Распутье
На модерации
Отложенный
На Ходорковских чтениях из уст социолога Алексея Левинсона прозвучала печальная, но трезвая мысль: исходим из того, что выхода нет. И жить предлагается в этих условиях. Как жить? Уповая на меньшее из зол, которым, по некоторым вполне простым умозаключениям, является действующий президент. Смотрите.
Недавний жесткий разгон демонстрации в Москве проходил на глазах у целых двух уполномоченных по правам человека — московского и общероссийского. Не могу не предположить, что их появление на Триумфальной было не просто не случайным, а они конкретно получили «наводку». От кого? Да уж не от того, кто дает команду на разгон. Наводка была рассчитана на то, что на глазах у двух уполномоченных товарищи правоохранители будут вести себя прилично. Не стали. И более того, Лукин, резко отреагировавший на происходящее, подвергся критике со всех официальных сторон. Критике, переходящей в травлю. По его деятельности не прошелся только ленивый, даже ролик в интернет запустили о том, как он неправильно паркует свой автомобиль на тротуаре. Те из вас, кто имеет машину с водителем, когда-нибудь парятся вопросом, где именно паркуется ваш водитель? А Лукина вот и тут поймали. И это при том, что ни Лукин, ни Музыкантский не пытались своими телами прикрыть тех, кого тащили волоком по асфальту в автобусы, вопреки той самой 31-й статье Конституции. Достаточно было того, что уполномоченные — присутствовали. И были зафиксированы корреспондентами СМИ.
Но я сейчас не об уполномоченных, не о тех, чьи права нарушали, и не о тех, кто эти права нарушал. Я о тех, кто отдавал приказы. Надеюсь, у вас не возникло вопроса, какая именно орлиная голова какие приказы отдавала? Ибо в тандеме президент-премьер либералом является скорее президент. Я не хочу вдаваться в его мотивации. Возможно, ему и впрямь просто нравится быть первым лицом. Очень относительно первым. Ибо очень многие его инициативы наталкиваются на сопротивление. Как это было, например, с делом Магнитского. Медведев 24 ноября 2009 года поручил провести проверку качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Кроме того, президент дал поручение проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления, а также представить предложения о совершенствовании законодательства в этой области. По большому счету, надо бы было дать персональное поручение министру Нургалиеву… Но кто знает, а вдруг Медведев вообще потребовал отставки Нургалиева. А Нургалиев сами знаете чей. И вот к президенту в кои-то веки пожаловал премьер, просидели они несколько часов, и Нургалиев остался на своем посту, а наказание за смерть Магнитского ограничилось сурово сдвинутыми бровями президента.
Нет, конечно, это все мои фантазии… Но ролик, гуляющий в открытом доступе, требует ответа?
По мне, так он требует от министра внутренних дел выстрела чести в собственный лоб. Или доказательного объяснения, что это все — ложь от первого до последнего слова. Но не царское это дело — всяким гражданам объяснения давать. А что до выстрела — хрен вам, ребята. Не дождетесь, как отвечал старик Рабинович на вопрос о самочувствии. Итак, что мы наблюдаем в последнее время: то премьер в Давос, а президент — тотчас давать интервью вполне себе оппозиционной прессе; то закон о домашнем аресте, первыми по которому домой должны отправиться Лебедев с Ходорковским, но в Хамсуд их по-прежнему возят из «Матросской тишины»; то осторожный товарищ Юргенс вдруг возьми да ляпни что-то весьма пропрезидентское, но антипремьерское… Нет, я не исключаю, что все это свойские игры, как известно, милые бранятся — только тешатся, и в действительности никакого внутреннего конфликта нет, а есть только инсценировка для окружающих. И каждый день монетку бросают: сегодня, говорит один, я либералов за ж… прикушу (не своими зубами, есть кого науськать), а завтра ты встань в позу обиженного. А потом я какую-нибудь популистскую фигню озвучу, а ты ее дезавуируй с экономической точки зрения. И еще строго поручи ведомствам разобраться. Мы ж с тобой всегда договоримся?.. А вдруг не всегда?
Я понимаю наивность и, возможно, предсказуемость собственной позиции. Возможно, от меня этого и ждут. Но посмотрите, в ситуации, когда единственным пока относительно неуязвимым пространством для несогласных остался интернет, может быть, идти на сближение с вегетарианским крылом партии людоедов? Пишу, и самой противно. Поскольку ежели все так, как мечтается, и головы нашего орла и впрямь не в ладах, то реальной силы больше у худшей головы, и очень мало шансов дать другой голове такую поддержку, чтоб ножкой топнула и спросила: царь я иль не царь? А ежели все так, как боюсь, и налицо скверный водевиль при полном взаимопонимании сторон, то получается, что я щедро лью воду на их мельницу. И остается только злобствовать все на том же, пока не причесанном интернет-пространстве и планировать вступление в общество вулканологов-любителей. А вулкан я уже выбрала — вот такой. И охотно приму обвинения в том, что такими методами дозволено оперировать какой-нибудь шпане из «нашистов». Методы, знаете ли, опробованные. Особенно в условиях, когда выхода нет и продолжать жить нужно в предложенной ситуации.
Комментарии