Прощание с иллюзиями-12

На модерации Отложенный

Добро и зло. Или иллюзия искоренения зла.

Все утописты мечтают искоренить из человечества зло. И им эта идея кажется осуществимой.

Во-первых, само понимание, что есть добро и что есть зло далеко не однозначно. Понятия добра и зла вовсе не одинаковы у разных людей.В разных обществах в разные исторические эпохи. И даже в одном обществе в разных его слоях.

И тем более понятия добра и зла применяемые к личности не стоит бездумно переносить на общество. Спасти жизнь ребенка, не считаясь с материальными затратами - для отдельного человека - можно считать добром. А вот для правительства - потратить половину годового бюджета страны на спасение одного ребенка - явное зло.

Оценивать жизнь ближнего деньгами для отдельного человека - "зло". А вот для государства - не так все просто. Отдельный человек может себе позволить отдать все что имеет ради спасения ближнего. А вот общество в целом - не должно. Надо объяснять, почему?

Ну хорошо - для непонятливых. Ресурсы общества не безграничны. И бездумно потратив их на одно "доброе дело" мы тут же провалим кучу других. Потратив миллиард на спасение одного больного ребенка - мы тем самым отнимем его у других больных, которых на этот миллиард можно вылечить десятки и сотни тысяч. Так будет ли такое спасение ребенка добром?

Второе - даже если точно договориться, что считать "злом" - возможно ли и нужно ли искоренять зло. БЕСПЛАТНЫХ ПИРОЖНЫХ НЕ БЫВАЕТ.

Любую ли цену следует платить за это искоренение? Борьба со "злом" не так уж редко оборачивается еще большим злом. Вспомним пресловутую борьбу с алкоголем - на ней как раз перед перестройкой взрастили мафию, получили взрыв наркомании и токсикомании, самогоноварения, кучу отравлений. Не говоря уже о бюджетных потерях в очень болезненный для страны период.

Всегда есть "зло" в кавычках или без, с которым либо бороться слишком накладно, либо не стоит, ибо борясь с ним, мы разбудим другое зло.

Вот скажем, порнография, которую многие считают "злом". Но в Дании после отмены запрета сексуальная преступность упала в два раза. Аналогичные результаты отмечены в Германии и Японии. Да, кого-то порно может возбудить и толкнуть на что-то нехорошее. Но как оказалось, куда большее количество наоборот, удовлетворяется виртуалом и не идет в реал. Но несмотря ни на что - по-преженму находится куча моралистов, жаждущих "искоренить" порнографию.

Практически во всех случаях реальный выбор стоит не между "добром" и "злом", а между большим или меньшим добром и одновременно большим или меньшим злом. Это даже если не говорить об изрядной относительности понимания добра и зла.

Вот, скажем, идея искоренения преступности. Уменьшение и удержание на некотором уровне - вполне разумный подход.

Но вот полное искоренение?.. Возможно ли оно, даже если каждого второго превратить в полицейского? Что, собственно, представляет из себя преступность? Это нарушение некоторыми людьми заданных обществом правил поведения. И очевидно, что полностью уничтожить преступность можно, только превратив людей в роботов. В роботов, не способных ни в каком случае пренебречь заданными правилами. В безынициативную биомассу, в стадо, способное только исполнять указания вожаков.

Ну а с вожаками как быть?... Опять, как всегда с утопиями, начинает маячить тоталитаризм.

Ну а если не превращать людей в зомби, то неизбежно правила будут нарушаться, и часть этих нарушений будет делаться вовсе не с благими намерениями. Впрочем даже если человек сам считает свои намерения благими, еще большой вопрос - так ли это с точки зрения остальных. Немало террористов считают, что действуют во имя высшего блага...

И не только в перечисленном дело. Любые действия вызывают далеко не только те последствия, которые нам бы хотелось видеть. Борьба за искоренение преступности - потребует материальных и человеческих ресурсов, которые придется отрывать от других нужд общества. Это очевидно.

Менее очевидно, но не менее существенно - раздувание репрессивно-надзорного аппарата неизбежно приведет к усилению его роли и влияния в обществе. К превращению в серьезнейшую самодовлеющую силу, которая запросто может быть обращена против самого общества или его части далеко не в благостных целях. Как говорится - лекарство может оказаться хуже болезни. Давным-давно сказано: нет худа без добра и добра без худа.

Благими намерениями вымощена дорога в ад - тоже сказано давным-давно. И какими бы замечательными и добрыми ни были стремления утопистов, ни к чему хорошему они привести не могут. Представьте себе - человек с самыми лучшими намерениями полез с ломом исправлять цветной телевизор. А ведь человеческое общество устроено куда сложнее цветного телевизора.

Или человек, имеющий весьма смутные сведения об анатомии и медицине вообще, взялся делать операцию кухонным ножом. Для утопистов как раз характерна железобетонная уверенность, что они всегда точно знают, что есть добро, а что есть зло. Независимо от того, насколько они действительно понимают, что хотят сделать, насколько это возможно, и куда это приведет.

Фактически, если разобраться, утопист претендует на роль Бога. Пытаясь перекроить по своим шаблонам и общество и человека. Но ему и в голову не приходит, что он не всеведущ, и уж тем более - не всемогущ.

(продолжение следует)

https://maxpark.com/community/4512/content/5009947