Китайцы вынесут все

На модерации Отложенный
Китай сейчас — главный торговый партнер России.

Кимканское месторождение — это 2,6 кв. км грязи посреди бескрайних березовых и кедровых лесов Биробиджана.

Как и во многие другие места в Сибири, добраться сюда на автомобиле не просто. При этом буквально под ногами здесь находятся такие залежи железной руды, каких хватит для изготовления сотен миллионов автомобилей. Именно этим объясняется интерес к Кимкану со стороны китайских государственных лиц и крупных бизнесменов, проявляющийся, несмотря на давнее взаимное недоверие между граничащими здесь Россией и Китаем.

В этом году делегация Промышленного и коммерческого банка Китая прилетела в Кимкан на вертолете, чтобы побеседовать с руководителем работ, Виктором Рябовым, который рассказал им о размерах подземного богатства.

«Я стою на миллиарде тонн железной руды», — заявил Рябов китайским гостям. Это заявление их так впечатлило, что они предложили начать сотрудничество немедленно.

Исход этой встречи типичен для охватившего Биробиджан делового бума. Российские компании торопятся заключать сделки на поставки на необъятный китайский рынок сибирских ресурсов, в том числе железа, угля и древесины. Еще одним, все более востребованным товаром, поставляемым из Сибири в Китай, становится российская нефть

Для остро нуждающегося в сырье Китая сухопутные поставки российских металлов и нефти имеют огромное значение. Именно за счет приграничной торговли, объем которой в 2009 году достиг $39,5 млрд, Китай в начале прошлого года вышел на первое место среди торговых партнеров России, обогнав Германию.

В прошлом году российский Дальний Восток оказался единственным регионом в стране, объем инвестиций в котором вырос. Мрачная репутация таких мест, как Сибирь и Маньчжурия, названия которых в прошлом ассоциировались в первую очередь со ссыльными, заключенными и бесконечными болотами, меняется на глазах.

«Россия и Китай составляют идеальную пару, — пишет в своем докладе главный стратег инвестиционного банка «Тройка Диалог» Кингсмилл Бонд. — Россия обладает необходимыми Китаю ресурсами, а у Китая накопились излишки капитала, которые могут очень пригодиться в России».

Китайский банк, делегация которого побывала в Кимкане, сейчас ведет успешные переговоры о предоставлении горнодобывающей компании «Петропавловск» кредита на сумму в 400 млн долларов для начала добычи руды.

Запасы, размер которых назвал Рябов, сосредоточены в Кимкане и еще одном месторождении, расположенном севернее, и их должно хватить на примерно сто лет добычи.

Александр Винников, в прошлом местный партийный руководитель, а ныне губернатор Еврейской автономной области, лишь в 1987 году сумел добиться от Москвы разрешения на открытие паромного сообщения через Амур.

Сегодня Винников — активный сторонник строительства крупнейшего современного железнодорожного моста через Амур в районе поселка Нижнеленинское. По этому мосту железная руда с Кимкана пойдет на китайские металлургические предприятия.

Еще более масштабным является проект транссибирского нефтепровода, который сейчас прокладывается через густую тайгу. Строительство должно завершиться в 2012 году, после чего в Китай по трубам начнет поступать 1 млн баррелей нефти в день. С вводом в строй транссибирского трубопровода, а также месторождений на острове Сахалин, разрабатываемых компаниями Exxon Mobil и Royal Dutch Shell, доля азиатских стран в общем объеме экспорта российской нефти достигнет примерно 25%.

Сейчас российская нефть поступает в Китай по сухопутному маршруту через Среднюю Азию по трубопроводу, тянущемуся из Казахстана. Ввод нового нефтепровода из России будет означать для Китая важный этап в решении стратегической задачи диверсификации источников нефти и снижения зависимости от ближневосточных поставщиков.

Тем временем на российском Дальнем Востоке китайские компании берут в аренду крупные участки сельскохозяйственных земель. Русские уезжают из этих мест, земли пустуют и обрабатывать их приглашают китайских мигрантов. На сегодня площадь арендуемых китайскими компаниями участков составляет 343 гектара.

По сравнению с весьма скромными доходами, которые до сих пор приносили этому региону рыболовство, сельское хозяйство и оборонная промышленность, торговля с Китаем обещает сверхприбыли.

Алексей Карсканов, директор принадлежащего компании «Петропавловск» золотого прииска, с трудом пробирается на своем джипе по грунтовой дороге, чтобы показать гостям гигантский разрез, в котором в год добывается четыре тонны золота. На разрезе работает китайское горное оборудование, а грузовиками китайского производства управляют китайские шоферы, которые трудятся здесь по временным контрактам.

«Китай наш сосед, — говорит Алексей Карсканов. — У нас есть нечто нужное соседу, так почему бы нам ему это не продать?»