Шпионское расследование ФБР зашло в тупик на Кипре

На модерации Отложенный

Афины. Гнев, вызванный побегом с Кипра человека, названного одним из самых одаренных шпионов России, усилился, когда власти отказались передать его личные вещи ФБР.

Ноутбук и несколько флеш-карт, конфискованных у Кристофера Мецоса, гражданина Канады, которого считают казначеем шпионской сети, раскрытой в США, должны остаться у местных правоохранительных органов, заявил генеральный прокурор.

«До поры до времени они останутся у нас и не будут переданы властям США, - заявил изданию The Age представитель полиции Кипра Кристос Саввидес (Christos Savvides). – В данный момент мы изучаем компьютер».

Мецос, бежавший при таинственных обстоятельствах с острова менее, чем через 48 часов после своего ареста на прошлой неделе, как утверждается, финансировал шпионскую сеть, и постоянно разъезжал между Москвой и США. Власти США надеялись, что ноутбук снабдит их ключами к разгадке его шпионской деятельности.

Решение, принятое генеральным прокурором Петрос Клеридесом (Petros Clerides) усилит разочарование, уже высказанное Госдепартаментом США по поводу неожиданного решения суда отпустить подозреваемого под залог. Со стороны США уже прозвучали плохо скрытые обвинения в том, что поддерживаемое коммунистами правительство Кипра сговорилось с российской контрразведкой и позволило агенту бежать.

Президент Деметрис Кристофиас (Demetris Christofias), сын строителя, получивший образование в Москве, никогда не скрывал свою глубокую привязанность к товарищеской православной России – греки-киприоты давно надеются на ее поддержку в объединении разделенного войной острова.

Под его руководством Кипр предпринял шаги для укрепления связей с Россией, которая является крупнейшим частным инвестором на острове и постепенно становится его самым важным международным союзником. С момента развала коммунизма на Кипре поселилось около 20 тысяч русских, и все больше олигархов выбирают остров для жизни.



В то время как в прошлый четверг на острове начинался поиск Мецоса, г-н Кристофиас устраивал блестящий прием в честь появления на Кипре «Газпромбанка», второго по величине финансового заведения России. На другом коктейль-приеме министр юстиции Лукас Лука (Loucas Louca) обронил, что агент «причудливым образом» снял со счета 26 тысяч евро, ровно ту сумму, которая требовалась, чтобы отпустить его под залог.

«Единственное, чего мы не сделали, так это не дали этому парню паспорт, - заявил англоязычная ежедневная газета острова Cyprus Mail. – Давайте посмотрим правде в глаза, товарищ президент никогда не скрывал, кому он предан… мы ведем себя как государство-сателлит России в Средиземном море».

Представители западных разведуправлений описывают Мецоса как «шпиона из учебного пособия». Канадские власти подтвердили, что его фальшивая личность была тщательно сконструирована: это имя принадлежало пятилетнему мальчику, умершему в начале 1990-х. «Он был очень большая шишка, - заявил специалист по вопросам безопасности в Афинах. – Его эффектный побег отлично продемонстрировал всем его опыт и связи».

Благодаря своему стратегическому местоположению на перекрестке Европы, Азии и Африки Кипр уже давно считается промежуточным аэродромом для шпионов. Нашумевший двойной агент Ким Филби находился там в 1950-х. Приемный отец знаменитого экстрасенса Ури Геллера держал на острове гостиницу, которая являлась прикрытием для секретных служб Израиля.

Британская MI6 давно использовала Кипр в качестве поста перехвата информации для слежки за ближневосточными, арабскими и израильскими шпионами, которые, как считается, регулярно встречались там.

Приезд – и исчезновение – Мецоса укрепили репутацию Кипра в качестве «солнечного места для подозрительных личностей».