СИТУАЦИОННОСТЬ БЫТИЯ

На модерации Отложенный Кафедра философии казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н.Туполева 11-12 ноября 2010 года проводит Всероссийскую научно-философскую конференцию с международным участием «Ситуационность бытия». Цель устроителя конференции – Центра ситуационного анализа заключается в изучении ситуационного аспекта окружающего нас мира, дальнейшей разработки ситуационного подхода как инструмента познания этого мира. К информационному письму о проведении конференции был приложен Манифест ситуационного движения, автор которого – заведующий кафедрой философии КАИ, доктор философских наук, руководитель упомянутого Центра, профессор Н. М. Солодухо пишет: «Конец ХХ века и начало ХХI века характеризуются особым положением в сфере познания, которое для адекватного отражения действительности может быть выражено понятием «ситуация».

Признаться, не понимаю о чьем «особом положении» говорит уважаемый Натан Моисеевич, но не думаю, чтобы положение кого-либо где-либо можно было оценивать как ситуацию, ведь ситуация – это, строго говоря, совокупность аргументов, определяющая ту или иную функцию. Важнейшими характеристиками ситуационного понимания мира Н. М. Солодухо считает мобильность, случайность, неопределенность, размытость границ, факторную равнозначность, поливариантность, плюралистичность. Но не лучше ли говорить о характеристиках мира? Ведь все наши характеристики его понимания сами по себе на этот мир никак не влияют. И как бы мы его не характеризовали, окружающий мир будет оставаться таким, какой он есть. Если только мы не станем на него как-либо воздействовать. Но не потому ли философы и толкуют о неопределенности и размытости границ, что попросту не способны предложить политикам сколько-нибудь внятные рецепты разрешения не надуманных, а реально существующих проблем? Не отсюда ли такие «проблемы» как, например, ситуационность бытия… В вольном изложении определение ситуации, предложенное автором Манифеста, звучит так: ситуация есть сочетание некоторой совокупности условий, обстоятельств, состояний и т.п. Некоторая корреляция складывающейся ситуации и изменения объектов, оказавшихся в этой ситуации, очевидна.
Можно согласиться с автором манифеста и в том, что «поле бытия предстает (перед нами. – Е. А.) в виде совокупности бесконечного числа ситуаций». Но как я, субъектолог, полагаю, нам нет, и быть не может никакого дела до тех ситуаций, которые как-либо не затрагивали бы наших целеустремлений. Автор манифеста напрасно противопоставляет ситуационность системности. И уж совсем никуда не годится мысль о том, что «систему надо рассматривать как устойчивую, стабильную, определенную ситуацию». Ведь, согласно А. Н. Аверьянову, всякая система есть объект. А ситуация не есть объект. Ситуация – это совокупностью факторов, которые так или иначе могут повлиять на те или иные объекты. Ситуация это всего лишь субъективная оценка некоторых факторов, фиксируемых субъектом, и которые как-либо способны повлиять на оцениваемый им объект. Нельзя не согласиться с автором Манифеста в том, что возникновению системы предшествует та или иная ситуация. Она затем определяет состояние этой системы и со временем приводит к необратимой потере ею устойчивости.

Однако сравнение ситуации с «коконом», обволакивающим систему, все же не представляется корректным. И стоит ли противопоставлять ХХ век – век систем и системного мышления, веку ХХI, «проявляющему себя как век ситуаций, а потому требующему ситуационного и ситуативного мышления»? Ситуации существуют со времени сотворения мира. Как, впрочем, и системы. Справедливой представляется мысль о сверхзадаче ситуационного подхода – научиться управлять ситуациями». Искусство управления ситуацией, а точнее, обстоятельствами, влияющими на складывающуюся ситуацию, насущно необходимо. Но отнюдь не только мыслителям. Оно точно так же необходимо политикам. Они, казалось бы, отчаянно нуждаясь в советах мыслителей, почему-то ими пренебрегают. И лишь потому, что политики не привлекают мыслителей к разработке по-настоящему актуальных задач общества в целом, мыслители обречены на исследование ситуационности бытия и тому подобных проблем.