Финразведка охотится за «прачечными»

На модерации Отложенный

Разведчики ловят банкиров, отмывающих деньги, а президентский закон их отпускает   

С начала нынешнего года правоохранительные органы возбудили 250 дел по фактам отмывания преступных денег, рассказал глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным. И эти «прачечные», по словам Чиханчина, сейчас стали работать гораздо более изощренно, в их схемах задействовано больше участников.

Банк России, со своей стороны, тоже участвует в борьбе с отмыванием денег: на 1 января 2010 года 22 российских банка находились «под прицелом» Центробанка, сообщал первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. По его словам, из этих банков отозвать лицензию собирались только у шести-семи, но получилось на один больше.

Восьмым стал Хоум-банк, который лишился лицензии на этой неделе за незаконную обналичку денег. Банк был очень мелким – занимал 957-е место из 1000 по размеру своих активов. Но именно такие, небольшие банки выбирают те, кто собирается отмывать преступные деньги – их труднее заметить и проще «закрыть», а можно и просто бросить после завершения операции по обналичке.

Наследники Остапа Бендера

Нынешние «прачечные» стали на порядок сложней, они уже не действуют «в темную», а «чтут уголовный кодекс», поэтому во всех делах, заведенных в этом году, присутствуют сложные «серые» схемы. В общей сложности финразведка провела уже около 10 тыс. финансовых расследований, по материалам которых возбуждено около 12 тыс. уголовных дел. Из них по 174-й статье, связанной с «отмыванием», порядка 250 дел, сказал глава ведомства премьеру Путину.

«Это не те дела, которые были пять, шесть лет назад. Это серьезные крупные дела, где проходит большое количество участников. У нас есть дело, где вместе с нами в расследовании участвуют регуляторы 15 стран. Вот такие сложные схемы по очень широким «обнальным площадкам» - в России и на Западе, нами расследуются», - приводит слова Чиханчина агентство «Финмаркет».

Впрочем, о том что работа «прачечных» становится все изощреннее, еще раньше говорил начальник департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Шалаков. Он рассказывал, что «в последнее время организованные преступные группировки активно используют современные высокие технологии в области связи и телекоммуникаций, в том числе быстро развивающиеся системы внебанковских денежных переводов через сеть Интернет, позволяющие перемещать значительные денежные средства, в том числе неустановленного происхождения».

Ну и конечно, значительная часть «отмытых» денег уходит за границу. Глава Росфинмониторинга выделил полтора десятка банков, которые сегодня оказывают услуги по выводу денег в страны с льготным налогообложением - по «серым» схемам. По словам Чиханчина, пока все они находятся под контролем финразведки. Но, в общем, количество выведенных за рубеж преступных денег сокращается, сейчас оно на уровне 2008 года. При этом количество информации о неправомерных действиях клиентов, поступающей от финансовых организаций, немного снизилось, зато качество этой информации очень высокое.

По его данным, в нынешнем году лидером по незаконной обналичке денег стала Самарская область, причем, «эти средства очень активно используются преступными элементами в области коррупции и, возможно, используются для финансирования терроризма», сообщил глава финразведки.

Ошибка президента

Когда президент Дмитрий Медведев подписывал указ об отмене наказания в виде лишения свободы по некоторым экономическим преступлениям, он вряд ли имел в виду банкиров, которые занимались «отмыванием» денег в особо крупных размерах.

Но в президентском законе нет конкретных указаний, кого можно, а кого не стоит освобождать из тюрьмы, поэтому многие предприниматели, допустившие незначительные нарушения закона, остаются на нарах, а матерые мошенники, ограбившие государство на миллиарды рублей, выходят на свободу.

Один из них - бывший крупнейший акционер банка «ВЕФК» Александр Гительсон, обвиняемый по делу о присвоении около 900 млн рублей, был освобожден из следственного изолятора 13 апреля, а днем раньше «Матросскую тишину» покинул другой владелец «прачечной» - Борис Сокальский, которого правоохранительные органы называли «рекордсменом» по незаконному обналичиванию денег. По версии следствия, банкир причастен к обналичиванию 71 млрд рублей.

Бывший банкир обвинялся следователями в организации одной из крупнейших в истории России схем по обналичиванию денег. Причем, он был задержан в январе 2009 года после двух с половиной лет розыска. По данным следствия, владелец банка «Новая экономическая позиция» Борис Сокальский, его заместитель Сергей Турбин и предправления акционерного коммерческого банка «Родник» Андрей Перминов организовали перечисление по подложным документам со счетов различных фиктивных организаций на счет некоммерческой организации «Фонд стратегического планирования» в банке «Родник» не менее 71 млрд руб. Причем, изначально следствие говорило о 200 млрд рублей отмытых денег, но остальные суммы так и не были доказаны.

Все организации «прачечной» были полулегальными: фонд был зарегистрирован по утерянному паспорту, а «Родник» купили через подставных лиц. Незаконно перечисленные на счет банка деньги потом были обналичены, для чего, по данным следствия, банкирами было изготовлено 99 поддельных чеков. Сергей Турбин тоже успел скрыться, был объявлен в федеральный розыск, заочно ему было предъявлено обвинение по тем же статьям УК, что и Сокальскому. Позже его также задержали, но, по сообщениям в печати, дело в отношении него прекращено.

Впрочем, еще до вступления в действие президентского закона - в конце декабря 2009 года, был освобожден под залог в 15 млн рублей бывший заместитель председателя правления «ВЭФКа» Иван Бибинов, а в марте этого года Басманный райсуд отпустил на свободу экс-председателя банка Виталия Рябова, назначив ему залог в 3 млн рублей.

В августе 2007 года и феврале 2008 года эти банкиры выдали кредиты «подставным» фирмам «Радиус» и «Вектор» на сумму боле 890 млн рублей. По условиям договора, фирмы должны были вернуть деньги в декабре 2008 года и январе 2009 года, но свои обязательства перед банком «ВЕФК» не выполнили. И не мудрено, как полагает следствие, обе компании были связаны с банкирами Гительсоном, Рябовым и Бибиновым, которые таким образом просто вывели за рубеж выданные этим фирмам деньги. Причем, по версии следствия, подобным образом была отмыта и переведена за рубеж гораздо большая сумма — свыше 30 млрд рублей.

В итоге, ситуация получается более чем странная. Росфинмониторинг и МВД изо всех сил борются с нелегальной обналичкой преступных денег, отлавливая банкиров, занимающихся «прачечными» делами, а суды их освобождают, фактически перечеркивая деятельность милиции и регуляторов. И стоит ли после этого удивляться, что количество «прачечных» по всей стране год от года растет, а качество «отмывки» становится все более высокотехнологичным.