Упадок интеллигенции
На модерации
Отложенный
Дорогие друзья, мы с вами живём в не самое лучшее время - это факт. Но когда же, вы спросите, оно было "лучшим"? Но, как говорится, не из этой оперы. Уровень культурной интеллигенции неимоверно падает и это тоже факт, какой бы прискорбный характер он не носил. Ну, вроде бы пока живём: люди всё ещё мрут от голода, а в общественных туалетах до сих пор стоят сушилки для рук - всё в порядке, всё в норме. Но если бы всё было действительно так замечательно, то я, вероятнее всего, не стал бы и приниматься за написание этой статьи, но что делать, что делать... К моему великому сожалению вместе с падением культуры канут во мрак и общечеловеческие ценности и нравственные устои общества , сдуваются прежние идеалы и пр. и пр. Ну, это и логично: падает культура - падают нравы. Но скорость этого падения до того велика, что навряд ли кто-нибудь и когда-либо сможет остановить или хотя бы притормозить процесс "нравственной деградации».
Я уже молчу о том, сколько культурной интеллигенции нас (имеется в виду, Россию) покинуло за прошедшие несколько лет. Конечно, перестройка значительно поправила ситуацию, дав "зелёный свет" диссидентам, но, всё-таки, естественного прироста пока не наблюдается. Хотя, опять-таки же, когда это в нашем мире превалировал именно интеллигентный слой общества? Да и вообще, кого можно с полной уверенностью в наше время назвать «интеллигентным» человеком? Ведь для каждого человека представления об «интеллигенции» сугубо индивидуальны , хотя, какая-никакая целостность и общность в них всё-таки присутствует.
Если же подойти более детальнее к рассмотрению этого вопроса, то выясниться, что интеллигент – это человек (самое главное и обязательное условие), в первую очередь, образованный, чуткий, большею частью проводящий время за умственным трудом. Но тут появляется уже другой, вполне естественный вопрос: а что же подразумевается под «умственным трудом»? Ведь всякий человек, вне зависимости от своих интеллектуальных способностей, культуры и темперамента, так или иначе совершает (хоть пусть в некоторых случаях даже и минимальную), но всё же умственную деятельность. И если уж на то пошло, то вдогонку ещё один, быть может, менее значимый, но тоже немаловажный для меня вопрос. Чем же всё-таки отличается интеллектуал от интеллигента, если это не синонимы?
Прежде чем ответить на вышепоставленные вопросы, будет более логичным и разумным просмотреть саму историю интеллигенции.
Само слово ввёл в обиход в 60-х годах ХlX века журналист Боборыкин. Слово было заимствовано из немецкого языка и обозначало слой общества, занимающийся непосредственной интеллектуальной деятельностью. Сам же Боборыкин, в отличие от изначально заложенной семантики, трактовал «интеллигенцию» как слой общества, обладающий не только высоким интеллектом, но и являющийся при этом неким морально-этическим эталоном: благодетельность, эмпатия, патриотизм и пр.
Впоследствии же трактовка «интеллигента» как человека, занимающегося интеллектуальной деятельностью постепенно начала отходить на второй план, уступая тем самым место варианту о «нравственном эталоне».
Что же до современности, то, наверное, «чистой» интеллигенции уже практические нет. Детерминировано это несколькими причинами. Первая и вместе с этим, наверное, основная: несмотря на уже довольно продолжительное существование этого пласта, до сих пор чётко выверенного понятия «интеллигенции» не существует, связано это в первую очередь с тем, что в России одинаковой популярностью пользуется трактовка «интеллигенции» как пласт общества , являющимся неким морально-этического эталоном, так и толкования, определяющего «интеллигенцию» как группу людей, профессия которых вынуждает эту группу заниматься ментальным трудом.
Вторая причина: если же появится искушение следовать трактовке об нравственном эталоне, то тут мы наталкиваемся на одно очень серьёзное но. Сейчас, в современном мире, да, впрочем, как и во все времена облик мира меняется. Меняются нравы, мысли, взгляды. Нравственные же основы всегда подвергались беспрерывному расшатыванию, давая тем самым проход более свежим, новаторским идеям. Так что, друзья мои, думаю, вы и сами всё прекрасно понимаете. Говорить о нравственном эталоне в мире, где нравы и устояться-то ещё толком не могут, как их уже начинают списывать со счетов в угоду новым, говорить просто-напросто глупо. Подытожим всё вышесказанное здесь. Понятия "интеллигент" и "интеллектуал" могут являться синонимами только в том случае, если оперировать социально-трудовой формулировкой "интеллигента" (" ...группа людей, профессия которых вынуждает эту группу заниматься ментальным трудом...").
Что же до интеллигенции в перспективе, то навряд ли у меня получиться сейчас спрогнозировать всё дальнейшее развитие и судьбу интеллигенции. Слишком уж абсурден, иррационален и сумбурен наш с вами современный мир для таких прогнозов.
Что же до современности, то, наверное, «чистой» интеллигенции уже практические нет. Детерминировано это несколькими причинами. Первая и вместе с этим, наверное, основная: несмотря на уже довольно продолжительное существование этого пласта , до сих пор чётко выверенного понятия «интеллигенции» не существует, связано это в первую очередь с тем, что в России одинаковой популярностью пользуется трактовка «интеллигенции» как пласт общества , являющимся неким морально-этического эталоном, так и толкования, определяющего «интеллигенцию» как группу людей, профессия которых вынуждает эту группу заниматься ментальным трудом. Вторая причина: если же появится исскушение следовать трактовке об нравственном эталоне, то тут мы наталкиваемся на одно очень серьёзное но. Сейчас, в современном мире, да, впрочем, как и во все временна облик мира меняется. Меняются нравы, мысли, взгляды. Нравственные же основы всегда подвергались беспрерывному расшатыванию, давая тем самым проход более свежим, новаторским идеям. Так что, друзья мои, думаю, вы и сами всё прекрасно понимаете. Говорить об нравственном эталоне в мире, где нравы и устояться-то ещё толком не могут, как их уже начинают списывать со счетов в угоду новым, говорить просто-напросто глупо. Подытожим всё вышесказанное здесь. Понятия "интеллигент" и "интеллектуал" могут являться синонимами только в том случае, если оперировать социально-трудовой формулировкой "интеллигента" (" ...группа людей, профессия которых вынуждает эту группу заниматься ментальным трудом..."). Что же до интеллигенции в перспективе, то навряд ли у меня получиться сейчас спрогнозировать всё дальнейшее развитие и судьбу интеллигенции. Слишком уж абсурден, иррационален и сумбурен наш с вами мир для таких прогнозов.
Комментарии
Большинство носителей традции было физически выбито.
Постепенно слой самовосстанавливался... У него на это было почти 40 лет. Много ли это?
И тут наступил сначала Афганистан, потом перестройка, потом 1991год. Это называется "культурный шок", если не ошибаюсь. И шока этого, похоже, слой интеллигенции не выдержал.
Именно интеллигенции, как "касты" носителей моральной традиции. Остались интеллектуалы. А их отличие от интеллигентов -жесткий прагматизм...
Вот и судите сами!
А теперь Шариковы поменяли фамилии на Жириновских, да сели в крякающие мерседесы.
Если это ненормальная интерпретация "интеллигента", то попрошу дефиниций по этому поводу.
Вообще же это слово имеется в очень многих языках, но только в русском к понятию интеллектуальности и образованности прибавляется наличие определенных душевных качеств - чуткости, тактичности, ответственности, способности к рефлексии... Если учитывать эти нюансы, то нынешние времена не уничтожают интеллигенцию, а проверяют ее на прочность. Да, не очень много таких людей. А когда их было много?
Половина проблем - от непонимания терминов. Определите, что вы имеете ввиду под "интеллигенцией". В нормальном понимании само фраза "упадок интеллигенции" - нонсенс.
Назовите божьи заповеди – правилами человеческого общежития и тогда станут понятны требования к интеллигенту : интеллигент хорошо знает, что делать нельзя и проявляет разум чётким отличием добра от зла. Своими знаниями он охотно делится с окружающими.
Иов 28.28. Страх Господень есть истинная премудрость и удаление от зла разум.
Прит 17.15: Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.