Факторы, определяющие историческую тенденцию смены политического строя общества
На модерации
Отложенный
Факторы, определяющие историческую тенденцию
изменения политической строя общества
Главные вопросы
В жизни человека наступает момент, когда появляется желание самостоятельно ответить на самые главные вопросы бытия. Как известно, главным вопросом философии является вопрос: «что первично, материя или сознание?» . Мой личный жизненный опыт, вся моя психология, логика мышления, мое воспитание и образование, но, пожалуй, в первую очередь природная интуиция, не оставляли у меня сомнения в том, что Бога не существует. Я стал атеистом с раннего возраста, с детских лет, как только научился самостоятельно мыслить, задолго до того, как начал изучать в школе, а затем техникуме, институте, аспирантуре философию марксизма-ленинизма, изучение которой мне было интересно, но принципиально не переворачивало мое сознание и мировоззрение, а лишь систематизировало его, и подтверждало мою инстинктивную убежденность. Мучительного поиска ответа на этот вопрос в моей жизни не было, еще и потому, что в силу субъективных обстоятельств я был вынужден напряженно искать ответы на гораздо более остро стоящие передо мной вопросы, и в частности:
- почему так утроена жизнь, что одним дается от природы сила, здоровье, способности, возможности удовлетворения своих самых разных потребностей, а удел других - быть изгоями в жизни, постоянно бороться и напряженно работать , чтобы добиться элементарного уважения, права на существование, возможности удовлетворения самых скромных потребностей?
- в чем заключается общественная справедливость, и в чем целесообразность? В чем добро, а в чем зло, в чем красота, и в чем безобразность?
- можно ли изменить мироустройство, чтобы добра и справедливости стало больше, а человеческих страданий меньше?
Я с всегда чувствовал, и жизнь постоянно напоминала мне, что рассчитывать на чудо бесполезно, более того – глупо, полагаться можно только на свои силы и волю, а надеяться (но не слепо верить) можно лишь на помощь хороших и добрых людей (я встречал таких на своем пути, в этом было мое счастье). А от Бога, который «щедро» наградил меня от рождения, я ничего хорошего не ждал. И то, что я не верил в него, было проявлением моего инстинкта самосохранения, который уберег от бесплодных и мучительных, разрушающих личностное начало обвинений постороннего, пусть даже «высшего существа» в том, что оно к тебе равнодушно. Внутренняя честность перед самим собой, воспитанная моими родителями, прямыми и порядочными людьми, не терпящими лжи и фальши, не позволила мне впасть в соблазн сладкого самообмана, и перенести ответственность за мою судьбу на кого-то другого, всемогущественного, у кого надо было просить благодать, удачу как милостыню. Во мне, не одаренном щедро от природы силой или какими-то особыми талантами, было, однако, заложено то свойство, которое верующие люди называют гордыней. Я не мог признать кого-то своим господином, согласиться с тем, что должен служить ему, исполнять все его желания и прихоти, принимать его мнение за истину, отказавшись от веры в свою способность понимать причины всего происходящего, давать оценки всему в категориях Добра и Зла., и действовать так, как считаю справедливым и должным, Я всегда знал и чувствовал, что не имею права отказаться он личной ответственности за свои решения и действия, вверив себя кому-то, пусть даже порядочному, мудрому и всемиогущему. Отказ от своего «я», от веры в свою способность понимать главное и в то, что именно моя совесть является мерилом справедливости моих поступков (а не мнение духовных проповедников, изложенное в религиозных учениях, или захватившей политическую власть «элиты», возведенное в ранг юридических законов) было для меня равносилен смерти.
Поэтому в своем стремлении понять с позиции материализма, что определяет общественные процессы, я заведомо игнорировал «божий помысел», как решающий фактор. При этом, однако, мне было совершенно ясно, что «не хлебом единым» определяется поведение человека, и что помимо меркантильных прагматических интересов есть другая, высшая мотивация его деятельности. Я это не просто абстрактно понимал, или видел на примерах окружающих, но и чувствовал по себе (мне всегда странно было видеть, как сугубо материальные блага являлись главным стимулом человека к действию, мне это представлялось просто скучным). Разумеется, к моменту, когда я приступил к написанию первых разделов книги, в целом у меня уже были готовые ответы на вопросы, своей задачей я ставил четкие формулировки в изложении своих представлений и их научное обоснование (как известно любая мысль существует лишь в той мере, в какой сформулирована в словах, так же как и то, что научный анализ любых явлений - процессов начинается с численных оценок их параметров).
Меня интересовало, можно ли оценить категории Добра и Зла, как действия, определяющего изменение состояния общества, характеризуемого некоторым параметром, количественно, в числах. Для этого мне пришлось ответить на вопрос: как можно определить основное качество общества количественным показателем? Опыт и теоретические знания разработчика радиотехнических информационно - энергетических систем подсказывали мне, что общество, как социально-энергетическая система (также как и любая техническая) должно характеризоваться своим главным показателем - энергетической эффективностью.
Как ее следует понимать? Будем опираться на известные из техники представления. Напомним, что в информационно-энергетической технической системе эффективность характеризует степень совершенства алгоритмов обработки энергии и информации. Это же, очевидно, справедливо и для общества.
С другой стороны общество характеризуется уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Степень совершенства первых и мера соответствия им вторых определяют не только эффективность общественного производства и технический прогресс, но и весь процесс возвышения культуры общества. В конечном итоге логика умозаключений привела меня к выводу, что энергетическую эффективностью общества следует понимать, как некий физический показатель его материалистической деятельности, который характеризует уровень его экологичности (который определяется выходом совокупного полезного продукта, соизмеренным с затраченными материально-энергетическими ресурсами). Если взглянуть на общество с еще более глубоких позиций, то его энергетическую эффективность можно характеризовать как меру приращения закономерностей в окружающем мире, соотнесенную с затраченными энергией.
Соответственно понятия Добра и Зла можно характеризовать как действия, имеющие следствием повышение или понижение энергетической эффективности общества.
Факторы, определяющие энергетическую эффективность
производительной деятельности общества
Физические факторы
Факторы, определяющие энергетическую эффективность совокупного действия группы энергетических элементов (ЭЭ), образующих систему (будь то техническую, или общество) вытекают из законов сложения сил.
Свои заключения относительно способов повышения эффективности действия общества (как социальной энергетической системы), я сделал на основе рассмотрения физической модели общества, представив его предельно просто - в виде . совокупности равных по силе членов общества в количестве N ( в физической модели общества я называю их энергетическими элементами социальной системы - ЭЭ).
При определении энергетической эффективности действия членов общества следует понимать важный момент. Будучи представленными в модели как источники силы, элементы общества (люди) обладают потенциальной способностью вырабатывать мощность, в том числе и полезную (каковой будем считать ту, которая производит полезную работу для общества). Величина этой мощности зависит как от силы, генерируемой элементом, так и от «нагрузки » - объекта приложения сил, так и «внутреннего сопротивления» ЭЭ, которое вкупе с его силой определяет предельную генерируемую им мощность. Соотношение сопротивления нагрузки и внутреннего сопротивления определяет коэффициент полезного действия ЭЭ – т.е. его КПД. Если нагрузка ЭЭ стремится к бесконечности (т.е. дело очень трудное ), то элемент практически не вырабатывает мощности (этот режим называется в электротехнике «режимом холостого хода» ). Получается ситуация, когда элемент ( человек) вырабатывает силу, но работу произвести не может. Такое же обнуление усилий ЭЭ происходит и тогда, когда его действие на некоторый объект – нагрузку компенсируется противо направленным действием на эту же нагрузку другого равного по силе элемента, в результате чего происходит «аннигиляция» сил обоих ЭЭ. Т.о.. сама по себе потенциальная способность ЭЭ вырабатывать силу не является гарантом того, что им будет совершена какая-либо работа. Любое действие, в т.ч. и полезное предполагает в большей или меньше степени свободу элемента в ареале действия, предельная индивидуальная мощность ЭЭ вырабатывается им при его независимости от других субъектов, расположенных в его зоне действия, вектора сил которых направлены противоположно или под тупым углом к вектору силы данного ЭЭ. Внешняя принудительная связь ЭЭ через объект приложения сил в указанном случае снижает совместную эффективность ЭЭ вплоть до нуля.
Можно представить и другой предельный случай, когда ЭЭ действуют независимо, и т.о. свободно относительно друг друга. Эта независимость может быть достигнута благодаря разнесенному действию в пространстве или во времени, и в том и другом случае можно говорить об ортогональном действии в широком смысле ( таком, при котором вектора сил ЭЭ направлены под прямым углом друг к другу) . В этом случае все N элементов, входящих в систему производят на одинаковых нагрузках некоторую одинаковую мощность, которая в N раз превышает мощность каждого из них (системой такую совокупность ЭЭ можно назвать, конечно, условно).
И наконец, рассмотрим третий предельный случай, когда все ЭЭ действуют согласовано. При этом вектора их сил складываются по модулю, а совместная мощность возрастает в N квадрате раз. (здесь мы предполагаем, что все ЭЭ действуют на одну и ту же нагрузку – объект приложения сил). В данном случае наблюдается «эффект синергизма» (эффект синхронного сложения сил), в результате которого эффективность действия каждого ЭЭ, действующего в системной «связке», возрастает в N раз (!). Это и есть эффект разумного управления процессом коллективной деятельности, максимальное значение коэффициента эффективности управления N элементами равно числу элементов N.
Как видим, формально алгоритм любого совокупного действия – взаимодействия N элементов системы находится внутри некоторого объема возможного «пространства действий».
Тут надо отметить, что направление «полезного действия» совокупности ЭЭ входящих в социальную систему - общество может быть различным, выбор его мы пока не рассматриваем (он является прерогативой самого общества, если оно суверенное и независимое, или внешнего управления, если оно не обладает суверенитетом), а лишь факторы, влияющие на эффективность их совместного действия. Но полагаем, что этот выбор сделан. И тогда появляется возможность определения КПД действия системы, а так же ее коэффициента эффективности – КЭФ.
Всю совокупность ЭЭ, образующих энергетическую систему, можно представить совокупностью векторов сил, характеризующихся проекциями на оси «пространства действий». Их векторная сумма определит общую направленность действия, и его абсолютную величину – модуль. Существуют три наиболее интересных и характерных случая взаимодействия ЭЭ:
- 1. Все ЭЭ действуют одновременно, несогласованно будучи связанными принудительной внешней связью (т.е. действуют на один предмет, делают одно дело). В этом случае происходит взаимное подавление импульсов сил, и их совместная эффективность в N раз меньше, чем у одного ЭЭ, а общая работа всех N элементов равна работе одного элемента, которую он совершил бы, действуя независимо.
- 2. Все ЭЭ действуют одновременно независимо, каждый на свой отдельный объект приложения сил, в этом случае каждый ЭЭ совершает работу, пропорциональную квадрату его силы, и общая работа в N аз превышает работу одного элемента.
- 3. Все ЭЭ действуют одновременно согласованно во времени и пространстве. В этом случае они развивают совместную мощность в N в квадрате раз большую, чем каждый отдельный элемент.
Т.о. совместное действие может быть в одних случаях более эффективным, чем независимое действие отдельных элементов, но может быть менее эффективным.. Этот параметр эффективности общества в принципе может изменяться в диапазоне от 1/N до N.
Приведенные варианты взаимодействий ЭЭ показывают как управленец, у которого есть возможность поворачивать фазы действия элементов социальной энергетической системы (попросту манипулировать поведением людей), может влиять на результат совместного действия людей – он может как повышать их эффективность путем согласования действий, так и снижать эффективность их действий практически до нуля. (вопрос как это сделать в социальной системе, влияя на поведение людей, пока не рассматриваем, здесь важно понять сам механизм управления группой ЭЭ, трудовым, военным коллективом и обществом в целом). Т.е. «объем пространства управления» действиями элементов энергетической системы численно равен квадрату величины N.
Рассмотрение вышеприведенных факторов, определяющих эффективность энергетического функционирования любой энергетической системы, будь то технической, биологической или социальной, не оставляет сомнения в преимуществах коллективного «согласованного» труда, и, соответственно коммунистических отношений в принципе, теоретически это можно считать доказанным. В свете рассмотренных выше факторов, определяющих энергетическую эффективность социальной системы, становятся совершенно ясными причины смены политических формаций общества.
Философия марксизма-ленинизма объясняет причины их смены как неизбежность, вызванную борьбой противоречий, несоответствием уровня развития производительных сил и производственных отношений. Раскрывая конкретное содержание этого, несомненно, верного, но весьма обобщенного определения, мы неизбежно приходим к рассмотрению физики социальных процессов. Именно физика - точная наука, изучающая причинно следственные связи в естественных природных процессах, дает четкие ответы на философские вопросы, не оставляя места субъективным трактовкам и предпочтениям.
Используя физический подход и инструменты математики, мы видим: вся логика исторических процессов, и, в частности, смены политических строев в обществе подспудно определялась именно внутренним стремлением социального организма к повышению своей эффективности, Первобытно – общинный строй сменился рабовладельческим, затем феодальным, затем капитализмом. И каждый из этих политических строев характеризовался более высоким уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
С позиции физики и кибернетики (и философии) в историческом процессе развития общества надо выделить два направления.
- повышение эффективности действия отдельного ЭЭ – социального субъекта, достигаемое посредством его образовательного и квалификационного потенциала;
- повышение эффективности взаимодействия всех ЭЭ, входящих в систему.
высокой эффективностью взаимодействия людей – трудовых элементов общества (ЭЭ).
И в том и в другом случае повышение эффективности общественного хозяйства достигается путем увеличения организованности действия субъектов. Первое направление характеризуется упорядочиванием временных фрагментов индивидуальных действий субъекта, его можно определить как способ повышения эффективности последовательности действий. Второе направление характеризуется согласованием одновременных во времени действий различных субъектов, входящих в систему, его можно определить как способ повышения эффективности параллельных действий субъектов .
Примечание. Развернем сказанное выше подробнее. Любое сложное действие можно представить последовательностью простых действий. Простое действие – фрагмент сложного действия представляет собой действие некоторой силы F на протяжении интервала T, т.е. импульс силы I = F* T , который производит некоторую работу A = I*I* k (т.е. работа определяется произведением квадрата импульса силы и некоторого коэффициента пропорциональности, зависящего от объекта приложения силы и внешних условий, в которых действуют субъекты). Обстоятельства, определяющие коэффициент k, не влияют как на эффективность последовательных действий одного субъекта, так и эффективности параллельных действий группы субъектов, входящих в систему, и при рассмотрении физических принципов повышения эффективности индивидуальных и групповых действий им можно пренебречь.
Рассмотрим подробнее, как достигается повышение эффективности индивидуальных действий. Это можно увидеть, рассмотрев физическую модель действий субъекта, представив его в виде источника импульсов напряжения, равных по амплитуде U, разнесенных во времени (т.е. характеризующихся определенной фазой). Предположим, что источник силы действует на интервале времени Т, представляющим собой сумму равных интервалов t (Т = N*t). Предположим также, что эти импульсы расположены последовательно во времени, т.о. что после окончания предыдущего начинается следующий, что означает что их фазы ортогональны, т.е. импульсы некоррелируемы, и не складываются. В этом случft по окончании серии импульсов производится работа рваная A = N *U*U*t*t*k, [1]. т.е. в N раз большая, чем в при действии только одного импульса. Смысл организующих управленческих усилий состоит в том, чтобы изменить фазы импульсов, т.о., чтобы они совпали. Очевидно, что более поздние импульсы сдвинуть по времени вперед физически невозможно, но можно задержать электрические импульсы с помощью линии задержки т.о. чтобы все они сложились в конце интервала T (T – t до t). При этом напряжения импульсов на этом интервале сложатся, и суммарное напряжение схемы увеличится в N раз, а значит, мощность развиваемая источником напряжения на этом интервале длительностью t превысит среднюю мощность раздельного действия импульсов в N*N (N в квадрате раз). Т.о. согласование усилий отдельных импульсов (их источников, а в обществе – людей ) приводит к росту средней мощности в N раз. Именно такую процедуру обработки и осуществляет согласованный фильтр в радиотехнических и радиолокационных приемниках, благодаря чему достигается выделение детерминированного сигнала с известной фазовой характеристикой из смеси полезного сигнала и шумовых и искусственных помех.
В реальной деятельности людей (работников) ситуация, конечно, сложнее. Оптимизация действий состоит в следующем. Сложное дело, состоящее из совокупности простых, можно выполнить пошагово, с интервалом времени t, и тогда совершенная работа определится по вышеприведенной формуле [1]. Однако, если существуют работы одного вида (формально, в модели, это представляется как импульсы с одной фазой комплексной огибающей ), то можно распределить усилия работника (источника импульсов) т.о., чтобы эти виды работ осуществлялись последовательно и непрерывно во времени. При этом длительность импульса, выполняющего данный вид работы возрастает в L, раз, и соответственно средняя вырабатываемая за это время мощность тоже в L раз. Чем более однородна работа, тем больший выигрыш при правильной организации труда получается, в пределе он равен N. Если же работы все разнородны, то эффект управления получить невозможно в этом случае каждому работнику дается свое задание (т.е. свой вектор действий, если рассматриваем действие в пространстве, или фаза, если рассматриваем действие во времени ).
Формально оптимизация действий в пространстве, когда речь идет о согласовании действий субъектов, входящих в группу, идентична оптимизации действия одного субъекта во времени. Когда субъекты, выполняющие однородную работу, действуют одновременно на один объект (одну нагрузку), они. развивают мощность большую, чем способен развивать каждый субъект порознь, благодаря эффекту синергизма. (Более подробно эффект согласования действий энергетических элементов рассмотрен в моей работе [1]). Но также именно благодаря синергизму вырастает средняя и мгновенная максимальная мощность, вырабатываемая отдельным субъектом, благодаря согласованию отдельных фрагментов его действий, разделенных во времени. (Физически более плавные действия одного человека по отношению к другому воспринимаются как более эффективные, тогда как дерганные движения даже не знающим физики наблюдателем «ощущаются» как менее эффективные).
Так происходит согласование действий отдельных субъектов (людей) во времени и пространстве. Именно освоение этого механизма и составляет физическую суть исторического прогресса общества.
Комментарии