Коммунизм через 5 лет вернется в Россию на белом коне?

На модерации Отложенный
  • Недавно, выступая по радио, Михаил Леонидович Хазин напророчил триумфальное возвращение коммунистической идеологии через пять лет.

  • В связи с этим вопрос: что может стать личным мотивом каждого поддержать коммунизм?

  • То есть речь не об активистах коммунистических партий и движений, которые могут быть фанатиками идеи и находить свою самореализацию в борьбе, а о простом человеке, который политикой не занимается. С чего ему стать вдруг за коммунистов?

    У либералов и фашистов (нацистов) с личной мотивацией проблем нет.

  • Либералы предлагают каждому личную свободу и благосостояние, а фашисты – сладкое чувство превосходства над теми, кого угораздило родиться не там, не с тем цветом глаз, формой носа, молиться не тем богам и т.п.

  • Коммунисты же предлагают справедливость, которая является не личным, а общественным благом. Что же могут предложить коммунисты вам лично?

  •  Вот мои соображения на этот счёт.

    По теории Хазина, коммунистическая идеология родилась как решение проблемы, поставленной нарождающимся Модерном.

  •  С тех пор, как в Европе в ходе Реформации легализовали ссудный процент и таким образом нарушили целостность библейской системы, появились два предложения.

  • Первое – отказаться от развития, и вернуть всё взад. Второе – отказаться от библейских запретов и всецело отдаться власти прогресса.

  • Проблема в том, что библейская система ценностей является как бы «инструкцией по технике безопасности» для человечества, и её отмена быстро приведёт к катастрофическим последствиям. Но отказываться от прогресса тоже не хочется.

  • Поэтому было решено не запрещать ссудный процент, а только запретить его частное присвоение. Государство должно стать единственным коллективным ростовщиком и эксплуататором и осуществлять данные функции исключительно в интересах всего народа.

  •  Я полагаю, что такой взгляд на генезис «Красного проекта» имеет полное право на жизнь, хотя еще раньше возникло разделение общетвенно-религиозной сферы на три аспекта или направления: традиции, благосостояние и справедливость.

    Как известно, коммунисты взяли власть в России в катастрофических обстоятельствах и ценой больших издержек решали чрезвычайные мобилизационные задачи.

  • Это победа в Гражданской войне, ликвидация разрухи, индустриализация, победа в Великой Отечественной, восстановление народного хозяйства, создание военного паритета с Западом. Когда великие задачи закончились, коммунисты обнаружили, что им нечего предложить простому человеку, кроме неуклонного повышения благосостояния – а это уже игра на чужом поле. Благосостояние – «конёк» либералов.

  •  Пытались скомпенсировать отставание героическими баснями и призывами. Не получилось. В итоге всё закончилось «перестройкой».

  • Либералы победили. Памятуя это, нетрудно представить себе, что и следующий приход коммунистов может закончиться тем же самым.

    Но сейчас мы видим, что и безраздельная власть либералов в мире тоже зашла в тупик. Кризис.

  • Да и учёные нам подсказывают, что потребительский рай неизбежно обернётся адом. Вспомните опыт с благополучными мышами в «кубе».

    Некоторым кажется, что хорошей альтернативой либерализму может стать фашизм (нацизм).

  • Дело в том, что мы не видели стадии старческого маразма фашистской власти, ибо она была побеждена силой оружия в самом расцвете сил. Но если бы ей дали побольше исторического времени, мы бы увидели и ее тупик. Как это примерно выглядело бы, можно посмотреть в американском фантастическом фильме 1994 года «Фатерлянд» («Страна отцов»). Фашистская империя после победы во Второй мировой там умирает в1964 г. «естественным  путем».

  • Так вот, любая из трёх идеологий периода Модерна, став государственной, по неумолимой логике бытия стремится к своему пределу – полному господству. В итоге получается разбалансировка общества в пользу одной из трёх идей – и ничего хорошего. А по-другому в государствах эпохи Модерна и быть не может.

  • Они так устроены, что тот, кто захватывает в них власть, стремится к полному подавлению других претендентов.

  • Тоталитарность – в крови у всех государств индустриальной эпохи. И у либеральных.

  • Даже особенно у либеральных.

    Но индустриальная эпоха заканчивается. С отмиранием классических государств вестфальского типа уйдёт в прошлое и такое понятие как «государственная идеология». Теперь все три идеи: традиция, благосостояние и справедливость, – смогут найти какой-то компромисс друг с другом в обществе.

    Полагаю, что это и имел ввиду Хазин, когда говорил о триумфальном возвращении Коммунистической идеологии примерно через пять лет.

    Это не означает, что мы все станем коммунистами. Это означает только то, что оплёванная и преданная анафеме коммунистическая идея вернётся и займёт своё законное место в какой-то пропорции с идеями традиционализма (национализма) и благосостояния (личной свободы). У разных народов процентное соотношение трёх идей будет разным, но я уверен, что у русских идея справедливости будет на первом месте. Тем более что будущая экономика будет некапиталистической.

    То есть, я полагаю, что человечество уже скоро, в том числе из-за кризиса, дорастёт до понимания того, что все три идеологии Модерна должны прекратить вести друг с другом войну на уничтожение и перейти к какому-то синтезу. В новой эпохе возникнут какие-то другие смысловые споры, о существе которых мы ещё можем и не догадываться.

    Следует заметить, что в СССР уже была совершена довольно успешная попытка конвергенции идей традиции и справедливости.

  • Ведь «чистый» коммунизм – это троцкизм.

  • А в сталинском варианте коммунизма у нас были патриотизм, семья, переписанный из Библии моральный кодекс строителя Коммунизма и другие признаки традиционного мировоззрения.

  • Только Бога не было. Хотя, попытки и его ввести в строй были. Вспомните «обновленцев» – официально разрешенное в СССР в 1920-30 гг. православное течение. Не удалось оно не потому, что коммунизм (справедливость) принципиально нельзя совместить с метафизикой, а потому, что большинство попов привыкли служить не Богу, а Мамоне.

  • Святые отцы передрались между собой, ударились в доносы друг на дружку – и власть закрыла этот одиозный проект.

    Короче говоря, вопрос о мотивации обывателя не стоит. Обывателю незачем становиться ярым коммунистом.

  • Просто ему надо вспомнить, что кроме материальных благ и традиционных «скреп» есть ещё справедливость. Кризис поможет освежить память

  •  

  •  

  •  

  • .

    3 комментария
    • Иван Лапин
      Иван Лапин2 часов назад+3
       
      Отказываются от своего прошлого только невежи и дикари. Мудрые нации запоминают и реализуют в современности все лучшее от старого. Французы например до сих пор поют Марсельезу, не поменяв в ней ни слова, англичане очень комфортно чувствуют себя под властью королевы и палаты лордов. И таких примеров – тьма. Лишь мы, как оглашенные, кинулись проклинать свое советское прошлое. Правда, сейчас все больше вспоминаем о его светлых сторонах. Следующий шаг – вернуть в реальность все явно положительное из того опыта. Кстати явно отрицательное – лизоблюдство перед властью, лицемерие, взяточничество, кумовство и т.п. – вернулось само.
       
    • Сергей Шангин
      Сергей Шангин2 часов назад
       
      Слова вроде правильные, а суть нет. Дело не в коммунистической идеологии, которая по своей сути единственно правильное направление развития человечества, а в его извращении теми реформаторами, которые яростно вгрызлись в тело советской республики после смерти Сталина. В 1961 году советский рубль имел золотое содержание 0,98 грамма золота, теперь 1 г золота стоит больше 1900 рублей - чувствуете разницу? При Сталине рубль был независимой национальной валютой основанной на золотом запасе страны, теперь это фантик, зависящий от доллара. Кстати, после смерти Сталина из золотого запаса благодаря заботам Хрущева исчезло бесследно более 2000 тонн золота. То есть страна разрушалась преднамеренно и грех относить это на счет коммунистической идеологии.
       
    • Сергей Шангин
      Сергей Шангин2 часов назад
       
      Есть большие надежды, что жестокая необходимость приведет к тому, что Россия вернется на правильный вектор развития, только с новыми силами и хорошими перспективами. Вот только нужно немножко в стране поправить последствия британской экспансии и грабительской приватизации.