Лукашенко пора переходить от слов к делу

Грядущая экономическая помощь Белоруссии должна быть обусловлена встречными политическими шагами

Белоруссия может рассчитывать на экономическую помощь со стороны России – об этом в ходе встречи с министром иностранных дел республики Владимиром Макеем сообщил президент Александр Лукашенко.

Сообщил, не вдаваясь в лишние подробности, лишь отметив, что соответствующие заверения он получил персонально от своего российского коллеги Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева.

Сомневаться в правдивости данной новости не приходится – Лукашенко тем и отличается от своего украинского коллеги, что не выдает желаемое за факт, да и при всех недавних неприятных эпизодах с критикой российской политики остается одним из немногих конструктивных партнеров, которыми разбрасываются почем зря не стоит.

Но все же, чем будет обусловлена наша поддержка братьями белорус сам, за какое «спасибо» мы готовы им помочь именно сейчас, когда сами переживаем кризис?

Об этом в беседе с обозревателем KM.RU рассказали постоянные эксперты портала:

Политолог, директор Центра гуманитарных исследоааний РИСИ Михаил Смолин:

- Лидер Белоруссии напоминает порой «ласковое теля, которое нескольких маток сосет». В определенной степени, надо признать, в этом есть его талант. В конце концов, для столь малого по территории государства такого рода политические телодвижения в чем-то действительно обоснованы.

Другой вопрос, что такого рода телодвижения возможны в экономической сфере, но в политической они могут раздражать соседей своей непоследовательностью. Так или иначе, то, что белорусская экономика периодически оказывается в ситуации, когда ей требуется помощь со стороны то европейского союза, то Российской Федерации – это суровая реальность.

Сложно сказать, что именно обещали Александру Григорьевичу наши президент и премьер, детали договоренностей не афишируются. Возможно, речь может идти о каких-то дополнительных налоговых послабления внутри Союзного государства или Таможенного союза, возможно стороны достигли договоренностей о новых торговых преференциях – думаю, об этом мы узнаем уже а скором времени.

Важно, что белорусское руководство вновь, после определенного политического охлаждения на фоне украинских событий, снова приехал в Россию, снова входит в переговоры, просит об экономической помощи.

Это говорит о том, что интеграционные процессы на евразийском пространстве между Белоруссией и Россией развиваются на уже достаточно глубоком уровне и именно с Москвой Александр Лукашенко связывает главные надежды на помощь, которая в трудную, критическую для Белоруссии минуту подоспеет всегда.

- Например, при «Майдане»? Янукович, помнится, тоже метался между Россией и Европой...

- Нет, я бы не стал даже сравнивать эти ситуации.

Все же Украина всегда была настроена по отношению к России более критично. Верховная Рада, напомню, так и не ратифицировала соглашение о членстве этой страны в СНГ, и на протяжение последних 25 лет своего самостоятельного существования Украина в интеграционные процессы на евразийском пространстве практически не входила – даже при президентах, чья риторика была более-менее дружественной или, вернее сказать, конструктивной.

«Майдан» на территории нынешней Белоруссии невозможен хотя бы уже в силу того, олигархов там нет как класса, а националисты представляют там ничтожное маргинальное меньшинство. И уже это делает реализацию проекта «Майдан» на территории Белоруссии невозможным.

Политолог, директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ Валерий Коровин:

- Белорусская государственность с самого своего начала, с момента распада Советского Союза, существует за счет как политической, так и финансовой поддержки России, если под таковой понимать прежде всего субсидирование стоимости газа, нефти и других ресурсов, необходимых для существования белорусской промышленности.

Плюс ко всему, Белоруссия является ещё и торговым партнером России, при этом существующем в режиме максимального благоприятствования и открытия рынков для белорусских товаров. В этом случае поддержка Белоруссии выглядит совершенно логичной, естественной и последовательной.

При этом, Россия в ответ рассчитывает конечно же не только на слова и завершения со стороны Лукашенко, которые мы все слышим на протяжении последних двадцати с лишним лет, но и уже на какие-то реальные шаги в нашу поддержку.

Друзья познаются в беде, и в нынешней сложной ситуации, в которой сегодня оказалась Россия в связи санкциями и падением цен на нефть, как раз самое удобное время доказать свою дружбу и выразить уже не словесную номинальную, а реальную поддержку, облаченную в политические формы.

Белоруссия должна чётко размежеваться с проамерианской хунтой, которая засела в центре Киева и довела до краха страну. Минск также должен поддержке Россию в ее борьбе с террористами в Сирии. Я уже не говорю о признании Абхазии и Южной Осетии, которое до сих пор со стороны Минска не наступило.

Все это – в интересах самой Белоруссии, как страны, которая стоит «следующей» в очереди стран, где должна произойти смена режима. Тесное сотрудничество с Россией таким образом становится для Минска еще и прямым вопросом выживания.

Не надо думать, что США отказались от идеи «белорусского Майдана», просто его реализация – дело поэтапное. После каждой неудачной силовой попытки расшатывания режима силами извне Белоруссия переживает этап внутреннего разложения, деморализации, политической «перепрошивки» элит, а за этим снова следует попытка прямого раскачивания ситуации.

Это просто нужно понимать - Белоруссия пока что движется по пути «Майдана», но отменить такую перспективу Лукашенко вполне по силам.