Неизвестная война
На модерации
Отложенный
Интересное замечание героя Кавказской войны и генерал русской армии Д. В. Пассек:
"Все известные предводители горцев были авары, все важнейшие предприятия, даже в Чечне, начинались и совершались аварами."
Военная история грузинского гренадерского Е. И. В. Великого князя Константина Николаевича полка, в связи с историей Кавказской войны. Тифлис: Типография Молякова, 1865.
Кто и зачем в России скрывает правду о войне на Северном Кавказе в 19 веке?! Это была самая длительная война , которую вела когда либо Россия ! Почему в учебниках истории об этой войне ничего не пишут?!
В этом году исполняется 140 лет со дня ухода из жизни третьего имама Дагестана Шамиля. В связи с этим Дагестанская региональная общественная организация " Ахульго" выступила с инициативой объявить 2011 год годом имама Шамиля.
Шамиль родился в 1798 году в селении Гимры (Дагестан). Шамиль глубоко изучил мусульманские религиозные сочинения, риторику, жизнь горцев, слушал курсы философии, законоведения. Он владел арабским, турецким и многими языками Дагестана; знал поэзию и все отрасли арабской науки того времени. Шамиль имел все качества , которые были необходимы для того, что бы быть руководителем национально - освободительного движения горцев против угнетателей, колонизаторов, главой государства - имамата. Выдающийся государственный деятель, мудрый законодатель, умелый организатор, бесстрашный воин, талантливый полководец, умный правитель, большой ученый арабист, исламовед; преданный своему народу, делу свободы горцев, непримеримый к произволу и беззаконию, ненавидящий несправедливость, скромный, заботливый, добрый, имевший огромный авторитет среди горцев и многих русских, весьма строгий в вопросах дисциплины и порядка.
Летом 1835г. на съезде представителей обществ имамом был провозглашен Шамиль (имам - в переводе с арабского означает, руководитель, глава). Имя Шамиля, как лидера движения горцев Северного Кавказа, в течении 30 лет (из них 25 в качестве имама) руководящего героическим и упорным сопротивлением последних против грозного и несомненно могущественного врага - царизма, обладавшего огромным количеством вооруженнных сил, стало широко известным на всех континентах мира, во всей России, во Франции, в Польше, Венгрии, Германии, Великобритании, США, Австралии, Турции, Египте, и других странах.
Только цари и их сотрапы, чьи воиска громил Шамиль, царские идеологи - монархисты, великодержавные шовинисты давали (впрочем не всегда) отрицательную оценку Шамилю - в своих интересах, чтобы умолить или подорвать авторитет его в глазах горских масс.
Император Александр второй считал Шамиля главным виновником борьбы горцев против царизма.
В письме Николая первого к графу Воронцову содержится следующая оценка личности Шамиля и его деятельности: " Различные племена, населяющие Кавказ, не знали единой власти, доколь не явился среди них изувер, который хитростью, коварной и звериной жестокостью не принудил всех признать, ежели не волей, то страхом, его единое над сабой наличее и которому ныне, слепо повинуясь, почти все племена составили одно сильное, враждебное против нас целое, с которым бороться прежних ни сил, ни способов не стало".
В соотвествии с такой оценкой в официальных документах царских генералов, чиновников, сочинениях царских идеологов, военнослужащих Шамиль наделялся самыми отрицательными чертами, его называли "тираном", "жестоким", "обманщиком" и т.д.
Царский генерал Головин, которому Шамиль наносил не одно поражение, писал : " У нас никогда не было такого опасного и дикого врага, как Шамиль... Он окружил себя слепо исполняющими его волю людьми. Неизбежная смерть ожидала всех, кто попадал под его святое подозрение, что хотят свергнуть его власть... Заложников убивал беспощадно... Об истреблении его ужасного деспотизма мы должны подумать в первую очередь".
Распускались слухи что Шамиль воюет в интересах Англии и Турции. Как утверждает профессор Н.А. Симонов, никакой помощи от Турции Шамиль не получал, а когда же турецкие воиска " появились в захватнических целях на Кавказе, Шамиль был готов присоедениться к ним ради борьбы с Россией, не как наемник, а как союзник и равный партнер".
Царский идеолог, историк Н. Дубровин говорил, что Шамиль применял строгие меры наказания по отнашению к лицам, "изъявившим покорность к русским" (т.е. к горцам предателям, как будто предатели заслуживали снисхождения!), нарушал коран. В тоже время автор вынужден признать, что чеченцы пригласили Шамиля, что бы он возглавил их борьбу против русского оружия, организовал их энергичную деятельность и добился единства чеченцев в этой борьбе.
Испытывая на себе давление со стороны царских войск, Чечня обратилась к Шамилю с просьбой защитить ее . ( С. ЧЕКАЛИН )http://gidepark.ru/user/3142840143/content/830202
Можно ли верить отрицательной оценке, которую давали те, кто был врагом Шамиля, совершал грабительские походы против кавказских горцев, участвовал в этих походах? Разумеется нет. Ни один ученый, ни один беспристрастный и компетентный человек, осуждающий социальный и национальный гнет, поддерживающий протест против этого гнета, движение против колониализма, ценящий и руководителей этого движения, не может исходить из оценки царских сатрапов, генералов, монархистов, верноподанных.
Царские военные историки, дворянские, буржуазные исследователи, говоря о Шамиле как отрицательной личности, в тоже время, вынужденны отмечать его положительные качества. Это делалось по двум причинам. Во первых, что бы поднять роль царских генералов, руководимых ими войск, которые длительное время не могли справиться с движением, возглавляемым Шамилем. Во вторых, царские верноподанные были вынужденны считаться с единодушной оценкой Шамиля, которая давалась как в обширной заподноевропейской, так и в русской литературе; не могли закрыть глаза на огромную популярность Шамиля среди горских масс. Поэтому приписывая горским народам самые отрицательные качества ("хищники", "дикари", "разбойники", "сброд" и т.д.) царские военные историки оказались вынужденные сказать и о популярности, незаурядных качествах Шамиля.
Царский генерал Н.И. Евдокимов писал: " И действительно, не показал ли Шамиль не раз, что он достойный и опасный противник наших кавказких генералов? И мог ли быть рядовым смертным тот, кто почти тридцать лет держал в своих руках и в своем полном подчинении дикую, разнузданную массу народа... Этот народ не имел ни правительства, ни порядка и ни чего другого, кроме своих обычеев, на основаниях которых он жил... Что бы руководить и управлять таким народом, нужно особенную силу воли ума... Куда ни повернешь дело, как ни строго отнесешся ко всем промахам и неудачам Шамиля, а все же выходит, что это был человек умный, решительный, достойный, которого в течении тридцати лет не могла задавить целая русская армия.
В журнале "Военный сборник" утверждается, что в политеке Шамиль действует истинно макиавеллистски ( т.е. как Н. Макиавелли) . В этом же журнале Шамиль назван гением, выдающейся исторической личностью. " В истории он станет рядом с Чингизханом, Темерланом. Такие люди родятся веками и вызываються на поприще обстоятельствам, которые не часто повторяются". Все сказанное в указанном журнале о Шамиле соответствует действительности, кроме сравнения его с Чингизханом и Темерланом. Шамиля нельза сравнить с ними, поскольку они были завоевателями. Шамиль же боролся с оружием в руках против царских завоевателей, вел справедливую войну.
Наибольший интерес из посвещенных Шамилю произведенний русских военнослужащих, историков, писателей представляют труды пристава Шамиля - полковника А. Руновского. Хотя последний - верноподанный монархист и поддерживал политику самодержавия, но все же он много правдивого писал о Шамиле, которого знал близко в течении более или менее длительного времени. В "Записках о Шамиле" А. Руновский правдиво описывает восторженный прием Шамиля в 1859г. в Петербурге жителями города. А. Руновский пишет также о том, как бывшие в плену у горцев солдаты глубоко уважали Шамиля. Один бывший пленный поцеловал руку Шамиля.
На вопрос А. Руновского, зачем он это сделал, солдат ответил: " Человек - то он стоящий: только там было пленным хорошо, где Шамиль жил, али где проезжал. Обижать нас не приказывал нашим хозяевам; а чуть было дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет его к себе, да еще как ни есть и накажет обидчика. Я это сам видел сколько раз".
Шамиля в Калуге почитали как героя не только простые горожане но и предводители дворянства.
Весьма положительную и подробную оценку Шамилю дает француский исследователь П. Заккон. Как утверждает автор, Шамиль - герой, борющийся за независимость Кавказа." Он - лев в бою...". Противники не могли видеть его лица, но услышав его громкий голос они поворачивались и обращались в бегство.. Аллах велик, говорят черкесы, и Мухаммед его первый пророк, а Шамиль второй. С каждым днем рос его авторитет. Ни один из вождей не имел подобной власти в Дагестане.
Как борца за свободу, имеющего выдающиеся способности и истинно человеческие черты, изображает Шамиля Люис Мосер. Он писал 1856г. что Шамиль "многие годы борется за свободу родной земли от коварной политики, вооруженных сил и лести России и заставляет окупантов повернуть назад с прекрасных плодовитых долин." Автор считает, что Шамиль " выдающийся, замечательный человек, мужественный вождь, почитаемый султан и пророк".
Шамиль проявлял религиозную терпимость, боролся против насильственных действий в отношении христиан. На территории имамата жили христианские монахи. К ним некоторые местные жители, отнеслись враждебно, допустили произвол, насилие к монахам, побили их, разорили монастырь. Узнав об этом, Шамиль приказал повесить " тех людей, которые посмели разорить манастырь и побить монахав". Религиозная терпимость Шамиля была широко известна. Он дозволял русским роскольникам, бежавшим в горы, строить новые часовни, поддерживать древние храмы, свободно отправлять в них богослужение, причем Шамиль за это не требовал податей и не налогал повиностей. Шамиль запрещал горцам грабить русских солдат, приказывал относиться к ним хорошо.
Царские власти не однакратно пытались склонить Шамиля на свою сторону. Но он не поддавался уговорам, зная коварство царя и его сотрапов, которые хотели держать в подчинении Дагестан и Чечню, грабить их богаства.
Царские генералы и чиновники не думали прекратить войну поскольку были заинтересованны в ней. "Для них война с горцами была средством продвижения по иерархической лестнице. Война была черезвычайно выгодна для военной верхушки, штабных чинов, интендантов, поставщиков. Война с горцами являлось для них неисчерпаимым источником славы, боевых заслуг, отличий, орденов, быстрого продвижения по службе и огромной наживы".
Справедливый, освободительный характер войны, которую возглавляли Кази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль, их высокие качества привлекали к этой борьбе не только горские массы, но и представителей других нации, народностей: русских, поляков, англичан и т.д.
Американский историк Милтон Макки пишет, что государство - имаммат представлял собой "хорошо организованную систему обороны, с концетрацией власти и единством действий. Эта организация, которая была вызванна потребностями государства вести непрерывную войну, где личнаая свобода необходимо и закономерно приносилось в жертву во имя общей независимости".
Вся деятельность имаммата была направленна на защиту территории Дагестана и Чечни от колонизаторов, на борьбу с ними и с местными феодалами. Были уничтоженны привилегии ханов и беков. Решая вопросы, связанные с оплатой труда, землепользованнием, Шамиль приказывал передавать пустующие земли соотвествующим лицам.
Имаммат поощрял развитие торговли, ремесла.
Государство имело хорошо обученную армию ,за короткое время Шамиль мог собрать 20-30 тысяч конниц и пехот. Имелась также " народная гвардия", в состав которой входили все жители сел в возрасте от 15 до 50 лет. Воиска Шамиля вынужденны были вести войну с огромными силами царских генералов, прменявших артилерию и другие виды оружия.
Не смотря на превосходство сил царских генералов, горцы наносили их воискам серьезные поражения. К 1854г. царская Россия потеряла в Кавказкой войне около 150 тыс.солдат.
Начальник штаба генерал-лейтенант Алексей Вельяминов первым сформулировал стратегию экономической блокады горцев. Ему также принадлежит пионерство в части введения в войсках нечто вроде сдельной оплаты труда: он из собственного кармана выплачивал подчиненным деньги за каждую отрезанную голову горца.
Генерал Воронцов Н.С. после взятия Солты в сентябре 1847г., отмечая мужество защищавших его в течении 2,5месяцев горцев, в своих мемуарах писал: " В долголетнем опыте мне редко случалось видеть неприятеля более упорного и стойкого, как гарнизон укрепления Салты, который составлен был из лучших и храбрейших людей Дагестана. Упрямые сопротевления этого гарнизона превосходят все, что европейской войне может быть известно".
Большое внимание в деятельности имаммата придавалось законодательству, правотворчеству, укреплению право порядка. Известно, что Шамилем было изданно 14 низамов по различным отраслям права: государственному, уголовному, гражданскому, уголовно-процесуальному, семейному, финансовому и тд. Многие нормы имели прогрессивное значение.
Имам установил довольно строгие наказания фалшивомонетчикам.
Много внимания уделялось вопросам брака, семьи.
Были учережденны орденна и медали за храбрость, проявленную в боях.
Феодальные привелегии были унечтоженны государством - иммаматом.
По приказу Шамиля, горцы собирали брошенные на поле боя трупы русских солдат хоронили их и ставили кресты на могилах.
Государство - имамат не проводила шовинистическую, националистическую политику, направленную на угнетение каких либо народностей. Не имело место, в частности , господство дагестанцев над чеченцами и ингушами, аварцев над другими дагестанскими народнастями. Не подвергались национальному угнетению и русские перешедшие на сторону горцев.
В 1853г. Шамилю было присвоенно звание Генералиссимуса.
Война закончилась в 1859г.
Когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, так же был при оружии, что говорит не о пленении Шамиля, а о почётном перемирии для завершения кровопролитной для обеих сторон войны.
И ещё: для пленного не дозволительно ставить какие-либо условия перемирия победителю, а имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых, он прекратит войну. А условия были практически неприемлемые для победившей стороны, но они были приняты:
1.Не препятствовать сохранению Ислама в Дагестане;
2.В Дагестане не распространять христианство;
3.Не призывать горцев служить в царской армии;
4.Не стравливать народы Дагестана друг с другом.
Были ещё и другие условия, и все они были приняты царём. В результате многолетних военных действий народы Дагестана находились в бедственном положении; были сожжены пастбища, поля и сады, уничтожен скот, отсутствовало элементарное пропитание, от голода умирали дети. После принятия царскими представителями основных условий, оценив тяжелое положение народов и во имя их спасения и сохранения, имам поступил как истинный мусульманин – пошёл на перемирие.
Никакого, даже почётного плена не было.
Умер имам Шамиль 4 февраля 1871г. в Мекке.
Он похоронен на священном кладбище Джанатуль-Бакия в Медине, рядом с могилой дяди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аббасом (мир ему).
Великий учёный тех времён Ахмаду Рифаи, собственноручно на надгробном камне имама написал: «Эта могила принадлежит приближённому к Аллаху муршиду, который воевал на пути Аллаха 25 лет, имаму, который следовал пути истины, великому алиму, правителю правоверных, шейху Шамилю-афанди из Дагестана. Пусть Аллах очистит его душу и приумножит его благие деяния».
Комментарии