Сирийская война: после Женевы-3

Межсирийские переговоры в нейтральной Швейцарии проходили шесть дней – с 29 января по 3 февраля с.г. За этот срок оппозиционная делегация посетила штаб-квартиру европейского отделения ООН… один раз. Дабы передать представителям официального Дамаска свой ультиматум о частичной капитуляции сирийского правительства. Дерзкий блеф не удался, планов подлинного диалога у оппозиции не было. Женева-3 предсказуемо закончилась, едва начавшись.

За шесть дней женевской бравады в самой Сирии произошли прискорбные для террористической оппозиции события. Сирийская правительственная армия прорвала четырехлетнюю (!) блокаду двух городов в провинции Алеппо. Тем самым перерезав основные каналы снабжения боевиков, начинающиеся от турецкой границы. Возможность подпитки террористов сдвинута на горные дороги и тропы – но там и пропускная способность ниже, и к опасности авианалетов добавляются шансы артиллерийского поражения батареями САА. Логистика боевиков подорвана в наиболее уязвимом, критически важном месте. Они отступают под натиском курдов, их теснят радикальные сторонники халифата и армия Асада. От крупного поражения в битве за Алеппо «светских» бандитов отделяют несколько недель.

Одновременно сирийская правительственная армия нанесла ряд ощутимых ударов по сторонникам халифата и загнала его группировку численностью около 3 тысяч фанатиков в глубокое полуокружение восточнее Алеппо. Снабжение и пополнение «полуокруженцев» весьма затруднительно. Головорезов отправляют навстречу гуриям удаленным образом, с помощью бронетехники, артиллерии и авиации. Армия Асада готова пожать плоды крупнейшей оперативной победы над ИГИЛ за все годы существования черного квазигосударства – победы без участия проамериканской коалиции из 65 стран и вопреки всем тяжестям пяти лет войны.

Одновременно в южной сирийской провинции Дераа успешно развивается наступление САА, к освобождаемым поселкам добавляются сравнительно крупные города и районы. Сорваны попытки халифата захватить анклав Дейр-эз-Зор, с большими потерями для джихадистов. С трудом и медленно, но подавляется сопротивление разношерстных банд в провинциях Хама, Хомс и восточнее Дамаска. Приморская Латакия и Тартус, густонаселенные районы вдоль ливанской границы и столичный сирийский регион фактически избавлены от непосредственной смертельной угрозы. Что лишь подчеркивается ростом террористической активности, взрывами и гибелью совершенно мирных людей…

В целом по всей Сирии отряды «светской» и «черной» оппозиции терпят военные неудачи нарастающих масштабов. В многосторонней гражданской войне позиции официальных властей и курдского ополчения усиливаются день ото дня. В данный процесс вынуждены вмешиваться кураторы и спонсоры сирийской оппозиции. Толкаясь локтями и громко завывая «Держите меня семеро, я в гневе зол и страшен!».

В последней декаде января свои намерения вторгнуться в Сирию озвучили представители Центрального командования США. Правда, лишь после разгрома ИГИЛ в Ираке и за спинами курдских формирований. Численностью то ли 500, то ли 800, то ли целых 1.300 морских пехотинцев. При этом в Ираке уже находится пятитысячный элитарный контингент US Army, занятый тщательной охраной посольства и собственных драгоценных персон. Поэтому фазу решительной атаки на джихадистов перенесли на весну – скорее всего, будущего года. После президентской смены в США и корректировки внешнеполитических ориентиров.

В начале февраля с.г. планы боевых действий на сирийской территории озвучили власти Саудовской Аравии. Разумеется, против (своих побратимов) халифата и без учета мнения официального Дамаска на сей счет. Но саудовские вооруженные силы втянуты в «маленькую победоносную» войну за йеменского президента. Около года Эр-Рияд с нефтеналивными союзниками не способен справиться с партизанами-хоуситами и с осколками йеменской армии. Обладая протяженной сухопутной границей с Йеменом. Пользуясь подавляющим военно-техническим превосходством над всеми сторонами йеменского конфликта, вместе взятыми. Десантирование саудовских подразделений в сирийскую пустыню на головы ИГИЛ выглядит маловероятным.

Готовность поддержать саудовского сюзерена в сирийской войне высказали власти Бахрейна. Не имея сил подавить массовые протесты у себя стране, обращаясь за помощью к Саудовской Аравии при колебаниях собственного трона. Весной 2011 года потребовалась срочная переброска 1.000 саудовских полицейских для ликвидации «бахрейнской весны».

Три четверти населения островного королевства придерживаются шиитской версии ислама, память о жестокости саудовских спецназовцев свежа и болезненна. Интервенция в Сирию гарантированно дестабилизирует сам Бахрейн.

Страны-старожилы НАТО демонстрировали решительные намерения уничтожить ИГИЛ, но по большей части в медиа-пространстве. Единственный французский авианосец отплыл в восточное Средиземноморье, но внезапно приплыл в Персидский залив. Где и крейсирует по сей день, ограничиваясь несколькими боевыми вылетами авиагруппы в неделю. Британские бомбардировки халифата восхитили канцлера ФРГ и остались незамеченными самим халифатом. Сама Германия обещала отправить на борьбу с ИГИЛ несколько тысяч солдат и отправила ... несколько разведывательных самолетов.

Единственной региональной державой с наступательным потенциалом для вторжения в Сирию является Турция.
Турецкая интервенция в Сирию ожидалась еще летом 2012 года, после уничтожения турецкого самолета-разведчика сирийскими ПВО. Дипломатические отношения между странами были разорваны, в октябре 2012 отмечались взаимные артиллерийские перестрелки через линию границы. Сирийская авиация была вынуждена не приближаться к турецким рубежам – возникла благоприятная для протурецкой оппозиции бесполетная зона шириной 10 км. В Анкаре возобладала стратегия опосредованного вмешательства в сирийский конфликт, завуалированного подавления курдов и САА силами управляемой оппозиции.

В середине прошлого года Фортуна повернулась лицом к оппозиции, Анкарой не управляемой – к курдским формированиям и к отрядам ИГИЛ. Еще летом 2015 к сирийской границе были переброшены 50-60 тысяч турецких военнослужащих, более 200 танков Leopard, свыше 500 бронемашин, десятки ударных вертолетов, сотни единиц ствольной и реактивной артиллерии. Районы возможных боевых действий проинспектировали командующие 2-ой турецкой армией и всем турецким спецназом. Более полугода турецкая войсковая группировка занята полицейско-жандармским подавлением курдской партизанской активности – насколько вероятна открытая турецкая интервенция в Сирию?

Она опасна вооруженным столкновением с окрепшей сирийской правительственной армией, с иранскими добровольцами и российскими ВКС.
Она не позволяет рассчитывать на НАТО – альянс обязуется помогать своему участнику при нападении на него, но не в случае агрессивного вторжения натовца за пределы собственных границ.
Она не имеет и не будет иметь международного мандата по линии ООН – времена пробирочных аргументов имени К. Пауэлла остались в прошлом.
Она чревата потерями, причем не только человеческими. Эскалация российско-турецкого антагонизма способна привести к закрытию черноморских проливов (Турцией) и симметричными проблемами с обеспечением самой Турции энергоносителями из РФ.
Турецкая интервенция в Сирию спровоцирует усиление военно-технической помощи курдам и создание независимого турецкого Курдистана. Если в феврале 2016 уличные бои с использованием пулеметов и минометов идут в центре миллионного турецкого города Диярбакыр – что начнется после выдвижения армии за пределы страны?!
Турецкая интервенция в Сирию приведет к героизации нового турецкого генералитета – правящая элита едва успела пересажать старых многозвездных «героев».
Это вторжение не восстановит нефтяного сотрудничества с ИГИЛ и вряд ли поможет разобщенной «светской» оппозиции удержать позиции в турецком приграничье.

Издержки и угрозы от масштабного нападения на Сирию весьма велики. Проецирование турецкого могущества на юг продолжится в виде экспедиций в Ираке силами до батальона, рейдами спецназа или спорадическими обстрелами Сирии. Дальнобойные удары по Ираку посредством артиллерии и авиации турецкие военные осуществили 04.02.2016 – естественно, при гробовом молчании союзников по НАТО. Активность Анкары имеет основной целью воспрепятствовать курдской государственности. Ради чего и необходима мощная войсковая группировка в юго-восточной Турции.

Однако недооценка воинствующего авантюризма турецких властей опасна. С 5 февраля 2016 года безопасность российской авиабазы Хмеймим обеспечивается не только комплексами ПВО С-400 и наземными подразделениями, но и круглосуточным дежурством новейших истребителей Су-35С, с дальностью обнаружения целей до 400 км. До возобновления межсирийских переговоров 25 февраля может произойти многое. Как на театрах боевых действий, так и в дипломатическом диалоге, связанном с сирийской войной.
Si vis pacem, para bellum.