Шаткое положение формата «Женева 3»
Воскресный день – 31 января 2016 года, принадлежал исключительно журналистам. И все это благодаря стремлению делегации оппозиции, приехавшей из Эр-Рияда, превратить площадку переговоров в Женеве в поле «информационного сражения» с правительственной делегацией, нарушая тем самым обращение спецпосланника ООН Стефана Ди Мистуры не делать каких либо заявлений и не организовывать пресс-конференций ни одной из делегаций, участвующей в переговорах
После того, как Стефан Ди Мистура перенес заседания на понедельник, воскресенье должно было быть выходным днем для правительственной делегации. В то же время делегация Эр-Рияда объявила об организации пресс-конференции в 12 часов по местному времени в своей временной резиденции.
Постоянные нарушения со стороны делегации Эр-Рияда привели к тому, что Джафари пригласил большое число журналистов и назначил встречу с ними на 13:30 по женевскому времени, то есть через полтора часа после начала назначенной представителями оппозиционной делегации пресс-конференции.
После того, как Ди Мистура и делегация Эр-Рияда узнали о том, что правительственная делегация назначила встречу с журналистами для того, чтобы сделать официальные заявления, началась «информационное сражение» с целью спутать время встречи, назначенное доктором Джафари. Делегация Эр-Рияда объявила о том, что откладывает начало назначенной ранее пресс-конференции, а также о продлении времени встречи «вежливости» с Де Мистурой с тем, чтобы журналисты не успели на встречу с главой сирийской правительственной делегации.
Когда Джафари начал свое выступление, журналисты один за другим начали покидать пресс-конференцию, организованную делегацией Эр-Рияда, направляясь в резиденцию, где расположилась делегация сирийского правительства. В назначенное время зал, где проходила встреча, был заполнен представителями прессы, и план по срыву этой встречи провалился. Возможно, что то, что произошло тогда, грозит информационной войной в еще больших масштабах в ближайшие несколько дней.
Глава правительственной делегации на пресс-конференции еще раз подтвердил, что делегация намерена очень серьезно работать с целью достижения решения, которое положит конец кризису, продолжающемуся в стране уже пятый год.
Джафари сказал, что исходя из обязательств правительства и из уважения к приглашению спецпосланника ООН и резолюции 2254 СБ ООН, правительственная делегация прибыла в Женеву для начала переговоров между сторонами сирийского конфликта для запуска политического процесса без каких либо предварительных условий и вмешательства извне. По его словам оппозиция не проявила уважения ни к резолюции 2254, ни к обращению спецпосланника Ди Мистуры, добавив, что «сегодня уже 31 января, а переговоры не начались – оппозиция задержалась на 5-6 дней и это доказывает ее несерьезность и безответственность»
Он обратил внимание на то, что ООН не имеет окончательного списка участников переговоров со стороны оппозиции и некоторые региональные, западные и мировые игроки сводят все усилия к нолю, настаивая на единой делегации, представляющей оппозицию. Он добавил: «Тот, кто выдвигает предварительные условия для начала переговоров, приехал для того, чтобы подорвать переговорный процесс».
По его словам, если в резолюции Совета Безопасности ООН говорится о том, что на переговорах должен быть представлен наиболее широкий спектр оппозиционных сил, и эта резолюция нарушается, значит, есть те, кто хочет насадить свой избирательный подход и двойные стандарты.
Перед этим, в то время, как Ди Мистура проводил неофициальную встречу с делегацией, прибывшей из Эр-Рияда, члены этой делегации организовали пресс-конференцию, на которой Басима Кадмани заявила, что делегация прибыла в Женеву после того, как получила необходимые гарантии и обязательства. Им были предоставленные конкретные обязательства по серьезному улучшению гуманитарной ситуации. Она добавила, что для оппозиции неприемлемо начинать политические переговоры прежде, чем улучшится ситуация в этой сфере.
Кадмани подчеркнула, что оппозиция получила заверения от Ди Мистуры, от Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, и от Госсекретаря США Джона Керри.
Со своей стороны пресс-секретарь Высшего совета по переговорам Салем аль-Маслат сказал, что комитет готов сделать десять шагов, если правительственная делегация сделает хотя бы один шаг, но он уверен, что президент Башар Асад не готов идти на уступки. Он назвал встречу, которая состоялась у оппозиционной делегации с Ди Мистурой в воскресенье «очень положительной». Аль-Муслит утверждал, что правительственная делегация «прибыла не для того, чтобы найти решение, а для того, чтобы получить больше времени и убить большее число сирийских граждан».
Французское агентство «Франс пресс» в ночь на воскресенье передало сообщение Высшего комитета по переговорам, сформированное по результатам конференции в Эр-Рияде, что он пригрозил выйти из переговоров «Женева 3» в случае, если не будет прекращен огонь.
По последним сообщениям из Женевы, встреча спецпосланника ООН Стефана Ди Мистуры с правительственной делегацией, назначенная на понедельник на 12:00, отложена, как минимум, до следующего дня. Планировалось, что в понедельник Ди Мистура начнет раздельные переговоры с правительственной делегацией в первой половине дня, а с делегацией от оппозиции встреча должна была состояться вечером. После встречи с делегацией от оппозиции, которая состоялась тогда, Ди Мистура призвал не упустить эту возможность, которую он назвал «исторической».
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель Джубейр сказал, что «Саудовская Аравия и Турция поддержат сирийскую оппозицию не зависимо от того, решат ли они принять участие в переговорах в Женеве, или откажутся от переговоров». В ходе совместной пресс-конференции в Эр-Рияде со своим турецким коллегой Моулют Чавуш Оглу он подчеркнул, что переговоры должны сосредоточиться на переходе власти, и на том, чтобы Асаду не отводилась никакая роль в будущей Сирии.
Параллельно с переговорами в Женеве, курдские силы самообороны Сирии пригрозили жестко ответить на любые провокации со стороны турецкой армии на сирийской территории, возложив на Анкару ответственность за любые события, которые могут произойти.
