Второе дыхание язычества

На модерации Отложенный

 

 

На моих глазах прошло 20 лет развития языческого движения. Считаю необходимым поднять вопрос о состоянии и перспективах развития современного языческого движения в России. Есть ощущение упадка, потери смыслов и перспектив, сильного расхождения высоких слов и дел в нашем языческом движении. Речь веду о русском язычестве, отделяя его от язычества (родноверия) других славянских и неславянских народов. Но проблема – общая для всех языческих коренных народов России, и решение проблемы вижу одно. Нам всем необходимо второе дыхание в развитии языческого движения.

Часто вновь приходящие в родноверие люди задают вопрос: есть ли у нас общие цели, почему мы так разъединены между собой, почему бы всем не побрататься. Действительно, у нас есть немало общих целей: восстановление исторической справедливости в отношении языческих верований, защита священных мест, правовая защита язычников, формирование положительного общественного мнения о нас, просветительская работа. Но есть и такие цели, которые делают невозможным стратегический союз.

Могут ли объединиться те, для кого целостность России и восстановление  социальной справедливости есть  одна из первых задач, с теми, для кого первейшая цель – создание панславянского государства, хотя бы и ценой распада или гражданской войны в России? Или с теми, кто позволяет на своих обрядах  кричать "Хайль Гитлер!", одобряет убийства на почве расовой и этнической ненависти или закрывает глаза на участие подобных экстремистов в наших обрядах? Или с теми, кто калечит историю собственной страны, традицию, выдавая свой вымысел за исторический подлинник? Это не риторические вопросы. Как только новое объединение язычников оформляется, начинает искать  собратьев по вере-мировоззрению – эти вопросы становятся сугубо  практическими.  Также и для отдельного язычника ответы на эти вопросы дают понимание, где для него есть свои, а где – чужие.

Когда-то нас было мало, и мы радовались любому новому человеку в язычестве, не желая отпугивать новых людей такими вопросами, полагая, что время рассудит, экстремисты сами уйдут из язычества. Теперь нас достаточно много и будет становиться еще больше под влиянием моды и еще более под влиянием отторжения  народом очевидной церковно-государственной профанации и коррупции. Вопрос качества нашего движения только обостряется. Пора научиться принципиальной оценке того, что происходит внутри родноверия. С усилением антиэкстремистских мер многие научились дипломатии. Идеологические и мировоззренческие отличия прячутся от внешнего взгляда, а на этом фоне побеждает стадный эффект, красочное и массовое зрелище становится более важным для многих, чем смысл.   Чтобы современное язычество открыло второе дыхание, необходимо принципиальное размежевание в языческом движении по принципам. Вопрос качества языческого движения сегодня существенно важнее его количественного роста.

Открытие второго дыхания в языческом движении, на мой взгляд, требует четкого выбора «своего» язычества:

1) религиозного и традиционного вместо псевдо-религиозного смешения оккультизма, обрядоверия, эвгемеризма и… атеизма;

2) принимающего универсальный космический нравственный закон (Совести, Правды, Роты) вместо морального релятивизма;

3) следующего идеалам народничества, братства и социальной справедливости вместо национал-жидоборчества, национального сепаратизма и вождизма;

4) побуждающего саморазвитие личности и возрождение семейно-родового лада вместо разрушающего семью и общество культа индивидуализма и гедонизма;

5) принимающего равноправное сотрудничество с природой вместо господства над ней;

6) распространяющего традиционную культуру через семейное воспитание-образование детей вместо подчинения своей жизни и жизни своих детей духу потребительства и холуйства;

7) принимающего служение России, народу и семье-роду как духовный путь вместо замыкания в комфортной религии самодостаточности и вседозволенности;

8) признающего вселенское предназначение человека в сотрудничестве с Богами вместо ограниченности узконациональными задачами и антропоцентризмом.

Увы, сегодня в сознании у многих язычников и во многих языческих объединениях наблюдается «каша-мала», доминирует идея всеядности: живи как хочешь, прославляй кого хочешь, понимай язычество как желаешь, делай все, что можешь, ибо ничто тебе не запрещено, всё разрешено. Отсутствие положительного отбора в языческих объединениях по качеству, нравственному состоянию людей может приводить к деградации. Мы не можем успокоить себя сравнением, что в РПЦ всё гораздо хуже, чем у нас. Чтобы зажечь большую краду на Купалу, надо грамотно ее сложить, уложив в глубину ядро из сухих веток. Иначе крада или не загорится, или быстро прогорит снаружи, так и не зайдясь огнём изнутри. Также и с общественным движением: требуется ядро людей, способных к высокой согласованности идеалов и практики, - тогда оно «разжигается» и достигает поставленных целей. Если же речь идет о духовном  движении, то оно должно быть способным ставить перед собой сверхцели, находящиеся за гранью сегодняшних возможностей. Наше же движение напоминает большую купальскую краду, в которой много больших, но мокрых и гнилых дров, краду поливают бензином, чтобы она загорелась, от нее дурно пахнет, бензин быстро прогорает по поверхности, а крада так и не зажигается.

Вот пять направлений действия на пути к открытию второго дыхания язычества. Приглашаю к обсуждению предложенных идей.

Первое – религиозный порыв. Пора поднять голос религиозным язычникам, которые признают существование божественных разумных форм жизни, признают Богов как личностей. Подумайте, за все время развития и роста численности языческого движения в стране как было всего несколько религиозных языческих групп, так и не прибавилось ни одной, скорее их даже стало меньше. И в этом есть ответственность тех "языческих авторитетов", которые долго внушали массам, что язычество - это только мировоззрение, но никак не религия. При этом эти «авторитеты» на обрядах не раз обращались к Богам.

Религиозный порыв язычников к общению с Богами, порыв к религиозно-языческому служению необходимо очистить от мишуры эгрегоров, архетипов, эвгемеризма, потребительства, драмтеатра и материалистического обрядоверия. Долой вранье перед Богами и людьми! Если Боги для вас не личности, не надо делать вид на обрядах, что вы к ним обращаетесь как к живым и разумным существам, как к родичам. У принципов, начал, эвгемеров, эгрегоров, архетипов нет способности мыслить и смеяться, как у Богов-личностей, да и не родичи они вам! И способностей помогать вам по сознательному выбору и творить вместе с вами у них нет. Хватит слушать сказки, что религия – плод страха и невежества. Религия – это связь божественного и земного, чудесного и обыденного, а также живущего, умершего и еще нерожденного. И это - опиум только для тех, кто утратил чувство любви к жизни и здравый смысл, стал рабом власти или собственного фанатизма.

Русское язычество рождается из любви к живому и одухотворенному миру, из восхищения перед его красотой и чудесностью. Русское язычество рождается из благодарности и любви к предкам, к своему роду-семье, к Земле-Матери, из чувства родства и сопричастности к каждому живому существу. Русское язычество рождается из любви к Жизни, к Природе, к своему Народу, из желания сохранить и продолжить свой род. Такова наша традиция, которая тождественна тому, что мы видим в наших сказках, песнях и обрядах.  Это и есть религиозно-языческое отношение к миру.

Мы делаем выбор в пользу религиозного язычества, т.е. признаем:

- волшебность окружающего нас мира,

- смерть как переход между разными формами бытия души,

- возможность разумного и нравственного поведения у жизней отличной от нас природы,

- присутствие Богов-сверхличностей в природе, обладающих несравнимым могуществом в знании природных сил и способностью быть в ладу с ними.

На этом пути мы можем освободить страну от господства авраамизма, лжи и воровства в законе. Чтобы вытащить страну и народ из позорного состояния, в котором они находятся, требуется, воистину, чудо. Требуется чудо, чтобы вывести страну на путь социальной справедливости и экологически обоснованного развития, отказавшись от игры в догонялки-перегонялки с Западом, открыв миру путь к экологической цивилизации. Мы можем сделать его, совершив религиозный порыв культурного и политического служения своему народу.

Второе – нравственное очищение. Требуется четкое размежевание по этическим вопросам.  У нас многие путают понятия "добро" и "зло" с пользой и вредом. Что для одного есть польза, то для кого-нибудь другого – вред, на этом основании делают вывод об относительности добра и зла. А значит, – идут некоторые в своих выводах дальше, – в язычестве можно убивать и воровать, а что не запрещено, как в Библии, – тогда разрешено. Некоторые из руководителей языческих объединений, связывая подобную относительность  с Темным (шуйным) путем, на публике лицемерно заявляют о приверженности принципу "Живи по совести". Вот так мы и получаем "мальчиков с горящими глазами от родноверия", убивающих «косоглазых», взрывающих рынки или церкви. Они считают, что в язычестве нет запретов на убийство, это такая удобная религия, где тебе всё разрешено, что ты захочешь. Велеса на этом пути приравнивают то к Чернобогу, то к Сатане, то к Трикстеру...

Все это весьма далеко от русского языческого духа, от тех идеалов добра, социального и мирового совершенства, которые присутствуют в наших родных волшебных сказках и былинах, в народном фольклоре.

В 2006 году на конференции марийских язычников «Пути развития человечества в III тысячелетии» в решениях конференции по предложению моему было принято: жизнь, разум, нравственность, данные в разнообразии форм – такие же неотъемлемые изначальные качества материального мира, как и движение, пространство, длительность.  Совесть – абсолютное мировое начало, связующее все живое и божественное в этом мире; это универсальный язык оценки нравственной состоятельности, достоинства. Марийцам, чувашам, татарам, осетинам язычникам – это ведомо, тогда как многие наши язычники-родноверы предпочитают моральный релятивизм. У кого совесть не дремлет, тот сможет отличить добро от зла и не будет их смешивать в постмодернистском духе относительности всего и вся.  Добро, как этическая категория, в отличие от обывательской пользы, – это стремление к нравственному идеалу и совершенству, тогда как зло  – это препятствие в осуществлении этого идеала, отступление от него.  Невозможность осуществления идеала не останавливает нашего стремления приблизиться к нему даже через невозможное. Так воин, оставшийся на поле боя один против многих врагов, скажет себе, что «один в поле воин», и примет бой. И человек, который видит несправедливость Бога, может вызвать его на бой. И если Правда с ним, то он может рассчитывать на победу.  Правда – это личностно осмысленная, ставшая частью нашей личности и частью общественной жизни истина. Русский человек, живущий в Традиции, стремится к Правде и Справедливости, это составляет смысл его жизни, это он стремится продолжить в своем роде и в окружающем мире.

Нам требуется качество и сверхкачество людей, которые приходят в языческие объединения. Мы обязаны научиться достигать возгонки этих качеств среди язычников. При этом язычество может стать тем образом жизни, который ведет к личному успеху, здоровью и благополучию семьи.

Третье – проект мирового язычества. Полагаю, что наша сверхцель – возродить русский дух в его вселенском качестве, неограниченный этническими границами или Россией, способный к осуществлению идей нового справедливого мирового экологического порядка. Это включает и защиту Земли-Матери от угроз техногенного удушения и возможных космических опасностей, и распространение земной жизни и разума в космосе, и переход к автотрофному существованию и преодолению антропоцентрического зазнайства в отношениях с другими формами жизни, и разделение родовой ответственности со всеми, кто жил до нас и будет жить после нас. В этом наша преемственность с высшими достижениями русского духа XIX и XX веков. И не случайно, что национал-политические проекты (например, панславянский, расовый, фашистский, жидоборческий…) в язычестве сегодня потерпели провал - они нарушают преемственность русского духа. Другие народы России и мира ждут от нас, русских, пассионарного вызова миропорядку алчности и наживы, ждут, когда мы их поведем за собой к новой России и к новому миру. Но вместо этого часто видят дурные примеры со стороны русских, упадок силы духа и сплоченности, а значит, делают они вывод: надо искать других лидеров на стороне. Но когда есть взаимное понимание коренных языческих народов России  в основных языческих идеалах, то возникает единство целей – вместе вывести Россию из беды, сохраняя ее целостность. Под таким решением подписались марийские язычники вместе со «Славией» на марийской конференции в 2006г. Принимая высокие этические идеалы, мы обязаны предложить народам России и мира язычество как мировой проект, предполагающий сбережение биосферы, всего многообразия культур и народов мира.

Наши экологические идеи сегодня востребованы на мировом уровне, и это дает нам шанс на широкую общественную поддержку. Высказываемые на научных конференциях и в публикациях «Славии» проекты о справедливом и экологичном жизнеустройстве, в котором Мать Земля обретает достоинство и права как одушевленное существо, нашли полное понимание у коренных народов (не только языческих!) на международном уровне. 22-23 апреля 2010г. в боливийском городе Кочабамбе по инициативе президента Боливии Эво Моралеса (представитель южноамериканского индейского племени с живой языческой традицией) прошла Всемирная Народная Конференция по Изменению Климата и Правам Матери-Земли. Организации Объединенных Наций от имени конференции предложено принять Всеобщую декларацию прав Матери-Земли, которая вводит в правовое международное поле понятие «права Матери-Земли», «права форм жизни» (под «формами жизни» имеются ввиду горы, реки, леса, биогеоценозы и другие природные объекты). Конференция подчеркнула особую роль коренных народов, их знаний и традиций, общинного образа жизни в защите прав Матери-Земли. Подробнее о конференции см. на сайте -  http://cmpcc.org/, вариант перевода проекта Всеобщей декларации прав Матери-Земли и обсуждение проекта – см. по адресу http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=3396

Именно упадническо-потреблятский дух ведет Россию к саморазрушению. Можно временно замкнуться в удобном мирке комфортной религии, но его рано или поздно разрушит жирная лапа бизнеса или коррумпированного чиновника. Сегодня в России нет ни одного рода-семьи, не пострадавших от продажной государственной политики. Русское язычество не может не быть политической религией, мы не имеем права прятаться в кустах, когда страна гибнет. Но пора вырасти из национал-политических штанишек 90-х, из жидоборческих заворотов мозгов, из потреблятского лозунга «Россия для русских». Последний лозунг поддерживает сегодня почти 27% населения в Москве (18% по России), хотя очевидно, что это лозунг потреблятов и гедонистов. Мать Земля – священна, и Россия – это богиня, как было точно сказано в «Русском языческом манифесте» (1997). Кто принимает русский языческий дух, тот никогда не скажет «Россия для русских», потому что русские живут и дышат Россией-Землей, служат ей душой и делом. Не она существует для нас, а мы для неё. Через нас она живет, и умрет она только с утратой русского духа. Когда здравую мысль «Государство для народа» национал-шовинисты заменяют на лозунг «Россия для русских», - это производит Кривду. У русского народа есть вселенский смысл бытия. И он оказывается много большим, чем жизнь в модели "Россия для русских". Этой идеей сам дух России унижают и приравнивают к продажной государственной бюрократии. Так что идея служения России замещается потреблятским требованием к ней обеспечить только лишь комфорт. Плюс, идея служения государства народу исчезает за национал-шовинистической страстью к подавлению других народов.

Национал-политический проект «Россия для русских» становится инструментом в руках продажной власти, смещая народное сознание в сторону ложных смыслов: будто бы поставив везде русских к руководству, мы автоматически решим проблему благополучия если не для всех, то для себя. Но проблема-то не сколько в том, кто руководит страной, сколько в нашей с вами способности принудить власть исполнять обязанности перед Россией и ее народами. Наша собственная неорганизованность, упадничество, жажда потребления, холуйство, леность, моральный релятивизм, трусость – все это приводит к власти тех, кто садится нам на выю и пьёт нашу кровь.

Когда служение Матери-Земле и России будет воспринято как религиозный долг и каждый будет вносить свою лепту делом или хотя бы десятиной в это служение, - неисчерпаемые силы Земли-Матери сделают возможным чудо. Как парализованный Илья Муромец поднялся с печи и наполнился богатырской земной силой, так и русский народ встанет за нами, и другие народы России и мира пойдут за нами. Только сперва мы должны кристаллизовать  в язычестве ядро, принимающее религиозную веру в Богов-личностей, высокие нравственные требования к себе, служение Матери-Земле и России как свой религиозной долг. Это станет основанием возрождения русского духа, создания мощного всероссийского объединения язычников России всех ее народов, подготовки новой государственной элиты для страны, принимающей идеалы-ориентиры развития, вдохновляющие народ на стяжание Правды и Славы.

Четвертое – преемственность традиции в детях. Второе дыхание язычества задохнется без образования и воспитания собственных детей в языческой традиции, в духе служения нашему народу и России. Но мы сами сперва должны дать детям пример этого поведения, поэтому это – четвёртый шаг.

Многие из нас мечтают приблизиться к идеалу общинности. Но как в современных условиях мегаполиса создать предмет общинного труда? Образование и воспитание наших собственных детей – это важнейший совместный труд, через который могут возрождаться общинные отношения. Эту идею давно реализуют семьи хиппи и семьи индианистов, создавая палаточные летние лагеря с детьми и реализуя другие совместные семейно-образовательные программы. И это при том, что их сегодня меньше, чем язычников. Нас же только по Москве не менее 10 тысяч человек, а если учесть всех наших сторонников и сочувствующих, то и все 100  тысяч будет. И лишь малая часть из нас воспитала своих детей в языческом духе. Между тем, у нас есть профессиональные ученые и педагоги, способные дать качественное образование и воспитание  детям на уровне лучших школ Москвы. Полагаю, что на сегодня в Москве можно найти несколько тысяч детей из семей язычников, а также из семей экологистов, анастасийцев, хиппи, индианистов, анархистов и других неформалов, стремящихся к созданию собственной культурно-образовательной среды для детей, не подчиненной государственной системе дебилизации детей. Такой плотности язычников в Москве и близких нам по мировоззрению людей достаточно, чтобы создать несколько семейных детсадов или даже школ.

Только решив проблему устойчивой передачи собственных языческих ценностей, религиозной традиции мы сможем честно себе сказать, что языческая традиция восстановлена на Руси.

Пятое – повышение качества жизни язычников, принимающих идею общественного и духовного служения. Язычество как образ жизни должно совместить в единое целое рост духовного сознания, общественную активность, личный успех и счастье. Кто отдает себя служению общему благу в сотрудничестве с Богами – тот достоин их содействия в достижении личных целей и благодарности со стороны людей и природы.

Язычество гармонизирует стремление к личностному успеху и долг служения общему благу. Противопоставление же личных интересов общему делу приводит к двум противоположным крайностям: «Ты никогда не сможешь наладить свою жизнь в стране, в которой доминирует дух саморазрушения и алчной наживы любой ценой. Надо сначала вывести страну из беды, не исключая жертвы благополучием или самой жизнью, а потом уже думать о личном», – или наоборот: «Ты ничего не можешь толкового сделать для других, пока не наладил жизнь для себя. Поэтому надо жить «здесь и сейчас» для себя и своей семьи, а проблемы страны решать после того, когда свои проблемы научишься решать». Не случайно мы видим так много язычников-индивидуалистов, которые чураются вступать в какие-либо объединения. Языческое объединение будет востребовано людьми, если станет школой, открывающей человеку глубокое понимание взаимосвязей личного, общественного, вселенского и пути практического достижения личного счастья и общественного блага. Создание и распространение опыта таких школ-объединений – важнейшая задача волховского служения.

Совместное воспитание и образование детей в языческих объединениях – один из примеров получения кооперативного выигрыша, сочетающего решение личных и семейных проблем с общественным благом. Искусство такого взаимоусиления (положительной обратной связи) достижения личного и общественного блага – необходимое условие качественного преобразования общества на пути к экологической цивилизации.