Арбат зачистили от художников, музыкантов и торговцев

На модерации Отложенный

Префектура Центрального округа Москвы вместе с полицией ежедневно устраивает рейды против незаконной торговли на Арбате. Об этом «НИ» сообщили в пресс-службе ведомства. Москвичи с конца января обсуждают гонения на уличных художников Арбата – напомним, троих из них доставили в полицейский участок и оштрафовали. Ранее Арбат пришлось освободить музыкантам – те, по мнению стражей порядка, мешали проходу граждан. Корреспонденты «НИ» прошлись по опустевшему Арбату и поинтересовались у его уже немногочисленных обитателей, как они адаптируются к переменам и собираются ли «отвоевывать» легендарную улицу.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

shadow

В обычный будний день на Арбате непривычно пусто – только промоутеры раздают рекламные листовки да спешат по своим делам прохожие. Не видно привычных развалов с книгами, художников, рисующих шаржи. Не слышно музыки. «Это какое-то чудовищное издевательство над городом, над его традициями. На Арбате всегда было много музыкантов, художников, там кипела своя жизнь, был свой микроклимат. Туда можно было прийти утром и зависнуть там до вечера. А сейчас это просто проходное место с зазывалами в ломбард», – написал недавно на своей странице в Facebook координатор общества «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

За несколько месяцев с Арбата исчезли музыканты и торговцы книгами. А недавно пришли и за художниками. Как ранее сообщали «НИ», в конце февраля полицейские отняли у трех портретистов образцы работ и художественные принадлежности и оштрафовали каждого на 2,5 тысячи рублей за незаконную торговлю.

Облава прошла «в рамках рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на предмет законности осуществления предпринимательской деятельности со стороны», пояснили «НИ» в управлении внутренних дел по ЦАО. А доставить портретистов в участок было решено потому, что у «художников отсутствовала разрешительная документация на осуществление торговли». Представитель УВД в устной беседе с «НИ» указала, что жалобы на художников и музыкантов от граждан в полицию поступают. Однако кто и на что именно жалуется, собеседница «НИ» рассказывать отказалась, сославшись на невозможность разглашать конфиденциальные данные.

«Размещение стендов художников по продаже картин, а также уличных музыкантов с звукоусиливающей аппаратурой не предусмотрено схемой размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговли на территории ЦАО», – пояснили «НИ» в пресс-службе префектуры округа. Там сообщили, что ведомством совместно с УВД «организована работа по пресечению несанкционированной торговли, ежедневно проводятся рейды по пресечению незаконной торговли, в том числе на улице Арбат». В префектуре считают, что деятельность художников подпадает под статью 11.13 КоАП «Осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест». Штраф – до пяти тысяч рублей.

После того январского рейда на Арбате почти не рисуют. Единственный художник, который встречается корреспонденту «НИ», ютится у Театра Вахтангова. Пожилой мужчина представился Сашей. «Полиция меня не трогает. Я-то у «Праги» не стою, а у ресторана они грызутся между собой.

Нам главное – не конфликтовать с полицией. Мы можем работать и в других местах: в парке Горького или в Измайловском парке. Но ходим сюда, потому что привыкли к Арбату. Уже и не помню, сколько я тут работаю».

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

shadow Представитель инициативной группы уличных художников Владимир Лобкович пояснил «НИ», что главная задача активистов – доказать власти, в том числе и через суд, что художники – не торговцы, а творческие личности, которые украшают город. В планах у активистов – устроить своеобразный флешмоб: собрать через соцсети людей, которых рисовали художники, и попросить в условленное время прийти на Арбат с их работами. «В один прекрасный день на Арбате соберется многотысячная толпа с нашими портретами. Вот только заявку в мэрии оформим…».

Первыми освободить Арбат было приказано музыкантам – активно штрафовать их начали весной 2014 года. Практически всем вменяли статью, появившуюся в КоАП после событий на Болотной площади в 2012 году: согласно ей, создание вокруг себя толпы, создающей помехи движению, наказывается рублем или арестом до 15 суток. Одновременно с первыми громкими задержаниями в Мосгордуме стали звучать идеи лицензировать деятельность музыкантов или разрешить им играть только в специальных «резервациях».

Группа музыкантов «Интуиция+» (Сергей Бурлаков, Сергей Барахин и Елена Писарева) не против того, чтобы на их работу ввели патенты: «Так будет даже лучше, ведь рынок декриминализуется. Мы точно будем знать, что работаем в безопасных условиях». При этом платить больше 5 тысяч рублей за такое разрешение они не готовы. С недавних пор «Интуиция+» играет не на самом Арбате, а возле метро. Музыканты жалуются, что к центру Арбата пройти невозможно: «Охранники магазинов быстро прогоняют. А ведь это был именно стиль Арбата, его атмосфера, особенно когда профессионалы выступают. А теперь циркачи, акробаты, вынуждены по метро болтаться».

Нелегко приходится и арбатским букинистам, которые всегда по закону были обязаны согласовывать с властями свою работу – торговое место они арендовали у города. Корреспондент «НИ» встретила на Арбате только одну такую лавку. Ее владелец рассказал, что продавцов книг сейчас сильно поубавилось, и процесс этот начался 7–8 месяцев назад: «Раньше много книжных точек на Арбате было, а сейчас почти все закрылись. Я здесь давно работаю, за право торговать своевременно плачу, а других, видимо, за неуплату разогнали», – сказал букинист Сергей.

С некоторых пор заключать контракты с букинистами Москва перестала, сказал «НИ» торговец книгами Юрий Лучников: «В Москве сейчас нет ни одной легально работающей лотковой точки, поскольку новые разрешения на торговлю не выдавались». Но дело не только в этом. С 1 июля в Москве действует торговый сбор для книжных магазинов, который составляет несколько десятков тысяч рублей в квартал (для ЦАО – 60 тысяч) и распространяется даже на лоточников, для которых такая сумма неподъемна. «После введения торгового сбора закрылась примерно половина букинистических точек Москвы», – сетует Лучников.