
Виталий Буркин
http://bkpartners.net/
www.facebook.com/burkin.vit
Наверное, каждый житель республики слышал о такой организации как Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан. Фонд имеет статус государственного унитарного предприятия, то есть финансируется и контролируется республиканской властью. Если верить официальным республиканским СМИ, фонд является чуть ли не самым надежным игроком на рынке долевого строительства, внедряет различные льготные программы, а дольщик, заключивший договор с фондом, полностью застрахован от всякого рода серых схем, используемых другими застройщиками.
Надо сказать, что лучшего способа заманить клиента и не придумаешь: строительный рынок переполнен частными застройщиками, которыми придумано множество способов обойти закон о долевом строительстве, и государственная организация, когда гарантом законности выступают сами власти республики, кажется наиболее надежной. Из многочисленных рекламных объявлений следует, что фонд строит и реализует жилую и коммерческую недвижимость, указаны телефонные номера отделов реализации.
Казалось бы, все просто и понятно - строительная организация, за которой стоит правительство и бюджет республики, по определению не может обходить федеральный закон о долевом строительстве. А ведь этот закон для дольщика является едва ли не единственной защитой от сомнительных схем, число жертв от которых в стране идет на миллионы. Но безупречность фонда только кажущаяся. Что же выходит на деле?
Придя в отдел реализации жилья фонда, вы сможете убедиться, что своему названию отдел не соответствует. Оказывается, фонд жилищного строительства республики реализацией рекламируемого жилья не занимается. Сотрудник фонда вежливо примет вас, посчитает примерную стоимость одного квадратного метра, а затем, как ни в чем не бывало, порекомендует для покупки квартиры обратиться в другую организацию, название которой жилищно-строительный кооператив. У нормального человека немедленно должно возникнуть три резонных вопроса: причем здесь кооператив, то есть совершенно другое юридическое лицо, почему фонд рекламирует продажу жилья от своего имени, если собственником дома является некий кооператив, и откуда в этом случае сотрудники фонда могут знать стоимость квадратного метра?
Разумеется, что рядовому сотруднику фонда ответы на эти вопросы знать не положено, поэтому он ничего вразумительного сказать не сможет. Логичным действием будет обращение в ЖСК, названный сотрудником фонда. Там выяснится, что кооператив действительно имеет право на строительство дома и реализацию квартир, вам скажут и приблизительную стоимость квадратного метра и условия вступления в кооператив.
Следует напомнить, что жилищно-строительный кооператив - это добровольное объединение граждан, созданное для строительства дома на земельном участке, владельцем которого является этот кооператив. Строительство осуществляется на паевые взносы его членов, вопрос об объеме финансирования, а, следовательно, о стоимости квадратного метра, а также все другие вопросы, связанные со строительством, определяются общим собранием членов кооператива. Каждый из них несет риск за принятые решения в пределах своего паевого взноса. Другими словами, вся забота о строительстве дома ложится на плечи каждого члена кооператива.
Соответственно, нет никаких договоров долевого строительства, подлежащих государственной регистрации, никакого права залога на строящийся дом, а самое главное, совершенно никакой ответственности застройщика перед дольщиками, которая предусмотрена законом о долевом строительстве. Этот закон на жилищно-строительные кооперативы вообще не распространяется. Подвох еще и в том, что стоимость жилья для члена кооператива во время строительства может неоднократно повышаться, и проверить обоснованность роста цен очень проблематично.
То есть руководители таких кооперативов имеют прекрасную возможность для извлечения в ходе строительства доходов, в том числе, незаконных, исчисляемых десятками и сотнями миллионов.
Словом, создание ЖСК - это легальный способ полностью обойти требования федерального закона о долевом строительстве, по которому застройщик поставлен в очень жесткие рамки.
Теперь вернемся к фонду. Как мы выяснили, фонд жилищного строительства рекламирует продажу недвижимости в домах, право реализации де-юре которой принадлежит совершенно иным юридическим лицам - различным кооперативам. При этом, как следует из информации, размещенной на официальном сайте фонда, земельные участки, на которых кооперативы строят дома, городской администрацией изначально переданы в аренду именно фонду, фонд же и является застройщиком этих домов, им же разработаны проектные декларации.
Зачем же в таком случае нужен кооператив? Его роль можно определить так: сбор денег у населения, суммы которых можно устанавливать почти произвольно, и защита Фонда жилищного строительства от каких-либо обязательств перед дольщиками, какие возникли бы при соблюдении закона о долевом строительстве. С помощью «своих кооперативов» фонд может сколь угодно диктовать условия дольщикам, повышать стоимость квадратного метра, а самое главное, извлекать черные доходы. Ведь при такой схеме, граждане, вступившие в кооперативы, фактически лишены возможности влиять на эти процессы.
Комментарии