он и в дальнейшем совершал преступления! Во-вторых, преступление преступлению рознь: существуют преступления, которые заслуживают сурового наказания, но существуют и ряд тех, которые заслуживают иных мер воздействия, не связанных с тюремным заключением - практика сажать всех и как можно больше должна уйти в прошлое, ибо это противоречит интересам общества. Разгрузив тюрьмы можно заняться и коренным улучшением условий содержания заключенных, ибо то, в каких условиях они находятся там, прямо или косвенно влияет на состояние всего общества, не говоря уже о том, что речь идет просто о гуманном отношении, что в нашем обществе особенно к лицам мужского пола не очень характерно. Однако серые и изможденные лица заключенных, которые мелькают в уголовной хроники, могут и должны уйти в прошлое.

 Особое отношение к судебной системе. В настоящее время она не выполняет своих функций и отличается крайнем непрофессионализмом и предвзятостью, проще говоря у обычного человека, особенно если он мужчина, практически нет шансов на справедливое и честное рассмотрение своей проблемы, будь то уголовное дело или спор вокруг семейного права. Разумеется, проблема эта сложная и не описывается просто в нескольких абзацев. Но невозможно не отметить самые очевидные вещи. Первая из них - тотальная феминизация судов. Почему на судейские места посадили почти исключительно женщин, можно лишь догадываться, но ясно, что эта ситуация является ненормальной. Конечно, одно только привлечение большего количества мужчин на судейские должности не решит самой проблемы: суд должен быть профессиональным, независимым и в то же время зависимым от закона в полной мере. Большую роль в реформе судопроизводства могло бы сыграть дальнейшее внедрение суда присяжных, хотя сама по себе эта мера также неоднозначная и не является панацеей, уже хотя бы потому, что в наших условиях суд присяжных - это фактически жюри "домохозяек", хотя задумывался он как часто гражданского самоуправления, осуществляемого совершеннолетними дееспособными мужчинами.

 Особое внимание следует уделить подросткам, ибо им в будущем быть либо преступниками, либо добропорядочными гражданами страны, поэтому от отношения государства и общества к "оступившемуся" подростку во многом зависит его дальнейшая судьба, но и наша судьба также. Естественно разные пути приводят подростков на ниву криминала, да и сами подростки разные, поэтому единого рецепта работы с ними, их перевоспитания нет. Но то, что напрашивается в первую очередь - это разделение судопроизводства для несовершеннолетних в отдельную категорию, то есть создание ювенальной юстиции. Второе следует по возможности пересмотреть практику заключения подростков в колонии, подобные колониям для взрослых, хотя бы до шестнадцати лет. Следует все же отдавать себе отчет, что в этом возрасте молодой человек, в силу не до конца сложившейся личности и не завершенности социализации, не может в полной мере нести ответственность за свои поступки наравне со взрослыми, напротив ее должны разделять те, кто призван в той или иной степени отвечать за данного молодого человека вплоть до достижения им соответствующего возраста - от родителей до школы и т.д., но особо следует подчеркнуть недопустимость применения к подросткам такой меры наказания, как заключение в колонии, за "легкие" преступления - в данном случае необходима проработка совершенно иных мер перевоспитания.

 Отдельную проблему для мужчин представляют ложные обвинения, прежде всего в сексуальных преступлениях. Конечно, эта проблема напрямую связана с профессиональной работой правоохранительной и судебной системы, но она также касается и ответственности лиц, которые прибегают к такого рода заявлениям. Обесцененность мужской жизни, заниженная самооценка мужчин ведут к тому, что они сами и общество в целом часто крайне негативно относятся к тем мужчинам, которых обвиняют в сексуальных преступлениях, нередко лишая их презумпции невиновности, но в то же время, как правило, вообще никак не оценивают или оценивают очень слабо факты ложных обвинений. Конечно, понятно, что эта тема не проработана достаточно в общественном сознании, у подавляющего большинства людей нет реального представления, насколько велика эта проблема, однако повышение мужского самосознания и чувства собственного достоинства, могли бы сыграть и в данном случае решающую роль, устранив к проблеме ее известное пренебрежительное отношение. Если говорить о практических мерах в этой сфере, то здесь стоит подчеркнуть без обиняков, что обвинение в изнасилование или педафилии влечет за собой суровое наказание и не только уголовного порядка и тем страшнее, когда такое обвинение выдвигается против невиновного человека, разрушая его жизнь. Следовательно, и наказание за ложное обвинение должно быть адекватным, то есть таким, какое бы получил человек, будь он признан виновным, плюс должны быть полностью возмещен весь материальный и моральный ущерб пострадавшему лицу, которым в данном случае является несправедливо обвиненный мужчина. Увы, но до сей поры женщины практически везде и всегда безнаказанно уходили от последствий ложных обвинений, что всегда рождало и продолжает рождать чувство безответственности. Этому можно и нужно положить конец.

 Если затрагивать конкретно существующее право, то, прежде всего, следует выполнять его правило о равенстве Всех перед законом. В связи с чем хотелось бы выделить существующие в нынешнем УК поблажки для женщин с малолетними детьми. Исходя из презумпции отцовства, думается, что мужчины, у которых имеются дети, должны обладать точно такими же правами, как и женщины. Ну а женщины, совершившие тяжкие преступления, особенно речь идет об убийствах мужчин, не должны прятаться за щирму своего пола, избегая адекватной ответственности, а нести наказание в полном объеме в соответствие с законом.