Пусть жирные коты расплачиваются за других

На модерации Отложенный

Почему идея пустить крупные вклады физлиц на спасение проблемных банков не так уж плоха.

Министерство финансов предложило новый механизм спасения банков — принудительно направлять крупные вклады частных лиц (размером более 100 млн рублей) в уставной капитал проблемных банков. В Минфине отмечают, что физлица с такими крупными вкладами не отличаются от юридических, поэтому должны прийти на помощь банкам и минимизировать масштабные расходы государства. Сейчас идея обсуждается в рамках внутриведомственной дискуссии в Минфине, а предельная сумма изымаемого вклада пока не оговорена.  Аналогичный механизм активно применялся кипрскими властями в 2013 году для спасения банков в условиях кризиса. Тогда в рамках реструктуризации финансовой системы был введен единовременный налог на вклады, превышающие 100 тысяч евро.

«Новая газета» попросила доктора экономических наук Никиту Кричевского прокомментировать инициативу чиновников.

— Ничего нового в этих заявлениях нет. Это старая инициатива, ей уже около 6-7 лет. Россия взяла на себя обязательство внедрять этот механизм еще на саммите Большой двадцатки в Санкт-Петербурге (то есть еще в 2013-м году — Ред.).

Задача ставилась лицемерная: избежать траты бюджетных денег на спасение нерадивых банков. В связи с этим у меня возникает вопрос: а в случае с «Внешпромбанком», где держали вклады жены многих высокопоставленных чиновников, будет то же самое? Ведь там речь шла о о достаточно крупных вкладах — 300-400 млн рублей.

Что касается реакции рядовых вкладчиков, то ее не будет. В первую очередь потому, что 99% россиян не представляют себе, как можно положить на счет в банке такие суммы. У львиной доли населения таких денег никогда не было. Поэтому пусть «жирные коты» расплачиваются за проблемы других.

Представьте, треть сборов НДФЛ у нас в стране формируют лишь 0,7% населения. Это менее миллиона человек, за них не надо так сильно переживать.

Главное, чтобы эта инициатива  — не по спасению, а по переформатированию финансового оздоровления банков — не перешла на вклады большего процента россиян. Не исключаю, что такой исход событий тоже вероятен, и тогда мы действительно сможем говорить об этом в негативном ключе.