Десять российских агентов обменяли на четверых россиян, осужденных за шпионаж
На модерации
Отложенный
В четверг 8 июля федеральный суд Южного округа в Нью-Йорке распорядился немедленно депортировать в Россию десять человек, арестованных по подозрению в сотрудничестве с российскими разведслужбами. Такое решение было принято в рамках американо-российского межправительственного соглашения, согласно которому Россия должна освободить четверых заключенных, осужденных за «предполагаемые контакты с западными спецслужбами».
Все десять обвиняемых предстали перед судом в Нью-Йорке и согласились признать свою вину по одному из пунктов обвинения – в том, что являлись агентами иностранного государства, не зарегистрированными в США. Девять из десяти – т.е. все, кроме Вики Пелаез, – признали, что являются гражданами России и назвали свои настоящие имена. Так, Ричард Мерфи оказался Владимиром Гурьевым, а его жена Синтия Мерфи – Лидией Гурьевой. Арестованные в Бостоне Дональд Хитфилд и Трейси Ли Энн Фоли в действительности оказались Андреем Безруковым и Еленой Вавиловой, а Хуан Лазаро – Михаилом Васенковым. Майкл Зоттоли и Патрисия Миллс назвали свои настоящие имена ранее – Михаил Куцик и Наталья Переверзева. Анна Чапман, Михаил Семенко и Вики Пелаез жили и работали в США под своими истинными именами.
Судья Кимба Вуд приговорила всех десятерых к срокам, которые они уже отбыли в заключении – с момента их ареста 27 июня 2010 года. Всем им также будет запрещено в дальнейшем предпринимать попытки попасть на территорию США. Что касается второго пункта обвинения – в отмывании денег – то он, по всей вероятности, будет аннулирован.
По словам адвокатов и помощника прокурора Майкла Фабриарца, российские представители неоднократно встречались с арестованными, беседовали с ними и одобрили соглашение, в рамках которого те согласились признать себя виновными. Отвечая на вопросы судьи, все обвиняемые заявили, что пошли на это соглашение добровольно и что российская сторона не сулила им никакого финансового поощрения.
Исключение составила Вики Пелаез, не имеющая российского гражданства. По словам ее адвоката Джона Родригеса, российские представители пообещали предоставить Пелаез в России бесплатное жилье, ежемесячное содержание в размере двух тясяч долларов, а также предоставить визы и оплатить переезд в Россию ее сыновей, если те пожелают последовать за матерью. Кроме того, Пелаез будет иметь возможность покинуть Россию в любое время. Как сообщил Родригес позднее, Вики Пелаез в рамках достигнутого соглашения согласилась отказаться от американского гражданства, но при этом она сохраняет гражданство своей Родины – Перу.
Майкл Фабриарц отклонил просьбу одного из адвокатов приобщить к делу американо-российское соглашение о «шпионском обмене». Однако вскоре после судебных слушаний в Нью-Йорке пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова сообщила, что Дмитрий Медведев подписал «указ о помиловании граждан РФ Запорожского Александра Ивановича, Василенко Геннадия Семеновича, Скрипань Сергея Викторовича, Сутягина Игоря Вячеславовича». Согласно российскому законодательству, все помилованные обратились с соответствующими закону прошениями о помиловании в адрес президента РФ, в которых признали свою вину в ранее совершенных преступлениях, подчеркнула пресс-секретарь.
В письме, которое ранее направил судье Кимбе Вуд федеральный прокурор Прит Бхарара, текст которого получил «Голос Америки», говорится, что «российское правительство согласилось освободить четверых заключенных и членов их семей для переселения» за границу. В сноске в письме также говорится, что американо-российское «соглашение предусматривает конкретные механизмы его претворения в жизнь и другие шаги, направленные на укрепление американо-российских отношений и национальной безопасности Соединённых Штатов».
Американский госдепартамент выпустил заявление, в котором, в частности, говорится, что «долгосрочное заключение в США этих десяти незаконных (российских – МГ) агентов не дало бы никаких существенных преимуществ с точки зрения национальной безопасности».
«Соединенные Штаты воспользовались представившейся возможностью, чтобы добиться освобождения четырех человек, отбывающих длительные сроки тюремного заключения в России. У нескольких из них плохое состояние здоровья», – отмечается в заявлении, распространенном от имени исполняющего обязанности официального представителя госдпертамента Марка Тонера.
В свою очередь, МИД России сообщил, что «Служба внешней разведки Российской Федерации и Центральное разведывательное управление США, выполняя поручение своих стран, исходя из соображений гуманитарного характера и развития конструктивного партнерства, осуществляет в соответствии с национальным законодательством России и США возвращение в Российскую Федерацию российских граждан, обвиненных в США, с одновременной передачей США четырех лиц, ранее осужденных в Российской Федерации».
«Эта акция была осуществлена в общем контексте улучшения российско-американских отношений, придания им новой динамики в духе принципиальных договоренностей на высшем уровне между Москвой и Вашингтоном о стратегическом характере российско-американского партнерства, – говорится в заявлении МИД. – Данная договоренность дает основание рассчитывать, что курс, согласованный руководством Российской Федерации и США будет последовательно реализовываться на практике и что попытки сбить стороны с этого курса не увенчаются успехом».
По окончании заседания суда адвокат Анны Чапман Роберт Баум сказал, что американо-российское соглашение было достигнуто на уровне президентов двух стран. Он также заявил, что хотя его подзащитная и признала себя виновной, ничего предосудительного она не совершила. Баум подчеркнул, что Чапман не получала от российской стороны какой-либо оплаты за услуги, которые она оказывала. Чапман передавала данные с помощью беспроводной связи некоему российскому представителю. Какие это были данные – неизвестно.
«Со слов госпожи Чапман я могу сказать, что если бы эти данные были обнародованы, то никаких юридических последствий для нее это бы не повлекло, – сказал Баум. – Эта информация не была секретной и находилась в открытом доступе». По словам адвоката, Чапман сожалеет, что согласилась выполнить поручение российского представителя.
«Госпожа Чапман не была знакома ни с одним из остальных обвиняемых, – добавил Баум, – и даже не знала об их существовании».
По его словам, решение признать себя виновной для Чапман было «трудным». «Ключевым фактором были условия ее содержания под стражей, – сказал адвокат. – Ее содержали в одиночной камере, которую она могла покинуть лишь на один час в сутки. При этом в выходные дни ей вообще не позволяли покидать камеру. Она не имела возможности позвонить кому-либо, и к ней никого не допускали, кроме адвоката. Она была лишена возможности читать газеты или смотреть телевизор». По словам Баума, если бы Чапман не согласилась признать себя виновной, ей пришлось бы провести в таких условиях по меньшей мере 6 месяцев до начала процесса.
Отвечая на вопрос Русской службы «Голоса Америки», адвокат подтвердил, что соглашение, в рамках которого Чапман депортируют в Россию, «предусматривает конфискацию в пользу американского правительства любых прибылей от публикации материалов, связанных с ее арестом и деятельностью в качестве российского агента». Иными словами, Анна Чапман, привлекшая к себе наибольшее внимание американской прессы, не сможет продавать, по крайней мере, в США, книги или права на экранизацию своей истории. Аналогичный запрет распространяется и на всех остальных депортируемых.
Баум сообщил со слов своей подзащитной, что Анна Чапман сожалеет о том, что ей придется покинуть США и что ее дальнейшие планы включают возвращение в Великобританию, гражданкой которой она является.
Джон Родригес, адвокат Вики Пелаез, сообщил по окончании заседания суда, что его подзащитная также сожалеет, что ей придется покинуть США. «Она любит Америку и ценит те возможности, которые ей предоставила эта страна», – сказал адвокат о журналистке, известной своими левыми взглядами и резкой критикой политики США.
Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки», Родригес сказал, что, насколько ему известно, Вики Пелаез не знала, что ее муж Хуан Лазаро – на самом деле Михаил Васенков. «Она любила его в течение тридцати лет, – сказал адвокат. – Все то, что она делала, она делала ради своего мужа». Родригес сказал, что не может ответить на вопрос, останутся ли Вики Пелаез и Михаил Васенков мужем и женой.
По словам адвокатов, все 10 российских агентов, депортируемых из США, вылетят из Нью-Йорка в Москву или в Вену в ночь с четверга на пятницу спецбортом, предоставленным американским правительством.
Комментарии