Дело «Евразии Логистик», или почему суды не слушаются Медведева?

На модерации Отложенный

18 марта 2010 года в офис компании «Евразия Логистик» вломились люди в масках. Стороннему наблюдателю могло показаться, что спецназ штурмует по меньшей мере штаб-квартиру чеченских боевиков. Топ-менеджеры логистической компании Александр Волков, Алексей Белов, Артем Бондаренко и Денис Воротынцев были избиты и помещены в ИВС на Петровку, 38, жены (некоторые из них в этот момент находились в положении) об аресте мужей в установленном порядке уведомлены не были. Вечерний суд постановил заключить бизнесменов под стражу, не смотря на то, что никто из них от явок на допросы не уклонялся. Да и вообще о том, что на них заведено уголовное дело бизнесмены узнали уже в суде по мере пресечения.

 Почему не соблюдается закон Медведева?

 Вспоминает Марина Бондаренко, жена заключенного-бизнесмена Артема Бондаренко: «Сейчас, когда вспоминаю тот день, 18 марта, удивляюсь, до чего же буднично мы тогда с Артемом попрощались перед уходом на работу – обычный поцелуй в коридоре. Хотя, все это понятно – никакая бурная фантазия не могла бы нарисовать того, что началось через несколько часов. И когда я позвонила Артему после обеда, то совсем не заволновалась от того, что он не берет трубку – наверняка на каком-то совещании. А потом позвонила Таня Волкова: «Марин, ты еще не знаешь? Только не волнуйся, пожалуйста. Ребят сегодня арестовали». Наверное, я после этого еще что-то спрашивала – не помню. Мною сразу целиком и полностью завладели две мысли. Первая: действительно нельзя волноваться, это может повредить ребенку – и в голове куча кадров из каких-то фильмов, где после таких новостей у женщин тут же выкидыш случается – нет, нам такое ни к чему. Вторая: сейчас надо вернуться на рабочее место и сесть за компьютер так, чтобы никто не догадался, что у меня что-то произошло. Мне это удалось. Даже, кажется, ответила на вопрос коллеги «Что-то случилось?» - дежурным «Все нормально». Хотя масштабов бедствия я тогда, конечно, не понимала».

В начале апреля этого года президент Дмитрий Медведев подписал закон, вносящий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь в нем шла о запрете применения ареста при расследовании т.н. «экономических» преступлений. Либерализация законодательства в отношении преследований предпринимателей были с большими надеждами восприняты в бизнес-сообществе, однако на практике инновации президента немедленно начали саботироваться судами и следователями. Простейшая схема обхода президентского закона – объявить бизнесмена не бизнесменом и дело в шляпе, потребовалось даже специальное разъяснение Верховного суда, что такое предпринимательская деятельность, однако воз и ныне там. «30 апреля суд вынес постановление о продлении содержания под стражей Волкова и др., мотивируя тем, что крупнейшая логистическая компания занималась не предпринимательской деятельностью, а строила финансовую пирамиду», - пишет Игорь Юргенс, вице-президент РСПП и председатель правления Института современного развития в газете «КоммерсантЪ». А журнал «Власть» по этому поводу цитирует главу организации "Бизнес-солидарность" Яну Яковлеву: «Определения «финансовая пирамида» в УК РФ нет вообще. Суд легко может квалифицировать получение прибыли как корыстный интерес, и аргументы по поводу того, что получение прибыли вообще-то и есть цель любого бизнеса, на него не действуют».

«Казалось, что все это недоразумение, их подержат и сегодня же отпустят домой, потому что, во-первых, так не бывает, а во-вторых, я же знаю своего мужа – никакой он не преступник, я знаю, чем они занимались – у них нормальная компания, ни за какой «криминал» никто бы из ребят в принципе не стал браться. Их не за что арестовывать! Да и вообще все это бред из какого-то милицейского сериала: вломились в масках, похватали руководителей, все обыскивают, тут же пресса, вечерний суд – такое только по телевизору показывают, а в жизни-то все должно происходить как-то более разумно, размеренно. И почему жене никто из «ответственных работников» не позвонил? Как-то же принято в таких случаях уведомлять семьи…», - вспоминает Марина Бондаренко.

 Почему не проводится экспертиза «поддельной» подписи?

Александр Волков, Артем Бондаренко, Алексей Белов и Денис Воротынцев – молодые топ-менеджеры компании «Евразия Логистик». Эта компания возникла на базе одного из направлений работы Инвестиционно-промышленной группы «Евразия» - бизнес-империи казахского миллиардера Мухтара Аблязова, находящегося ныне в опале у казахстанских властей и вынужденного скрываться в Лондоне. В России «Евразия» разрабатывала целый ряд амбициозных проектов. Речь идет о строительстве Торгово-развлекательного комплекса «Павелецкий» на площади Павелецкого вокзала, бизнес-центра «Волна» на проспекте Сахарова, башни «Евразия» в Москва-сити, Океанариума на Поклонной горе (он должен был стать крупнейшим в Европе) и строительстве иннограда Константиново в Домодедовском районе (аналог Сколково с полной городской инфраструктурой и населением в 150 тыс. человек). Предполагавший суммарный объем инвестиций в проект «Константиново» составлял $15 млрд. Проект возведения иннограда Константиново был полностью разработан, успел пройти все согласования, и был одобрен властями Подмосковья. Для покупки земли в Домодедовском районе, на которой планировалось возвести инноград, был получен кредит в казахском БТА Банке в размере $800 млн. Земля были куплена и заложена в БТА Банк в качестве обеспечения кредита. Однако позже залог с земли был снят, как утверждает теперь экс-глава представительства БТА Банка в Москве Ильдар Хажаев незаконно на основании его (Хажаева) поддельной подписи. А подделали его подпись, по словам Хажаева, те самые московские бизнесмены Волков, Белов, Бондаренко и Воротынцев. Сам господин Хажаев при этом проходит по делу как свидетель. «При этом экспертизы якобы подделанной подписи Хажаева почему-то не делается. Что подпись поддельная известно только со слов самого Хажаева», - недоумевает Татьяна Волкова, - «Вообще это абсурд утверждать, что подделыванием подписи главы российского представительства можно снять многомиллионный залог в зарубежном банке! Как будто подобного рода сделки не визируются финансово-контрольными органами банка и его руководством», - говорит Татьяна Волкова. Но, видимо, у следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД России Олега Уржумцева, ведущего дело «Евразии Логистик», а до этого прославившегося участием в деле погибшего в следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского, другая логика.

Почему не ведется никаких следственных действий?

Профиль деятельности Александра Волков, Алексея Белова, Артема Бондаренко и Дениса Воротынцева – строительство и управление логопарками. Они были созданы компанией в Домодедово, Свердловской и Новосибирской областях, а так же в Татарстане. По мнению следствия именно эти четверо бизнесменов разработали схему снятия залога с домодедовских земель (путем подделывания подписи Хажаева) и нанесли тем самым ущерб национализированному казахскому БТА Банку на сумму около $2 млрд. Необходимо отметить, что если бы целью было хищение, то земли уже неоднократно сменили бы собственников, но этого не произошло - более того, они заложены в ЦБ РФ. Но за что же тогда сидят Волков и партнеры? Ведь никакого ущерба российскому бюджету они не нанесли, от налогов не скрывались, работали в реальном секторе, а не на биржевых спекуляциях?! «Никаких следственных действий, вообще работы по расследованию дела не происходит», - говорит Татьяна Волкова, жена Александра Волкова, - «последний допрос был 31 марта на котором задавались вопросы из серии «чем занималась ваша компания?». Полное впечатление, что ребят просто взяли в заложники в какой то большой игре».

Срок содержания под стражей Александра Волкова, Алексея Белова, Артема Бондаренко и Дениса Воротынцева продлен до 3 сентября. Жены бизнесменов уже изучили распорядок работы и все нюансы работы изолятора № 5 на Водном стадионе, и все еще надеются на справедливость. На то, что следователи и суды будут, наконец, исполнять законы Российской Федерации, а не ломать кому-либо в угоду судьбы молодых бизнесменов, пытавшихся воплотить в жизнь те самые инновационные проекты о которых так много говорит Президент России Дмитрий Медведев.