Мое отношение к Иисусу после принятия Ислама

На модерации Отложенный

Сразу же после принятия Ислама на меня обрушилась целая волна негодования, оскорблений, обвинений в предательстве, даже угроз. И это в демократической стране, где действует закон «О свободе совести», где в ст. 3 четко прописано: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Одним из главных аргументов моих оппонентов является то, что я «предал Христа», отвернулся от него и даже не верю в его существование. Поэтому я счел целесообразным рассказать о том, как изменилось мое отношение к Иисусу (мир ему), и действительно ли я, как сказано в Официальном заявлении Епархиального совета Курской епархии РПЦ, «отрекся от Христа».

Наверно, сейчас почти не найдешь на земле такого места, где бы не знали о личности Иисуса. Новый Завет тиражируется миллионами, переводится на разные языки, а о личности Христа было написано не мало книг и снято множество фильмов. Большинство христиан считают его Богом, мусульмане почитают его как великого пророка и посланника Всевышнего, представители других мировоззрений видят в нем сильную историческую личность.

Кем же в действительности был Иисус? Как человек, родившийся в стране с многовековыми православными традициями, я воспринял утверждение «Иисус Христос = Бог», как априори. Потом уже, читая Новый Завет, я сталкивался со многими местами, противоречащими этому утверждению, но старался верить в незыблемость учения христианской церкви.

Более того, церковь мне предлагала небольшое количество цитат из Библии, которые якобы подтверждают то, что центральный евангельский персонаж является действительно «богочеловеком». Многие эти места, как я потом выяснил, лишь отражали мнение об Иисусе некоторых людей, либо оказались позднейшими вставками или умышленными искажениями. Об этом пишут даже православные толкователи и библеисты.

Дабы не быть голословным, приведу в пример слова из Послания Павла к Тимофею: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Вот что пишется о достоверности этих слов в православной «Толковой Библии», изданной приемниками А. Лопухина: «Прежде всего, нужно установить правильное чтение этого места. Во многих древних рукописях и у некоторых святых отцов и учителей Церкви вместо выражения Theos (Бог) стоит выражение os = который, а в иных даже "o" - средний род от местоимения os. Поэтому новейшие толкователи в большинстве стоят за чтение: "который явился во плоти" и ставят это предложение в отношение или к выражению "тайна", или к выражению "дом Божий". Но мы держимся чтения таких уважаемых отцов, каковы Златоуст, Феодорит, Иоанн Дамаскин и др., которые все здесь читают: "Бог явился...". Притом, если даже мы согласимся и с чтением древних рукописей, читающих: "Который явился...", то все же должны, по необходимости, выражение "который" относить к подразумеваемому существительному, потому что все попытки отнести это местоимение к другим предыдущим выражениям представляются крайне неудачными».

Здесь православные толкователи Библии, признавая недостоверность этой цитаты, прямо заявляют о том, что «по необходимости» должны все же признавать ее более позднюю трактовку, так как именно в таком виде читали это место в Новом Завете «уважаемые отцы». Поэтому я решил разобраться, а что о себе говорил сам Иисус (мир ему)? Считал ли он себя Богом? Учил ли он других именно такому о себе представлению?

Для этого я стал снова и снова внимательно перечитывать Новый Завет, параллельно изучая толкования известных исследователей. Но уже с той позиции, что «Иисус» не тождественно «Бог». И выяснил, что в тексте Евангелий Иисус ни разу не называет себя Богом.

Названия «Христос» и «Сын Божий» нельзя считать тождественными слову «Бог». Слово «христос» представляет собой перевод еврейского «машиах» и означает «помазанник» (Мессия), тот на ком пребывает благодать Божья. Поэтому, «христом» был пророк и царь Давид, персидский царь Кир (см. Ис. 45,1: «Так говорит Господь помазаннику (греч. "христо") Своему Киру) и многие другие. Слова же «Сын Божий» означают лишь то, что человек предан Богу сыновней любовью, исполняет волю Его, не противоречит Его повелениям.

Поэтому Иисус и обращался к Богу «Авва», «Отец». Притом, не стоит забывать тот факт, что когда книги Нового Завета писались или переводились на распространенный в то время древнегреческий диалект «койне», то все слова записывались обычными строчными буквами. Заглавных тогда не существовало. И слова «Сын Божий», будь они обращены к Иисусу или к кому другому, одинаково писались с маленькой буквы. Лишь позже христианские переписчики стали писать слово «сын» с заглавной буквы, если оно касалось личности Иисуса.

Сам же Иисус неоднократно говорил о своей именно пророческой, посланнической миссии. Для чего приходили пророки? Для того, чтобы от имени Всевышнего укрепить веру в Него, очистить ее от человеческих выдумок и заблуждений. Иисус так же приходил «не нарушить закон, но исполнить» (см. Мф. 5, 17), очистить его от извращенного человеческого понимания. Он многократно обличал книжников и фарисеев, которые, являясь народными учителями, исполняли лишь внешние предписания закона, забывая о внутреннем его исполнении.

Народные старейшины невзлюбили именно за это Иисуса. Ведь он, по сути дела, изменял многие обычаи, которые сложились в течение долгого времени. И подкреплял свои слова чудесами, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Он называл себя исполняющим волю Божью, тогда как книжников и фарисеев называл лицемерами.

Мало того, за ним ходила огромная толпа последователей, что представляло опасность не только для первосвященников, но и римскими властями могло быть расценено как подстрекательство к восстанию. Задумав убить Иисуса, иерархия просто хотела, с одной стороны, избавиться от бельма в глазу, мешающего их привычному взгляду на мир, на Бога и Его закон, а с другой, получить хорошую оценку со стороны римского прокуратора.

Если верить тексту Евангелия, то Иисус сам произнес такие слова: «А впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13, 33). Здесь он, с одной стороны, предугадывает то, что его хотели схватить и предать смерти в Иерусалиме, с другой же стороны, сам ставит себя в ряд с другими пророками.

Именно при таком образе прочтения Евангелий и других книг Нового Завета становятся совершенно очевидна пророческая и посланническая миссия Иисуса. Вот лишь несколько таких примеров (сохранена орфография синодального перевода):

Матфей 13:54, 57: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?..

И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».

Лука 7, 16: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Лука 7, 39-47: «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

В вышеприведенном тексте Иисус, получив от Бога знание о сомнениях Симона в его пророческом служении («если бы Он был пророк»), через притчу указывает на свою миссию, на то, что Всевышний дает ему знание о мыслях других людей и что Бог прощает покаявшимся грешникам их грехи. Кстати, здесь, как и в других параллельных текстах (см. Мф. 9,2; Мф. 9,5; Мк. 2,5; Лк. 5,20), Иисус, как и подобает пророку, именно изрекает слова от Всевышнего, говорит «прощаются тебе грехи твои», а не «я прощаю твои грехи».

Первые апостолы также видели в Иисусе его пророческую миссию:
Лука 24, 19: «Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом».

Если даже Иисус и называл себя сыном Божьим, то это было в иносказательном смысле, т.е. тем, кто исполняет волю Всевышнего, как сын исполняет волю своего отца. Мало того, Иисус сам подтверждал и указывал на правильность такого понимания:

Матфей 16, 15-17: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».

С точки зрения христианского богословия, эти слова нужно принимать как свидетельство самого Иисуса (мир ему), о том, что он является второй ипостасью святой Троицы, единосущной первой ипостаси – Богу-Отцу. В подтверждение этого богословы приводят другие слова Иисуса, из Евангелия от Иоанна: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30).

Но почему-то похожие слова, сказанные Христом несколько глав ниже по тесту, христианами уже не понимаются в таком значении: «Да будут все одно, как Ты, Отче, во мне, и я в Тебе, так и они да будут в нас одно, - да уверует мир, что Ты послал меня. И славу, которую Ты дал мне, я дал им: да будут одно, как мы одно» (Ин. 17, 21-22).

Если понимать эти слова в том же контексте, то тогда надо и учеников Иисуса ввести в ипостасные отношения в Троице, сделать их едиными по сущности с Богом. Но тогда это будет самой невиданной ересью. А если слова Иисуса: «Я и Отец – одно», воспринимать как единство по духу и вере, то тогда эти две цитаты гармонично совмещаются друг с другом. Так же и слова Петра – «Ты - Христос, Сын Бога Живаго», следует понимать как то, что в Иисусе Петр видел помазанника Божьего, сына, который исполняет волю своего Отца.

В Новом Завете мы можем встретить еще множество цитат, так или иначе свидетельствующих о том, что Иисус (мир ему) был избранником Всевышнего, Его посланником и пророком, но всего лишь человеком. Даже Павел Тарсийский, не смотря на свое понимание христианства, отличное от иерусалимского, говорит о Единстве Бога и об Иисусе так: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2,5).

Все эти вышеприведенные моменты могут кому-то показаться не убедительными, и он, в свою очередь приведет контраргументы. Но и статья эта задумывалось мною не как серьезное богословское исследование, а лишь для того, чтобы показать, что не только я, но и весь мусульманский мир признает Иисуса (мир ему) и считает его одним из величайших людей, когда-либо живших на земле.

В Священном Коране говорится:
«Вот сказал Аллах: “О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?”. Он сказал: “Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что не имею права? Если бы я сказал такое, Ты бы знал об этом… Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу» (Коран, сура 5, 116-117).

А в суре «Аль-Ихлас» (111) - «Очищение веры», сказано:
"Скажи: «Он – Аллах Единый,
Аллах Самодостаточный.
Он не родил и не был рожден,
И нет никого равного Ему»".


Эти места из Корана и вышеприведенные цитаты из Евангелия находятся в согласии друг с другом.

Поэтому, получив правильное представление об Иисусе (мир ему), я еще больше стал любить его, принимать его слова. Отойдя от ложного восприятия Иисуса как Бога, я со скорбью в сердце молюсь о том, чтобы и другие люди так же приняли Христа, как посланника Всевышнего, а не делали его равным Богу.

Сам Иисус говорил в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 21-23).

Иуда, носивший ковчежец с деньгами, продался за эти же деньги. Я отвергаю все обвинения меня в подобном предательстве. Я не торгую именем Иисуса и не делаю на нем деньги. Не занимаюсь бизнесом на чувствах верующих и не умаляю имени Иисуса. Я не жду от него чудес, подобно тем, о ком сказал Христос: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16, 4). Для меня миссия Иисуса на земле заключается в восстановлении истинного понимания Таухида, веры в Единого Бога, в призыве к исполнению Его божественного закона, а не отмены последнего.

И для меня Иисус всегда останется великим человеком, пророком Всевышнего, который среди порока, разврата, искажения веры в Бога, не боялся учить закону Всевышнего – закону Любви и соблюдению Его заповедей, по отношению не только к своим «ближним», но и ко всем людям.