Эксперт: повстанцы отступают под давлением ВКС России
«Несмотря на начало мирных переговоров в Женеве, противоборствующие стороны в Сирии продолжают сражаться. Военное вмешательство России и Ирана продолжает ослаблять сирийских мятежников»: пишет в своей статье «Повстанцы на северо-западе Сирии отступают под давлением российских бомбардировок» редактор раздела «Кризис в Сирии» на сайте Центра Карнеги Арон Лунд.
30 сентября ВКС России начали бомбовые удары в Сирии. Правительство Ирана присоединилось к действиям российских военных, увеличив численность экспедиционного корпуса, состоящего из иранских, иракских, афганских шиитов, на передовой на юге Алеппо.
Хотя на большинстве участков линии фронта ситуация мало изменилась, четыре месяца постоянных российских бомбардировок и наступление Сирийской арабской армии (САА) вместе с её союзниками-шиитами, похоже, истощили силы оппозиции. Эффективность согласованных российско-иранско-сирийских действий признал даже американский генерал, председатель объединённого комитета начальников штабов Джозеф Данфорд-мл., заявив, что «режим Асада сейчас находится в лучшем положении» в сравнении с тем, что было до вмешательства России.
Медленное укрепление позиций Асада
В южной части Сирии, Иордания и её союзники сдерживают сирийских боевиков, которых они контролируют через так называемый «Центр военных операций» (Military Operations Center). Ходят слухи, что в настоящее время Россия стремится договориться о прекращении огня напрямую с Амманом и, возможно, ещё с один или несколькими другими государствами. Недавно начался новый виток противоречий внутри сирийской оппозиции, а освобождение города Шейх Мискин правительственными войсками привело ещё к большему ослаблению противников Асада на юге страны.
Ещё более изменчива ситуация на севере, где доминируют мятежники. Правительственным войскам не удалось вернуть территории, потерянные весной 2015 года (Идлиб, Джиср-эш-Шугур и Эриху). Однако, несмотря на это, армия добилась значительного прогресса на северо-западном направлении. Силами САА, Национальной обороны (СНО) и местного алавитского ополчения повстанцы были изгнаны из суннитских населенных пунктов в горных районах на севере Латакии.
Поддерживаемые Ираном шиитские формирования захватили анклав к югу от Алеппо и теперь угрожает охватить Алеппо с запада, где у сирийской оппозиции существуют серьезные структурные проблемы. Между тем, отряды САА продвигаются дальше на восток по территории, контролируемой ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ). В свою очередь курдские силы двигаются им навстречу. Обе стороны, стремятся извлечь выгоду от ослабления ИГИЛ в Алеппо.
Война в северной Латакии
Наступление правительственных войск в северной Латакии продвигается медленно, проходя по сложной горной местности. Многие из этих районов были под контролем коалиции местных суннитских повстанцев и иностранных джихадистов в течение двух или трех лет, что дало им достаточно времени укрепить позиции.
Поскольку правительству не хватает сухопутных войск, армия решила действовать, опираясь на подавляющее преимущество в огневой мощи, в том числе современных артиллерийских систем, которые поставляет Россия, в частности, ТОС-1А «Солнцепёк». Нанося ракетно-бомбовые и артиллерийские удары, САА и её союзники постепенно и методично захватывает высоты.
В январе правительственные войска вышли к деревне Сальма, которая служила базой сопротивления оппозиции в северной Латакия с 2012 года. Освободив селение Хан аль-Джоуз и ряд стратегических высот, армия получила контроль над трассой М4, которая соединяет позиции повстанцев между горой Джебель Туркман рядом с границей с Турцией и Джиср-эш-Шугур в провинции Идлиб. После чего фронт дрогнул, в течение трех дней, армия захватила Рабию (Rabiah), укрепила контроль над Джебель Туркман.
Сопротивление сохраняется в Джебель Акрад районе к востоку от Рабии, однако сил повстанцев хватает лишь на организацию партизанского движения и диверсионных операций, благодаря труднодоступности местности.
Слишком много управлять?
Пресс-секретарь группировки «Ахрар Аш-Шам» на сирийском оппозиционном сайте «Syria Direct» объяснил провал в Сальме отсутствием достаточного количества бойцов: «Мы просили много раз, чтобы отправили другие бригады для подкрепления на побережье Латакии». Однако по его словам лидеры повстанцев отдают приоритет направлению к Алеппо и контролю КПП Баб аль-Хава.
Аналогичную оценку дал чеченский лидер небольшой отряда иностранных боевиков-джихадистов Муслим аль-Шишани. На видео он жалуется, что бойцы в провинции Идлиб просто проигнорировать бедственное положение «своих братьев» в Северной Латакии.
Согласно данным местных источников, основной причиной поражения сирийской оппозиции является не малое число подготовленных бойцов, а скорее разрозненность сил оппозиции и недостаточная координации на различных участках. Основная часть имеющихся боевиков находится в составе небольших отрядов Свободной сирийской армии (ССА), которые имеют мало возможностей и мотивации выходить за пределы родного города. Лишь большие организованные группировки, а также идеологизированные джихадисты способны проводить полноценные боевые операции против сирийской армии.
Вызов для иностранных боевиков
В конце декабря шариатский судья из Саудовской Аравии Абдулла аль-Мухайсини, влиятельная фигура в «Армии завоевания» (Джайш аль-Фатх), крупнейшей исламистской коалиции в провинции Идлиб, призвал из-за рубежа «суннитских добровольцев» и даже постановил, что вступление в войну в Сирии является «фард аль-айн», то есть личный долг каждого трудоспособного мусульманина. Для Мухайсини Сирия является главным фронтом в битве против ползучего захвата Ираном суннитской территории: «Либо мы остановить нападение шиитов в Сирии или мы будем плакать и сожалеть об этом позже, как это случилось в Ираке и Ливане».
Вместе с тем, привлечение к войне с Асадом иностранных боевиков является спорным вопросом в среде сирийской оппозиции. Как заявил в интервью Сэму Геллеру оппозиционный журналист: «Ха! Только в том случае, если нам нужно больше Аль-Каиды».
Из организаций, входящих в Джейш аль-Фатх, лишь Фронт Нусра активно принимал иностранцев в свои ряды, другие члены коалиции стремились избежать ассоциации с международным терроризмом. Дискуссия об иностранных наемниках привела к тому, что Джейш аль-Фатх покинула один из учредителей – группировка Легион Шама (Faylaq al-Sham), близкая к братьям-мусульманам.
На этом негативном фоне обострились междоусобицы внутри вооруженной оппозиции. В частности, возник конфликт за контроль над городом Салькин между Фронтом аль-Нусра и группировкой «Ахрар аль-Шам», которые являются основными силами в Джайш аль-Фатх. После недели боев было принято решение встретиться в центра города и урегулировать конфликт.
Не всё так плохо складывается для сирийской оппозиции. Пока внутренние разногласия не мешают военному сотрудничеству, повстанцы в провинции Идлиб остаются грозной силой. Со стороны Саудовской Аравии, Катара, Турции и США через турецкую границу не прекращается помощь. Асад пытается перекрыть границу, двигаясь на восток от Латакии.
Хотя президент Сирии набирает обороты, остается много вопросов относительно сплоченности правящей элиты и имеющихся у режима ресурсов. Уже в течение 5 лет государственный аппарат находится в состоянии войны и войска Асада вели наступление в течение четырех месяцев без перерыва. Армии необходима передышка. Повстанцы могут воспользоваться моментом, чтобы перегруппироваться и, возможно, их зарубежные покровители увеличит поставки оружия, если Женевский процесс не даст необходимых результатов? Это, возможно. Но сейчас, сирийские повстанцы в беде.
Комментарии
--------------
А с каких это пор поганая террористическая мразь из ССА и ИГИЛ стала "повстанцами"?
Мало кому могут отрезать головы?