Доверчив ли русский народ?

Признавать за свои народом одни достоинства без недостатков – как-то неловко. Поэтому признается наличие одного: «Простодушны мы, доверчивы, ох, как доверчивы! Через это и страдаем…».

Доверчивость – порок самый извинительный, не обидный, не унижающий, признаться в нем совсем не стыдно. Не столько порок, сколько почти добродетель. Иванушка-дурачок, принимающий любой обман за чистую монету, всегда выходит моральным победителем и посрамляет хитрых, изобретательных обидчиков.

При этом как-то забывается, что простодушие («простоту») народ ставит ниже воровства; что именно отсутствие глупой доверчивости отмечал Пушкин у русских крестьян; что кумир «патриотов» Сталин называл доверчивость «идиотской болезнью»; что огромный успех эстрадных рассказов Михаила Задорнова объясняется тем, что у него русские, изобретательные и беззастенчивые, ловко дурят тупых и доверчивых иностранцев. (Представим себе, что в театре «Ромен» цыганский эстрадник с долей национального самоосуждения, но и не без национальной гордости рассказывает помирающей со смеху публике, как ловко его соплеменники дурят православных…)

Пострадавшие в историях с финансовыми пирамидами девяностых годов клянут себя за доверчивость.

Ой ли? Все отлично понимали, что здесь какое-то жульничество, но надеялись успеть первыми надуть надувателей: других, мол, они проведут, но меня – шалишь!

Советский русский – существо очень недоверчивое, с детства привыкшее, что все – начальство, сослуживцы, соседи – так и норовят обмануть, поэтому надо держаться настороже. Ожидание подвоха со всех сторон и постоянная готовность подвох отразить отнимает массу душевных сил, поэтому русский человек, на взгляд западного европейца, угрюм, апатичен, изнурен.

Собственная излишняя доверчивость – очень удобное объяснение бед и горестей. Мы доверчивы – стало быть, и спроса с нас нет, и нашей вины в том, что происходит.

Живем отвратительно, но мы же сами себе не враги, по своей воле такую участь избрать не могли? Остается одно: враги обманули, а мы и уши развесили… Но для такх случаев наивности, граничащей с глупостью, есть русская народная мудрость: "Дураков и в церкви бьют!".