«Боинги», курятина, Абхазия, Южная Осетия… Какие еще уступки потребует от Москвы Запад?

На модерации Отложенный

У Михаила Саакашвили нынче большой праздник: сама госсекретарь США Хиллари Клинтон заехала к нему в гости в Тбилиси. И даже сказала там перед лицом толпы журналистов, что Америка «твердо поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии». Приятные эти слова елеем легли на душу грузинского президента, давно уже превратившего свою страну в удаленный придаток Соединенных Штатов, потому все время ожидающего благодарности за службу от американских хозяев.

Хотя эти самые слова Хиллари Клинтон (да и не только она, но и другие люди из американского руководства) говорит уже почти два года – с того времени, как в августе 2008-го Грузия совершила вероломную агрессию против Южной Осетии и была выбита оттуда осетинскими и российскими войсками. После чего и Цхинвал, и Сухуми объявили о выходе из страны, способной давить танками народы, не желающие жить в одном государстве.

Единственное, что делает эти слова американского госсекретаря хоть в чем-то отличными от того, что уже говорилось из Вашингтона в адрес Южной Осетии и Абхазии, – так это лишь то, что они сказаны всего через неделю после дружеского общения президентов США и России на саммите в США. И говорили там о перезагрузке наших отношений и совместных действиях в решении важных мировых проблем.

А также спустя неделю после того, как российский президент в США пошел на крупные уступки американскому, согласившись не поставлять в Иран крайне необходимые тому зенитно-ракетные комплексы С-300, а также снять ограничения на поставки в Россию американской курятины и купить 50 «Боингов». Тогда американский президент угостил Дмитрия Медведева за это гамбургером, подарил компьютер и отменил санкции с четырех российских фирм, которые их даже и не замечали. А еще через считаные часы американская полиция арестовала в США 10 человек, объявив их российскими шпионами.

Вот такая получается американо-российская «перезагрузка» в действии. А теперь еще и Клинтон в Тбилиси требует от нас отказаться от признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии.

Но самым поразительным во всей этой истории является то, что само российское внешнеполитическое руководство после такого афронта заявило: «шпионский скандал» никак не повредит дальнейшей «перезагрузке» отношений России и США. И что американский президент не может влиять на принятие решений американскими «ястребами» в ФБР, которые все затеяли чуть ли не Обаме назло. При этом, по словам наших внешнеполитических деятелей, Россия, которую публично унизили и сразу после саммита обвинили в шпионаже, должна президента Барака Обаму чуть ли не пожалеть, поскольку трудно ему жить среди «ястребов».

На самом деле именно такого рода «перезагрузка» Вашингтону и нужна, и цель ее, скорее всего, дальнейшее и одностороннее унижение Москвы. А также выбивание из нее уступок по всем линиям под вербальные обещания грядущей «гармонии». Давайте на секунду представим себе, что Обама или Буш вдруг приехали в Москву к российскому лидеру и там, в знак дружбы и братства, отказались поставлять по уже подписанному контракту американские ракеты Израилю. А заодно купили бы 50 русских Ту-204 для американских авиакомпаний. И еще сняли бы таможенные барьеры для ввоза в США наших телевизоров. И пусть наутро ФСБ объявит в Москве о захвате 10 американских шпионов… Можно ли такое представить даже гипотетически? В том-то и дело, что нельзя. Невозможно никак!

А вот с Россией это происходит регулярно на протяжении последних 20 лет. Как началась с Михаила Горбачева политика непонятных и бесславных односторонних уступок иностранным партнерам, так до сих пор и продолжается. Хотя уже и страна другая, и президентов сменилось много, а унизительный и вредоносный для нас вектор внешней политики Москвы никак не изменится.

Хотя уже почти всему российскому народу понятно, что именно в результате такой трусливой игры в поддавки Россия превратилась в страну, которая вечно у всех в долгу. Сложилась странная и противоестественная картина: у огромной мощной мировой державы полунищие и ненасытные соседи требуют отдать то Пыталовский район, то Калининград, то Сибирь, то газ и нефть за копейки, то признать казни польских офицеров. Побитая два года назад Грузия хочет, чтоб мы отказались от признания Южной Осетии и Абхазии; Молдова желает, чтобы Москва сдала ей разоруженное и оставленное без защиты Приднестровье да плюс $23 млрд за «советскую оккупацию»; одновременно нищие Литва с Латвией хотят репараций за «оккупацию» уже в размере $100 млрд. А ведь в международных отношениях репарации платит только страна, проигравшая войну! Таджикистан уже хочет, чтобы Россия не только без конца принимала на жительство своих полуграмотных и малоквалифицированных землекопов, но и чтобы ее президент командовал расквартированной в Таджикистане российской 201-й дивизией и использовал ее по своему усмотрению.

Эти примеры множатся каждый день. Причем уже заметен алгоритм: чем хуже живется бывшим советским республикам на вольных хлебах, без прежней неисчерпаемой поддержки СССР, тем активнее наши бывшие братья ищут способы содрать с России деньги, ресурсы, территории и прочее. А с другой стороны, почему бы и нет?

Ведь если встать на их место, то все правильно: раз Россия два десятилетия непрерывно соглашается на все новые требования «партнеров», то, значит, надо продолжать на нее давить. Помните американскую шутку 90-х годов? «Куй железо, пока Горбачев». Она до сих пор актуальна, хотя Горбачев уже давно не у дел.

У некоторых наблюдателей уже создается ощущение, что в американской администрации кое-кто чуть ли не специально выдумывает новые требования к России и загадывает, с какого раза согласится на них российское руководство. И если согласится не отправлять в Иран заказанные и оплаченные им зенитные комплексы С-300, значит, надо не благодарить Москву за это, а сразу же требовать, чтобы она отказалась от Южной Осетии и Абхазии. И тут же добавлять требование отдать Приднестровье. А если и это выгорит, то срочно озвучивать очередное свое желание.

А ведь только один отказ России от подписанного и оплаченного контракта на поставку С-300 в Иран обернется для нас прямыми финансовыми убытками в миллиарды долларов, считая возможные штрафы. Плюс репутация ненадежного поставщика военной техники: кому теперь захочется покупать боевую технику у российских компаний, если они могут по чьей-либо просьбе ее и не поставить в нужный момент? Плюс громадные потери от упущенного рынка для продукции российских птицефабрик, которым теперь составит конкуренцию американская курятина, плюс недополученные заказы российских авиазаводов на новые самолеты. Самолеты для наших авиаперевозчиков будут делать рабочие «Боинга», причем за значительно более солидные деньги. И это – при десятках наших авиазаводов с тысячами наших рабочих, разбросанных по всей стране!

Вот сколько будет стоить России завтрак в «Макдональдсе» с американским президентом. Дороговато, вообще-то, для страны. Еще пару раз так позавтракать, и уже не останется поля для уступок.

А что Россия получила взамен от США? Многолетние обещания помочь нам со вступлением в ВТО? Обещаниями они и остаются, да и слава Богу, а то давно разорилась бы отечественная промышленность. 20 лет подряд Вашингтон обещает Москве отменить печально знаменитую поправку Джексона – Вэника, которая с 1974 года запрещает предоставлять нам режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии. Она была введена, чтобы стимулировать эмиграцию из СССР советских евреев. Давно нет СССР, нет никаких ограничений в эмиграции, а поправка живет, и теперь уже президент Обама обещает ее отменить. И думается, не отменит.

Поскольку суть поправки Джексона – Вэника, которую не отменяют американские законодатели, заключается именно в запрете на передачу России передовых технологий, т. е. того, на что рассчитывают российские лидеры, идя на уступки США. Поправку не отменяют, чтобы не пустить к нам новые знания. Крупным державам новые конкуренты не нужны, неужели не ясно это нашим внешнеполитическим мужам, разрабатывающим предложения президенту?!

Но зато нужны поставщики сырья. Судьба бывших советских республик и стран социализма, оказавшихся суверенными, но нищими государствами, тому пример. Литва, Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия пошли по тому пути, который им был указан иностранными доброхотами, но до сих пор живут в нищете. Надеются лишь на туристов из России, или на транзит российской нефти и газа, или на перевалку грузов для России в своих портах, построенных еще в советское время. Особой финансовой помощи от Запада они не получили, крупные промышленные предприятия, которые у них имелись, быстро захирели.

Зато сегодня граждане этих стран имеют возможность беспрепятственно ездить по странам Евросоюза и занимать там посты сантехников, горничных в гостиницах, водителей такси и иные столь же «престижные» рабочие места. В Лондоне, например, уже складывается впечатление, что все сантехники там – поляки. В Австрии поломойки в гостиницах – сербки и хорватки. Готовы на любую работу, потому что на родине жизнь еще хуже, там разрушено всё.

Недавно во Франкфурте меня вез по городу таксист-болгарин. Поняв, что я – русский, сообщил, что во время социализма работал инженером на атомной станции Козлодуй на Дунае, которую построил СССР. Говорит, что только сейчас, по 10 часов в день крутя баранку, понял, как прекрасно жил при прежней системе. «Атомная станция была классная, вырабатывала дешевую энергию, зарплата была высокая. Потом пришел капитализм, чиновники из Евросоюза сказали, что Болгария – европейский огород, должна огурцы выращивать, а не атомную энергию вырабатывать. Новые хозяева станцию объявили неэффективной и устаревшей, из 6 реакторов закрыли 4, людей уволили. Сейчас вроде бы опять 2 реактора собираются пускать, потому что электричества Болгарии не стало хватать без Козлодуя, да сделанного не воротишь!»

Так что пришла пора российским лидерам перестать обсуждать со своими «партнерами» предложения типа «откажитесь от Абхазии, от Южной Осетии, отдайте Приднестровье, дайте $100 млрд за оккупацию»! Всё, хватит, эти вопросы не должны даже ставиться в повестку дня переговоров! Их для России не существует, они Россией не обсуждаются.