Конфискация для наркомана.
На модерации
Отложенный
Российские власти решительно настроены конфисковывать как можно больше. Правительство внесло в Госдуму законопроекты, предлагающие расширить перечень статей Уголовного кодекса, грозящих лишением незаконно нажитого добра. Под ударом — наркобароны, а также банкиры, риелторы, адвокаты.
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, выступая на днях в Госдуме, обещал ужесточение уголовного законодательства за преступления, связанные с производством, хранением и распространением наркотиков. Сказано — сделано. Соответствующий законопроект внесен в парламент от имени правительства.
Совершение преступления в состоянии наркотического опьянения будет считаться отягчающим вину обстоятельством (про нарушивших закон в состоянии алкогольного опьянения в УК особо прописано уже давно). Под конфискацию смогут попасть и те, кто обвиняется в незаконном производстве, сбыте или пересылке прекурсоров (веществ, из которых изготавливаются наркотики). В пояснительной записке к законопроекту говорится, что только за 2008 год правоохранительные органы ликвидировали более 1600 нарколабораторий и изъяли более 15 тонн прекурсоров, причем на 150 промышленных предприятиях России в больших объемах производятся такие прекурсоры, как ацетон, этиловый эфир, серная и соляная кислоты, ангидрид уксусной кислоты. При этом незначительные меры ответственности за незаконный оборот этих веществ “создают предпосылки для их утечки из легального оборота”.
Еще одной серьезной проблемой, по мнению ФСКН, является “недостаточная дифференциация для целей УК размеров наркотиков, находящихся в незаконном обороте”. Сейчас уголовная ответственность наступает за незаконный оборот начиная с 0,5 грамма (“крупный размер”). “Особо крупным” считается незаконный оборот более 2,5 грамма наркотика. Получается, утверждает пояснительная записка, что ответственность за сбыт 2,5 грамма героина аналогична ответственности за сбыт 10 кг того же наркотика. Предлагается перейти к 3-звенной системе дифференциации уголовной ответственности: значительный, крупный и особо крупный размеры. Соответственно ужесточатся и наказания. Сроки лишения свободы для позволивших себе незаконные операции с наркотиками в особо крупных размерах увеличатся на 5 лет.
Какое количество наркотиков следует считать особо крупным — определит правительство.
Аналогичный подход (3-звенная система дифференциации) предлагается и к определению ответственности за контрабанду наркотиков. В действующем УК ответственность за такое преступление вообще не зависит от объема незаконно ввезенных или вывезенных наркотиков. Законопроект, очевидно, готовился до подписания документов о создании Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, потому что в тексте статьи о контрабанде наркотиков по-прежнему есть понятие “таможенная граница”, которой между Россией и Казахстаном, к примеру, теперь нет. Видимо, соответствующие поправки внесут при подготовке ко 2-му чтению.
ФСКН предлагает ужесточить и Кодекс об административных правонарушениях. В частности, за употребление наркотиков или психотропных веществ без рецепта врача в общественном месте гражданину будет грозить не только штраф (от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей), но и административный арест на срок до 15 суток.
Практически одновременно правительство внесло в Госдуму подготовленный Минюстом законопроект, направленный (по крайней мере, так говорится в пояснительной записке) на “предупреждение и предотвращение совершения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем”. Число преступлений, связанных с легализацией имущества, растет год от года. По статистике, в 2006 году правоохранительные органы выявили таковых 8 тысяч, в 2007 году — более 9 тысяч, в 2008-м — 8,5 тысячи, а в 2009 году рост преступности по статье 174 УК составил 11%. Конфискация в международном праве считается одним из наиболее действенных способов борьбы с легализацией имущества. Сейчас Уголовный кодекс допускает конфискацию лишь в отношении добра или денег, незаконно нажитых непосредственно преступником. Но доход от такого имущества могут получать и другие лица. Про них уже есть в УК отдельная статья, но осужденные по ней конфискации не подлежат. После принятия внесенного законопроекта — будут подлежать. Судя по всему, речь может идти о банкирах, риелторах, адвокатах, брокерах, помогающих преступникам отмывать незаконно нажитые деньги и имущество, зная о том, что эти деньги и имущество нажиты незаконно.
Комментарии